Воспитательное мероприятие для учащихся 8-9 классов:"Премудрости этикета"

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Воспитательное мероприятие в 8-9 классах учителя Нововасилевского УВК "Гармония" Швец Ирины Михайловны по теме "Премудрости этикета".

Учебно-методическое обеспечение:

План сценария воспитательного мероприятия

Цель: формирование этикета учащихся и культуры обращения, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.

Задачи:

Учебная: Познакомить учащихся с правилами этикета, нравственными ценностями и нормами поведения, правилами хорошего тона.

Воспитательная: Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям. Анализ собственной манеры поведения, отношения в обществе и коррективы в процесс общения с людьми.

Развивающая: Развивать нравственность, этическую культуру, стремление к самосовершенствованию, осознать всю ответственность, предстоящей жизненной позиции.

Оборудование: Оформленная доска; макет солнца; листочки с клейкой основой; "Правила" (2 экземпляра); "Прописные истины" (1 штука); карточки "Портрет тактичного человека" (на каждого учащегося); "Клятва вежливости" (для каждого учащегося).

СЦЕНАРИЙ

Написано на доске: Этика - наука о нравственности и добродетели. (Аристотель) Ничто не дается человеку так дешево и не ценится так дорого, как вежливость!(Сервантес) Воспитание – высшее из благ.(Р.Киплинг) Делая полезное другому, помогаешь себе.

ПЛАН (написан на доске)

1 Этика и этикет. (Этикет – ум для тех, у кого его нет. Вольтер)

2 Речь и этикет.

3 Тон делает музыку.

4 Школьные правила этикета.

5 Культура внешнего вида.

6 Поведение в общественных местах. (Прописные истины)

7 Духовность и нравственность.

Учитель: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный мир – радость, горе, беду, несчастье. Своим поведением, своими поступками не причиняй человеку боли, обиды, волнений. Умей поддержать человека, помочь ему, когда у него горе. Умей воспитать себя так, чтобы ты не «сыпал соль» на чужие, болезненные раны, чтобы громко не ступал грязными сапогами там, где необходимо задержать дыхание; чтобы не ломиться в двери, когда надо тихонько, на пальчиках, зайти в них, чтобы не смеяться тогда, когда всем грустно». (читает) Так считал Сухомлинский. Стать таким человеком он желал каждому. И я хочу, чтобы вы стали вежливыми, воспитанными и культурными людьми. Культурный человек желаем в любом коллективе. Он успешен в бизнесе, на любой должности.

Ученик 1: Живя рядом, общаясь между собой, вот уже много столетий, люди научились различать хорошее и плохое: хорошие поступки от плохих, положительные черты характера от отрицательных. Все хорошее накапливалось людьми и со временем стало правилами хорошего тона. Все правила хорошего поведения, приобретенные человечеством, называют «этикет». К этикету относится то, как человек общается с другими людьми, его внешний вид, поведение в общественных местах, манеры, поступки, жесты, способы приветствия, культура речи и другое.

Ученик 2: Слово «этикет» пришло в наш язык еще в начале 18 столетия, это приблизительно 300 лет тому назад. «Этикет» - французское слово, в переводе – этикетка, ярлык. Всем известно, что этикетка сообщает покупателю о вещи, товаре, о его качестве, составе, размере, дате выпуска и другом. Этикеткой для человека служит то, как он ведет себя среди людей, как придерживается правил этикета.

Ученик 3: Наука, которая изучает соблюдение человеком правил этикета, называется этикеткой. Тесно с этикой связана и наука этика. Она помогает человеку разобраться в большом разнообразии вкусов, привычек, чувств, цветов. Учит человека выбирать наилучшее, не теряться в разнообразии.

Ученик 4: Люди издавна уважали воспитанность и осуждали все нехорошее. Поэтому народное творчество богато пословицами и поговорками:

1. Жизнь дана на добрые дела.

2. Дружба дороже денег.

3. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

4. Не спеши языком, поспеши делом.

Выходят еще 4 ученика.

Ученик 5: Подчинение определенным правилам поведения, облегчает общение между людьми, их понимание, помогает человеку ориентироваться в обществе. Особенности речи, родного языка также связывают нас с окружающими, служат показателем нашей культуры, воспитанности. Ученик 6: Один из важнейших признаков, по которому мы узнаем культурного человека, - это сдержанность и ритмичность его речи. Культурный человек не допускает резких колебаний громкости и высоты своего голоса. Подумайте, много ли вы можете назвать таких лиц в классе?.. - Следовательно, о культуре речи тоже надо заботиться, так?

Ученик 7: А вот еще вопрос, над которым стоило бы подумать. У школьников, да и вообще у молодежи часто появляются словечки, отличающиеся от слов, которыми пользуются взрослые. Это в какой-то мере естественно, так как каждый возраст накладывает отпечаток на стиль речевого общения. Однако, стоит ли подхватывать, любое слово, которое употребляют сверстники, лишь потому, что оно не такое, как у взрослых?

Ученик 8: За яркостью, образностью жаргонного слова нередко стоит пренебрежительное отношение к окружающим, с которыми общаешься, в том числе и с такими, как ты. Подчинить свою речь жаргону, переходить на него в общении со сверстниками, значит обеднить и речь, и самого себя.

Учитель: Давайте подумаем, как часто вы прибегаете к жаргону? Одни – чаще, другие – реже. Возникают вопросы:

1. Отчего так?

2. Какое это вызывает отношение у вас?

3. А как относятся к вам те, кто в основном пользуется жаргоном?...

- Вероятно, здесь можно сделать вывод, чем меньше у человека реальных оснований на уважение других, тем важнее для него использовать чисто внешние признаки, обращающие на себя внимание. Увы, эти признаки часто далеки от культурных!

Выходят еще ученики к доске.(2 ученика, потом 7,а потом 3)

Ученик 9: Один из самых важных знаков речевого этикета – приветствие. С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми. Поэтому не владеть формулами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться.

Ученик 10: Заглянем немного в прошлое. Замечательный знаток русской речи Даль собрал в своем сборнике немало приветственных формул, которые были приняты в прошлом.

Ученик 11: Здороваясь, с заканчивающими жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!»

Ученик 4: Молотильщикам также желали успешной работы: «По ста на день, по тысяче на неделю!»

Ученик 12: С девушкой, черпающей воду, здоровались: «Хлеб да соль!»

Ученик 13: Придя в гости, говорили: «Чай да сахар!»

Ученик 14: Вежливый человек должен был не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетную формулу. Когда женщине, занятой дойкой, говорили: море под коровой!», у нее наготове был ответ: «Река молока!»

Ученик 15: Рыболова приветствовали: «Улов на рыбу!». «Наварка на ушицу» - отвечал он.

Ученик 11: Женщине, которая месит хлеб, желали: «Спорынья в квашню» (удачи). «Сто рублей в мошну!» - был ее ответ.

Ученик 9: Простые приветствия укрепляли стиль доброжелательного отношения людей. Они и сейчас связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения.

Ученик 1: Это прекрасно выразил Владимир Солоухин:

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы. –

Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ученик 3: Давайте и мы на капельку радостнее и добрее сделаем нашу жизнь.

Учитель: Давайте посмотрим список известных формул прощания, и те случаи, когда их использовать: (записано на доске)

ФОРМУЛЫ СИТУАЦИИ
До свидания ! В любой ситуации.
Всего хорошего! В любой ситуации с оттенком пожелания.
До встречи! Вместо до свидания, когда предвидится назначенная встреча.
Прощайте! При расставании на длительное время или навсегда.
Спокойной ночи! Доброй ночи! Прощание на ночь.
Счастливо! Непринужденное, дружественное. С оттенком фамильярности.
Всего! Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще молодежью.
Привет! Пока! Бывай! Чао! Будь! Грубовато, не литературно.
Разрешите попрощаться! Официальное.
Разрешите откланяться! Официальное, используют люди старшого поколения.

Ученик 2: Нужно отметить, что отказ от этикетных знаков, когда ситуация требует их применение, это сообщение часто чрезвычайной важности.

(На доске)

ВЫ ТЫ
Обращение к незнакомому или малознакомому человеку. Обращение к близкому, хорошо знакомому человеку.
Обращение к равному или старшему по возрасту, или должности человеку. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к человеку.
При официальных обстоятельствах общения. При неофициальных обстоятельствах общения.
Обращение сдержанное, с подчеркнутой вежливостью. Обращение к равному или младшему по возрасту, должности человеку.

Ученик 7: Вы, наверное, заметили, что одни и те же слова могут звучать по разному: вежливо, доброжелательно, ласково или сухо, дерзко, высокомерно. И зависит это от тона. В прошлом слово «тон» обозначало общий характер поведения человека. Говорили: хороший тон, дурной тон. Выражение «задавать тон» толкуется в словаре Даля как «франтить, пускать пыль в глаза». Так что, наверное, нет смысла «задавать тон», верно?

Ученик 16: Основой хорошего тона является вежливость. У вежливости и невежливости есть многочисленные степени и оттенки. Они обозначаются такими понятиями как «корректно», «учтиво», «галантно», «любезно», если поведение вежливо; и «заносчиво», «высокомерно», «грубо», «спесиво», «манерно», «церемонно», если поведение невежливо.

Ученик 17: Вспомним подробнее о двух оттенках вежливости, очень нужных в общении, способных передать необходимый тон отношений к человеку. Это «галантный» и «корректный».

Ученик 6: Галантный – это изысканно вежливый и любезный по отношению к женщинам. Не просто вежливость, а изысканность, т.е. особая утонченность форм этикета; любезность или внимание и готовность помочь, оказать услугу. Человек корректный «ведет себя в полном соответствии с существующими правилами поведения». Человек корректный не обидит Золушки, но в его глазах ей никогда не увидеть себя принцессой. Зато в зеркале галантности это возможно. Галантность доброжелательна и умеет дарить что-то такое, что появляется лишь после того, как его уже заметили.

Ученик 10: Вежливость проявляется в совпадении правил приветствия взрослых и сверстников при встрече с ними, общении, обращениях с просьбой, благодарностью, в умении пользоваться словами вежливости.

Выходят 9 учеников.

Ученик 4: Правила приветствия направляются на то, что встретив знакомого взрослого, нужно остановиться и, слегка поклонившись, поздороваться, сказав: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день» или «Добрый вечер».

Ученик 13: Приветствуя взрослого, нужно назвать его пор имени и отчеству.

Ученик 15: Со старшими здороваться нужно первым, но никогда не следует первым подавать руку.

Ученик 12: Если старший по возрасту вошел в комнату, то школьнику нужно обязательно встать, первым поздороваться, предложить вошедшему стул и не садиться самому до тех пор, пока не сядет старший и не пригласит сесть младшего.

Ученик 8: Ко всем старшим и незнакомым надо обращаться на «вы».

Ученик 14: Если школьник обращается с вопросами к взрослому, то нужно попросить на это разрешение, сказав: «Разрешите спросить» или «Прошу вас, скажите пожалуйста», «/Будьте добры сказать».

Ученик 7: При просьбе к старшим или товарищу нужно не забывать добавлять слово «пожалуйста».

Ученик 16: Вежливость в отношениях со сверстниками проявляется по-другому, здесь равенство не допускает грубости, обидных прозвищ, кличек.

Ученик 17: От мальчиков требуется «рыцарское отношение» к девочкам: умение пропустить девочку вперед, уступить ей место, подать пальто и т.д.; но и девочки должны быть вежливыми, знать слова благодарности.

Ученик 11: Этика поведения начинается с опрятной внешности. Это значит, что человек с хорошими манерами обладает и соответствующим внешним видом, умением согласовать, соразмерить проявление своих эмоций с правилами приличий. Только малокультурный человек выйдет на улицу в рваной обуви, в грязном костюме или запачканном платье. Вспомните, что в старину показаться неряхой перед земляками, заморскими или иностранными гостями считалось большим проступком. Иван Грозный нескольких московских богатеев за неряшество в костюме бил нещадно, так как, по его мнению, вид этих людей мог быть истолкован иностранными гостями превратно, они могли подумать, что все остальные неряхи.

Выходят 5 учеников.

Ученик 9: Положение 1. Чистота – это твое украшение. А немецкая пословица гласит: «От небрежной одежды и не прибранной комнаты один шаг до ссоры».

Ученик 4: Большое значение для внешнего вида имеет осанка. Походка должна быть максимально естественной. Не рекомендуется задирать нос перед окружающими. Движение рук должно соответствовать размеру и ритму шага. Сидеть тоже нужно уметь. Об этом говориться еще в своде правил, изданном в конце 18 столетия. Сидеть прилично, как следует из них, нелегкое искусство:

Ученик 3: «Не держать голову так, будто она посажена на кол, и не раскачивать ею из стороны в сторону».

Ученик 2: «Не скрещивать руки на груди, не прижимать их к бокам, не расставлять локти, не играть пальцами, не вертеть чашку в руках, не поправлять прическу или платье».

Ученик 1: «Держать корпус прямо, не сидеть в кресле так, как будто вы в него вросли, не сползать на край кресла, не ерзать, словно сидишь на иголках, не класть ногу на ногу».

Ученик 5: Положение 2. Осанка и походка – это выражение твоей воспитанности. Уважительное отношение к вкусам других и требовательное к себе – тоже важная традиция этикета. Вкус – это прежде всего умение взять из моды то, что вам больше всего подходит. Не мода для моды, а мода для людей. Человеку со вкусом она поможет оттенить достоинства, скрыть какие-то дефекты.

Ученик 1: Неукоснительное соблюдение правил поведения в общественных местах – показатель культуры человека. Ученики 1 и 2 по очереди зачитывают некоторые правила.

Некоторые правила











Ученик 1: Вежливые люди умеют ценить внимание окружающих, быть благодарными за оказанную услугу, спешат на добро ответить добром.

Ученик 2: Высшей формой вежливости является предупредительность. В ее основе чуткость к потребностям, интересам окружающих, сопереживание.

Ученик 1: Мы рас смотрели элементарные правила этикета, соблюдение которых каждый культурный человек считает обязательным для себя.

Ученик 4: Правила поведения за столом, когда мы едим вместе с другими, намного больше, чем когда человек ест в одиночку.(читает дальше прописные истины)

Прописные истины.

1. Положи салфетку на колени.

2. Не откусывай большие куски.

3. Не разговаривай с полным ртом.

4. Если тебе что-то нужно с дальнего конца стола, не тянись за ним, а попроси передать.

5. Не начинай есть, пока все не сядут за стол и пока не начнут предлагать всем.

Учитель: Ну как можно запомнить эту массу правил? И – прежде всего – почему этих правил так много? При совместном приеме пищи люди очень тесно контактируют друг с другом. Когда сидишь близко к кому-то, то поневоле замечаешь, как себя ведут твои соседи за столом. Правила поведения за столом были разработаны таким образом, чтобы максимально учесть безопасность и интересы всех участников, и для того, чтобы сделать совместный обед максимально приятным для всех. Хотите верьте, хотите нет, но если рассматривать каждое из правил поведения за столом по отдельности, то оказывается, что оно действительно имеет смысл. Большими кусками пищу откусывать не нужно, так как при этом можно подавиться. Не стоит разговаривать с полным ртом, потому что и здесь существует опасность подавиться, и кроме того, пытаясь откашляться в этом случае, вы имеете шанс забросать сидящих рядом кусками полу пережеванной пищи, что достаточно неприятно. Если вы тянетесь за чем-то через весь стол, вы можете по пути опрокинуть что-то другое. В основе всех правил хорошего поведения за столом лежит здравый смысл. И если вы будете помнить об этом смысле, запомнить правила поведения и выполнять их окажется не трудно.

А теперь давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы:

ВОПРОСЫ

1. С чего начинается любое застолье? – с мытья рук.

2. Как используется полотняная салфетка? – ее кладут на колени.

3. Куда вы положите ложку, если уже поели? – только в тарелку.

4. Что делать с косточками, когда вы едите ягоды или пьете компот? – косточки от ягод подхватывают ложечкой и из ложечки кладут в тарелку.

5. Чем чистят мандарины? – рукой. Апельсины? –ножом.

6. Как берут из общего блюда хлеб? – руками.

7. Вы размешиваете сахар в чае, кофе. Что делать с ложечкой? – ложечку кладут в блюдце.

8. Какой столовый прибор, которым мы пользуемся во время еды, никогда не прикасается ко рту? – нож.

9. Что появилось раньше: ложка или вилка? – ложка еще в каменном веке.

10. Что означает выражение «сидеть в блюде»? – сидеть за одним столом по соседству.

11. Сформулируйте закон бутерброда. – падает маслом вниз.

12. Почему у «рыцарей круглого стола» стол круглый? – чтобы все рыцари чувствовали себя равными.

Учитель: А сейчас я прочитаю вам текст, а если с чем-то вы не согласны исправьте.

Проблемы мобильных телефонов










Выходят 5 учеников.

Ученик 16: Сегодня духовность и нравственность – самый большой дефицит, многие люди глухи к прекрасному и возвышенному. Как же надо кричать, звонить, чтобы быть услышанным!

Ученик 17: Высоко духовный человек тот, кто умеет накормить голодного, утешить плачущего, подать руку тонущему. Это единственно великий и нежный закон любви. Ученик 7: Слово «духовность» подразумевает внутренний, духовный мир человека, его настроение, переживания, чувства. Чувства возвышенные, приятные, способные по-доброму влиять на окружающих.

Ученик 6: Проходят времена, меняются эпохи. В мире всегда рядом с добром, радостью, любовью идут горе и несчастье.

Ученик 10:

Вокруг жестокость, ненависть, обман.

Любое зло для нас уже не новость.

Как корабли, в холодный океан

Уходят наши души в без духовность

Ученик 3: Еще 170 лет назад замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов написал такое стихотворение

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаяния

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страдания.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Выходят 4 учеников.

Ученик 9: Да, такое бездушие, черствость встречаются сейчас очень часто. Но пока живут на земле люди, в нашей жизни есть место для любви, добра, милосердия.

Ученик 13:

Еще не разучились мы любить,

Еще нам хочется быть иногда нежнее.

И мы стараемся добро в себе растить,

Душою стать и чище, и добрее.

Ученик 16: Оглянувшись вокруг, мы видим, сколько добрых, щедрых на любовь и ласку, бескорыстных, отзывчивых людей нас окружает. Каждый из них ежедневно дарит частичку тепла своего сердца, чтобы добро и нежность, любовь и надежда жили в наших сердцах и душах.

Ученик 12: Человек, желающий добра другим, светится приветливой улыбкой, вниманием, заботой и доброжелательностью

Ученик 14:

Достается недешево

Счастье трудных дорог…

То ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Относился ль по доброму

Не к себе одному?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

Выходят 4 учеников.

Ученик 8: В чем самая большая цель жизни? Наверное увеличивать добро в окружающих нас людях. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из много, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.

Ученик 10: Можно и в мелочи сделать добро человеку. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг людей.

Ученик 17: Это – как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. А любовь, добро, разрастаясь и распространяясь, становятся все глубже и сильнее.

Ученик 6: Академик Лихачев писал: «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех». Следуйте путем добра! Он испытан, он верен, он полезен.

Учитель: Запомним формулу этики поведения! (пишет на доске)

Д*У+ЗПЭ=ЭП,

это доброжелательность, помноженная на уважение плюс знание правил этикета составляют этику поведения. А теперь вам задание: нарисуйте портрет тактичного человека, т. е. укажите те черты, которыми он должен обладать. (карточка на парте у каждого)

Портрет тактичного человека










Ученики по очереди встают и читают, кто что написал. Потом выходят по одному и приклеивают пожелание на солнышко, предварительно его зачитав. Заканчивается мероприятие: учащиеся встают и все вместе произносят клятву вежливости.

Примеры пожеланий
Клятва вежливости

Использованные источники:

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.. —— М.: Педагогика 1990. http://pedlib.ru/Books/5/0138/5_0138-45.shtml

2. Гольдин Валентин Евсеевич «Речь и этикет» http://www.rulit.me/books/rech-i-etiket-read-49595-14.html

3. Васильева Дарья.Исследовательская работа "Формулы приветствия и прощания в русском языке" http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/23/issledovatelskaya-rabota-formuly-privetstviya-i-proshchaniya-v-russkom

4. Этика и эстетика в быту и поведении старшеклассника. https://infourok.ru/beseda-s-roditelyami-po-teme-etika-i-estetika-v-bitu-i-povedenii-starsheklassnikov-662248.html

5. Львова С.И. "Зачем нужны правила речевого этикета" http://www.k2x2.info/jazykoznanie/pozvolte_priglasit_vas_ili_rechevoi_yetiket/p2.php

6. Лихачев Дмитрий «Письма о добром и прекрасном» http://e-libra.ru/read/343414-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom.html и http://tululu.org/read15488/3/