Всеукраїнський квест «К сокровищам родного слова»

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

День славянской письменности

21 мая в Запорожье в Русском культурном центре, открытом Фондом «Русский мир» в ноябре 2014 года в областной универсальной научной библиотеке им. М.Горького, состоялся праздник, посвященный Дню славянской письменности.

В нем приняли участие школьники и учителя области. Участники театральной студии «Синяя птица» Центра детского и юношеского творчества Заводского района увлекательно рассказали собравшимся историю славянского алфавита.

На празднике подвели итоги Межрегионального веб-квеста «К сокровищам родного слова», в котором приняли участие более 500 участников из Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Киевской, Хмельницкой,Черкасской, Черновицкой областей, городов Киев и Севастополь.

Дипломы и призы – библиотечку русской классики – вручил победителям веб-квеста ректор Запорожского областного института последипломного педагогического образования, доктор философских наук, депутат областного совета, председатель Запорожской областной организации «Русский культурный центр» В.В.Пашков.

Вот наше путешествие и завершилось. Тайницын доволен и счастлив: фолиант восстановлен.

Поздравляем победителей:

  • 1 место - Ефименко Юлия Николаевна
  • 2 место - Стойкова Елизавета Сергеевна
  • 2 место - Тарасенко Анастасия Александровна
  • 2 место - Грабовец Артем Александрович
  • 2 место - Лозяк Антон Петрович
  • 3 место - Красно Вероника Валентиновна
  • 3 место - Кручинская Руслана Андреевна
  • 3 место - Шершнева Елизавета Сергеевна

Дополнительные номинации:

  • "за самый оригинальный плейкаст" - Стовба Ирина
  • "за стабильную результативность при прохождении квеста" - Струц Мария

Церемония награждения состоится в конце мая и будет приурочена к празднованию Дня славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия).

Просьба участников ответить на несколько вопросов выходной анкеты (если вы еще этого не делали)

А пока представляем Вам промежуточные результаты:

Вот такое дерево знаний мы получили: Иногда появлялись трудности:
Quest russian statistika4.jpg
Quest russian statistika5.jpg




Содержание

Нормативная база

Участники

ученики 7-11 классов

Сроки проведения

  • Задание 1: 16.02
  • Задание 2: 20.02
  • Задание 3: 24.02
  • Задание 4: 28.02
  • Задание 5: 04.03
  • Задание 6: 08.03
  • Задание 7: 12.03
  • Задание 8: 16.03
  • Задание 9: 20.03

Цель квеста

Веб-квест «К сокровищам родного слова» проводится с целью популяризации изучения русского языка; выявления и поддержки талантливых учащихся; стимулирования деятельности учителей по привлечению школьников к изучению русского языка. Участие в веб-квесте способствует развитию коммуникативных, информационных, социальных навыков, инициативы и умения анализировать собственную деятельность, лидерства и ответственности.

Организаторы

  • Путий Т.Н. - к.п.н., доцент Кафедры философии и общественно-гуманитарных дисциплин ЗОИППО
  • Телятник К.В., Сокол И.Н. - старшие преподаватели Кафедры информатики и информационных технологий в образовании ЗОИППО
  • Лукьяненко Ю.В. - учитель русского языка и литературы Запорожской гимназии № 47
  • Запорожская областная общественная организация «Русский культурный центр»

Регистрация участников

Анкета участника веб-квеста

Регистрация участников веб-квеста закончена.

Структура и порядок проведения веб-квеста

Структура веб-квеста «К сокровищам родного слова» предполагает поиск ответов и выполнение работ в соответствии с последовательно предлагаемыми заданиями. За выполнение каждого из заданий игрокам будет начислено обусловленное количество баллов. Победителями веб-квеста станут игроки, набравшие наибольшее суммарное количество баллов. Основные критерии результативности выполнения каждого задания: точность, оперативность, креативность.

Вступление

Квест К сокровищам родного слова.JPG

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»
Э.Асадов

Словом надо пользоваться по-умному, рассудительно, осторожно, бережно, чтобы оставалось оно всегда бесценным сокровищем, без которого мы станем нищими, не помнящими своего родства. Все бережет и дарит родной язык: мудрость предков, опыт поколений, достижения научной мысли, моральные заповеди, слова любви и нежности…

Слово – это тайна. Хотите открыть тайну рождения слов, заглянув в глубь столетий, узнать, почему употребляем то или иное выражение, что общего между словами, совершенно не похожими друг на друга, пополнить свой словарный запас и научиться пользоваться богатством родного языка, наслаждаться красотой речи и благозвучием родного слова? Тогда этот веб-квест для Вас, ребята. Надеемся, что Вы станете не только знатоками и ценителями родного слова, но и хранителями сокровищ родного языка.

«Храм литературы», «дом мудрости», «аптека для души» – так называли библиотеки в разные времена и в разных странах. Вот такой удивительный «приют разума» существовал и в древнем Словограде. Хранителем сокровищ древней библиотеки был мудрец Тайницын. Много повидал он на своем веку, а еще больше прочитал.

Его библиотека – настоящий кладезь знаний с древних времен. Чего там только не было! Редкостные экземпляры книг были достопримечательностью библиотеки, ее гордостью. Многие библиофилы хотели бы иметь эти книги в своих хранилищах. Но один из фолиантов считался по праву бесценным, так как хранил в себе мудрость веков и опыт не одного поколения. Чтобы завладеть этой книгой, недоброжелатели отправили тайных агентов, которые ее и похитили.

…Горе мудреца было безмерным. Он призвал на помощь детективов, фей и даже пиратов. Но все безрезультатно. Тайные агенты оказались хитрыми, коварными и жадными. Они спрятали страницы книги, а кусочки обложки отправили в Интернет, надеясь, что в потоке информации те затеряются, и никто никогда не найдет этот фолиант. Мало того, они еще захотели получить за него выкуп!!!! Их условие таково: за ответ на вопрос – фрагмент обложки.

«Ну что же слезы лить? Надо действовать! И как можно быстрее», – так рассуждал Тайницын. Был у него секрет, который не знали тайные агенты: как только все кусочки обложки будут соединены, восстановятся и страницы книги. Поэтому мудрец решил обратиться за помощью к вам, дорогие ребята, и предлагает стать участниками научной интернет-экспедиции, найти на просторах Интернета фрагменты обложки и восстановить страницы сокровищницы знаний.

В путь, дорогие друзья! Интернет-просторы ждут Вас, умных, смекалистых, целеустремленных!!!! Тайницын верит, что вы поможете восстановить фолиант и станете его хранителями.

А для этого надо немного: желание помочь мудрецу Словограда, умение ориентироваться в Интернете, читать подсказки, стремиться узнать много нового и полезного по предмету, быть креативными и трудолюбивыми, а самое главное – знать и любить русский язык!!! И тогда все у Вас получится.

Пролог

Всеукраїнський квест «К сокровищам родного слова».jpg

Внимание, друзья!

16.02.2014 года начинается поиск старинного фолианта, похищенного тайными агентами в библиотеке Словограда. Вам, уважаемые участники интернет-экспедиции, предстоит выполнить просьбу хранителя библиотеки Тайницына: восстановить обложку книги (ну а тайну мудреца Вы, конечно же, знаете).

Поиск будет нелегким: тайные агенты приготовили не только вопросы, но еще и задания, которые вам надо выполнить, продемонстрировав умение ориентироваться на просторах Всемирной паутины, трудолюбие, смекалку. Ну а поскольку похитителям очень не хочется возвращать книгу, то они буду делать все, чтобы помешать вам в поисках сокровища. Будьте внимательны!!!

Залог успеха - хорошее настроение и уверенность в том, что делаете доброе дело!

Тайные агенты будут размещать задания согласно графику, с 8 до 9 утра, а ответы принимать до 23.55 того дня, который предшествует дате опубликования следующего задания. Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com. В теме письма не забудьте указать «Квест. Задание №__________ от ____________(ФИО)».

Оценивая ответы, тайные агенты будут отдавать Вам один или несколько фрагментов обложки фолианта и начислять баллы:

  • 81% - 100%- четыре фрагмента;
  • 61% - 80% - три фрагмента;
  • 41% - 60% - два фрагмента;
  • 21% - 40% - один фрагмент;
  • менее 20% - фрагменты обложки не предоставляются.

Обратите внимание, что вся обложка разбита на 32 фрагмента, а за каждый вопрос вы можете получить до 4 фрагментов.

Друзья, если Вы не получили фрагмент обложки фолианта, не отчаивайтесь, продолжайте участвовать. Кто ищет, тот всегда найдет!!!

Испытание 1

Здравствуйте, друзья! Поиск начинается!

Мудрец Тайницын верит в вас, уважаемые участники интернет-экспедиции, и желает успешно преодолеть испытания. Помните, что правильность ответа, качественное выполнение заданий помогут вам получить фрагменты обложки фолианта.

И это все о нем
  • Размещено: 16.02.2014
  • Ответы принимаются до 19.02.2014 (23. 55)
  • Результаты будут размещены 20.02.2014-22.02.2014
  • Количество попыток - 1
  • Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com.

Внимание! Ответы на первое испытание больше не принимаются!!!!

Испытание 1

«Необыкновенный язык наш...беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно…».
Н.В. Гоголь
Ребус

В этом ребусе зашифрована часть фразы гениального человека, встреча с которым стала важной вехой в истории жизни героя нашего вопроса. По настоянию и совету этой хорошо известной и Вам личности наш герой принялся за главный труд своей жизни. Если вы решите ребус, то без особого труда сможете восстановить фразу и назвать фамилию ее автора, на память о котором нашему герою досталось две вещи.

В письме укажите:

  • Кто этот герой? (1 балл)
  • Что связывает его с Украиной? (1 балл)
  • Как называется главный труд его жизни? (1 балл)
  • Какова единица измерения богатства, которое хранится в этой сокровищнице русского языка? (1 балл)
  • Посчитайте эти сокровища, используя уникальный труд героя. Подтвердите свой ответ ссылкой на источник информации.(3 балла)
  • Воспроизведите восстановленное по ребусу высказывание и укажите его автора. (2 балла)
  • Какие вещи достались нашему герою на память об авторе высказывания? (2 балла)
  • На карте Google укажите место, где произошла последняя встреча нашего героя с автором высказывания. (1 балл)
  • Проиллюстрируйте метку на карте изображением, где четко написано, что представляет собой место их встречи сегодня. (1 балл)
  • Отправьте письмо с ответами и ссылкой на карту организаторам квеста. (1 балл)

Максимальное количество баллов за задание - 14.

Испытание 2

Друзья! Первое испытание Вы преодолели. Тайным агентам предстоит нелегкая работа: прочитать Ваши ответы и отправить фрагменты фолианта. Ну а пока...

  • Размещено: 20.02.2014
  • Ответы принимаются до 23.02.2014 (23. 55)
  • Результаты будут размещены 24.02.2014-26.02.2014
  • Количество попыток - 1
  • Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com.

Внимание! Ответы на второе испытание больше не принимаются!!!!

Испытание 2

Всеукраїнський квест «К сокровищам родного слова»bcgn2.jpg

Дуплет

В 2007 году в городе воинской славы и первого салюта стало возможным прикоснуться рукой к тому, что всегда считалось предметом нематериальным. Этот предмет отражает святость нашего языка и его исторические корни, а в своём материальном воплощении тесно связан с более чем тысячелетием из истории земли Русской.

Четыре года спустя материальное воплощение фразы – смешного, хоть и не очень вежливого ответа на неудачно поставленный вопрос о местонахождении, – получило все шансы дважды войти в книгу рекордов Гиннесса и увековечило город, название которого связано с кустарником, распространенным в этих местах. Один из героев данного объекта-рекордсмена в течение 16 лет был символом этого населённого пункта.

В ответе

  • Напишите: что произошло в 2007 году в городе воинской славы и первого салюта? - 1 балл; кто стал автором этого? - 1 балл; дайте ссылку на источник информации - 0,5 балла.
  • На карте Google обозначьте этот город, проиллюстрируйте метку изображением описанного объекта, приведите ссылку на карту с меткой – 2 балла.
  • Процитируйте, что написано на объекте, подтвердите цитаты ссылкой на его фотографию – 1 балл.
  • Укажите: что стало материальным воплощением фразы-ответа из второй части вопроса? - 1 балл; кто это воплотил? – 1 балл; дайте ссылку на источник информации - 0,5 балла.
  • На карте Google обозначьте этот город, проиллюстрируйте метку изображением описанного объекта, приведите ссылку на карту с меткой – 2 балла.
  • Назовите животных, изображенных на объектах, которые упомянуты в вопросах. Подтвердите ответ ссылками – 2 балла.
  • Приведите примеры пословиц, поговорок, крылатых выражений, в которых встречаются названия населенных пунктов (до 5 примеров) - по 1 баллу за пример.

Максимально за вопрос - 17 баллов

Испытание 3

Несметные сокровища

  • Размещено: 24.02.2014
  • Ответы принимаются до 27.02.2014 (23. 55)
  • Результаты будут размещены 28.02.2014-02.03.2014
  • Количество попыток - 1
  • Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com.

Внимание! Ответы на второе испытание больше не принимаются!!!!

“Перед вами громада-русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.”

Н.В.Гоголь

Всеукраїнський квест «К сокровищам родного слова»3 вопрос..jpg

Согласитесь, друзья, не всегда легко высказать свою мысль ясно, точно и образно. Но богатство русского языка поразительно, так как позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т.д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения. В этом Вы сможете убедиться сами и доказать тайным агентам, что прекрасно владеете русским словом.

А теперь вопрос.

Казак Луганский использует ИХ для толкования значений слов русского языка, тем самым, показывая его безграничные словообразовательные возможности. По мнению древних греков, в НИХ заключается богатство языка, а римские ученые, в свою очередь, определили не только ИХ сходство, но и различие. ОНИ по-разному трудятся в языке, делая нашу речь яркой, выразительной, точной, безупречной. А иногда по НИМ можно определить и профессию человека.

Поговорим о герое популярного художественного произведения, авторами которого являются знаменитые уроженцы Южной Пальмиры. Именно они придумали по дороге в Самару фамилию персонажа, созвучную названию станции, где остановился их поезд. Этот персонаж охарактеризовал одно из действий человека, используя ИХ безграничное разнообразие. Это действие прямо связано с профессиональной деятельностью героя.

Подумайте и ответьте:

  • Кто этот герой? Какова его профессия? (2 балла)
  • Как использует ИХ этот герой, называя действие (какое? - 1 балл), которое является определенным шагом в эволюции каждого человека? Перечислите ИХ (по 0,5 б. за каждую, до 4-х баллов).
  • На чем основана предложенная “авторская классификация”? (1 балл).
  • Как ИХ называют в современном русском языке? Подтвердите свой ответ ссылкой. (1 балл).
  • Как ещё называл ИХ уже знакомый вам казак Луганский, посвятивший всю свою деятельность, все свои силы живому русскому слову? Подтвердите свой ответ ссылкой. (4 балла).
  • Что говорил об этой особенности русского языка известный французский писатель и переводчик, мастер новеллы, первый во Франции оценивший значение русской литературы и овладевший русским языком, чтобы в подлиннике читать произведения Гоголя и Пушкина? Назовите классика и приведите его высказывание о русском языке, связанное с содержанием вопроса. (2 балла).

Максимально за вопрос - 15 баллов

Испытание 4

  • Размещено: 28.02.2014
  • Ответы принимаются до 03.03.2014 (23. 55)
  • Результаты будут размещены 03.03.2014-05.03.2014
  • Количество попыток - 1
  • Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com.

Внимание! Ответы на четвертое испытание больше не принимаются!!!!

Награда ищет “героя”

Всеукраїнський квест «К сокровищам родного слова» испытание4.jpg

Здравствуйте, уважаемые игроки. Вы молодцы! Замечательно справились с предыдущим заданием. Надеемся, что и результат многих из Вас порадует.

Ну что же, ищем фрагменты фолианта дальше. Готовы? Тогда вперед! Желаем удачи!!!

Нет, мне совсем не безразлично,

Что люди делают кругом

Безжалостно и деспотично

С великим русским языком.

Существуют разнообразные формы поощрения за выдающиеся достижения в какой-либо области. В этом вопросе речь идет о необычной награде, которую присваивало “Общество любителей русской словесности”. В наименование этой награды входит слово, являющееся частью выражения, называющего в словаре к произведениям “певца Замоскворечья” капризного человека, которому все не по нраву. Один из синонимов к этому слову обозначает то, что принадлежало “жителю Родос”. Получить поощрение “Общества любителей русской словесности” можно в том случае, если публично пренебрегать образцами единообразного, общепризнанного употребления элементов языка.

В письме укажите:

  • Как называется эта награда? Подтвердите ответ ссылкой. 1 балл
  • Назовите фамилию, имя и отчество человека, получившего в 2003 году золотую медаль Всероссийского выставочного центра Российской Федерации за идею учреждения этого отличия. 1 балл.
  • Укажите название книги, одним из соавторов которой был этот человек. Подтвердите ответ ссылкой. 2 балла.
  • Кто этот “певец Замоскворечья”? Как в словаре к его произведениям именуется капризный человек? 2 балла.
  • Что принадлежало “жителю острова Родос”? Приведите синонимы к этому слову (до 4-х синонимов). 3 балла.
  • В состав каких идиоматических выражений входят слова из приведённого вами синонимического ряда? (до 3 выражений). 3 балла.
  • Составьте демотиватор на тему «Язык мой - враг мой» и "вложите" его в письмо. 3 балла

Примечание: Демотиватор (демотивационный постер) - изображение, состоящее из картинки в чёрной рамке и надписи - слогана, комментирующей эту картинку.

Требования к демотиватору: Практически всегда он представляет собой плакат чёрного цвета, на котором размещены следующие элементы: изображение в рамке, иллюстрирующее постер; лозунг или одно слово, набранные крупным шрифтом; набранное более мелким шрифтом пояснение или цитата, объясняющие идею подробнее (иногда эта деталь отсутствует).

Для создания демотиваторов Вы можете использовать:

Максимально за испытание - 15 баллов

Испытание 5

  • Размещено: 04.03.2014
  • Ответы принимаются до 07.03.2014 (23. 55)
  • Результаты будут размещены 08.03.2014-10.03.2014
  • Количество попыток - 1
  • Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com.

Внимание! Ответы на пятое испытание больше не принимаются!!!!

Путешествуем с пользой

Добрый день, друзья! Половина пути пройдена. Мудрец Тайницын очень рад, что у Вас получается собирать фрагменты обложки фолианта. А это значит, что скоро книга будет возращена в библиотеку Словограда!!!!

“Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.” В. Белинский
Всеукраїнський квест «К сокровищам родного слова»5 вопрос.jpg

Вы, несомненно, любите мультфильмы. Герой одного из них, “сильный, великий и знаменитый”, не желая ничего делать сам, попадает в иные, далекие волшебные земли. На своем пути он встречает того, чьё поведение не соответствует его социальному положению. Не менее интересной стала встреча с героиней знаменитого произведения Ст. Арз, сюжет которого основан на померанской сказке и перекликается с русской народной сказкой. После наш герой попадает на собрание “дочерей морского царя”, наделенных мудростью и способностью превращения. Герой упорно ищет место, где может жить по своим принципам, постоянно попадая при этом в комические ситуации. В конце концов жизнь вынуждает его пересмотреть свои принципы.


Ребята, подумайте и напишите:

  • Название мультфильма, год выпуска, имя главного героя-путешественника. Прикрепите ссылку на мультфильм. 2 балла
  • Каков статус того, “чьё поведение не соответствует его социальному положению”? 1 балл
  • Кем боялся прослыть сказочный персонаж, знакомство с которым чуть не закончилось для нашего героя трагически? Дайте толкование этому слову и ссылку на соответствующую словарную статью 3 балла
  • Укажите идиоматическое выражение со значением “глупый, бесшабашный, беспечный, непутёвый, недальновидный человек”, в состав которого входит слово-ответ на предыдущий вопрос. 1 балл
  • Какие идиоматические выражения можно услышать в мультфильме? Поясните их значения (со ссылкой на источники толкования) - 4,5 балла
  • Как называлось пособие, с которого начинается, и которым заканчивается путешествие мультипликационного героя? 0,5 балла
  • А теперь, соединив стихи, фотографию, музыку, составьте плейкаст на тему этого вопроса пришлите ссылку - 2 балла
  • Как в русском языке называется такой продукт творчества? 1 балл


Максимально за испытание - 15 баллов

Испытание 6

  • Размещено: 08.03.2014
  • Ответы принимаются до 11.03.2014 (23. 55)
  • Результаты будут размещены 12.03.2014-14.03.2014
  • Количество попыток - 1
  • Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com.

Внимание! Ответы на шестое испытание больше не принимаются!!!!

Ни дня без знаний!

Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
А. Шибаев
6 вопросВсеукраїнський квест «К сокровищам родного слова».jpg

Друзья, в названии одноименных русской и украинской сказок со сходными сюжетами использовано слово, нередко встречающееся в памятниках древнерусской письменности и распространенное почти во всех славянских языках. Это слово состоит из двух корней, один из которых означает часть тела, а другой - некое действие, связанное с соединением, сплетением чего-либо в единое целое. Оно (это слово) входит в состав устойчивого словосочетания, обозначающего строгое обхождение с кем-либо.

В одной из грамот 1229 года его синоним представлял собой словосочетание, которое вскоре было заменено одним словом, служащим названием определенного дополнения к мужскому и женскому костюмам. Эта деталь служила и украшением, и защитой, и атрибутом власти феодала. Кроме того, она была непременным элементом рыцарского этикета. А император Павел I с пристрастием относился к этой части женского туалета и, по одной из легенд Михайловского замка, выкрасил свой дворец в болотный цвет именно потому, что его возлюбленная носила вещь такого же цвета. Это слово входит в название некоторых художественных произведений русских и зарубежных авторов.

На происхождение еще одного синонима существует несколько точек зрения. Одна из них связывает значение этого слова с названием выходцев из Скандинавии, вторая - с защитными свойствами вещи, называемой этим словом. Третья повлекла за собой появление множества слов, связанных с некоторой совокупностью последовательных действий, в результате которых было создано то, что называется этими словами.

В письме:

  • Назовите эти слова. Дайте толкование их значения, объяснив разницу в оттенках. Подтвердите ответ ссылками (ссылкой). 3 балла.
  • Укажите корни в слове, которое звучит в названии русской и украинской сказок, имеющих одинаковый сюжет. Назовите связанное с этим словом устойчивое словосочетание, объясните его происхождение и значение. Подтвердите ответ ссылкой. балла.
  • Какое словосочетание, встречающееся в одной из грамот 1229 года, изменившись, позже стало названием дополнения к женскому и мужскому костюмам? Назовите документ, в котором встречается это словосочетание. Подтвердите ответ ссылкой. 2 балла.
  • Назовите корень слова, которое заменило вышеупомянутое словосочетание. 0, 5 балла.
  • Объясните значение фразеологизма, в состав которого входит слово, ставшее непременным атрибутом рыцарских поединков. Подтвердите свой ответ ссылкой. 1 балл.
  • Приведите примеры художественных произведений, в название которых входит это слово, и их авторов (не более трёх). 3 балла.
  • Назовите синонимы к слову, “спрятанному” в третьем абзаце вопроса, которые связаны с совокупностью последовательных действий, в результате которых было создано то, что называется этими словами. (не более 4-х). 2 балла

Максимально за испытание - 15 баллов

Испытание 7

  • Размещено: 12.03.2014
  • Ответы принимаются до 15.03.2014 (23. 55)
  • Результаты будут размещены 16.03.2014-18.03.2014
  • Количество попыток - 1
  • Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com.

Внимание! Ответы на седьмое испытание больше не принимаются!!!!

Добрый день, друзья! Похитителям очень не хочется возвращать фрагменты обложки фолианта, поэтому и задания становятся все сложнее. Но мудрец Тайницын надеется, что Вы, ребята, обязательно преодолеете любые трудности! Удачи вам!

Загадки для ума

Рисунок №7 2Всеукраїнський квест «К сокровищам родного слова».jpg
“Изучать родной язык необходимо…, чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей.”
Н.Г. Чернышевский

Это слово древнегреческого происхождения обозначает лингвистический термин. Впервые оно прозвучало на русском языке в периодическом издании 1819 года. В прикладной лингвистике, опираясь на знания о словах, обозначаемых этим термином, создают системы машинного перевода и автоматической обработки текста, а в программировании - «поисковые машины», без которых невозможна работа в Интернете. Еще одна область применения этих слов - «наука о душе», так как многие вопросы «испытаний» построены на использовании различий в значении этих слов. Ну а мастера слова активно используют их в своих произведениях.

Этих слов много: некоторые являются исконно русскими, другие были заимствованы из чужих языков. Группа слов, объединенных этим термином, имеет несколько разновидностей. Именно поэтому эти лексические единицы незаменимы для любого острослова, так как широко используются для составления миниатюр юмористического характера, анекдотов, шуток, основанных на игре слов.

А сейчас, друзья, попробуйте узнать, какие слова «спрятаны» в приведенных ниже предложениях. Ну что ж, начнем.

  • Это название неоконченного эпического произведения мастера слова, чья фамилия обозначает название птицы, и лексическая единица, над правописанием уменьшительно-ласкательной формы которой думал герой одноимённых книги и мультфильма, жаждущий приключений и не желающий учиться.
  • Эти слова латинского происхождения. Из-за особенностей произношения безударных гласных в русском языке они звучат одинаково, но пишутся по-разному. Корень одного из них означает «хлеб», а приставка соответствует русской приставке со значением «совместимость». Второе слово в переводе с латинского - «поле» («поле боя») и называет военный поход или мероприятие для осуществления различного рода задач.
  • Одно из этих слов принадлежит к «самой огнепышущей, самой живой части речи» и в переносном смысле обозначает действие, способное вызвать жгучую боль. Его «двойник» - название одного из прозаических произведений В. Аксенова.

Надеемся, что Вы справились! Поэтому в письме укажите:

  • Как звучит термин, упомянутый в вопросе? 1 балл
  • Назовите ученого, который его ввел. Подтвердите ответ ссылкой. 1,5 балла
  • Назовите периодическое издание, в котором впервые на русском языке прозвучало слово, о котором идет речь в вопросе. Подтвердите свой ответ ссылкой. 1,5 балла
  • Как называется прием, основанный на игре слов, который используют для создания шуток, анекдотов. Приведите пример. 2 балла.
  • Укажите пары слов, «зашифрованных» в заданиях 1,2,3. 3 балла
  • Каким термином в современной лингвистике обозначаются слова, представленные в каждой группе? Подтвердите свой ответ ссылками. 3 балла
  • Составьте облако слов, в котором представьте примеры языкового явления, о котором идет речь в вопросе. 3 балла

Сервисы для создания облака слов:

Максимально за испытание - 15 баллов

Испытание 8

  • Размещено: 16.03.2014
  • Ответы принимаются до 20.03.2014 (23. 55)
  • Количество попыток - 1
  • Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com.

Проникаем в тайны слова

Друзья! И снова в путь! Осталось совсем немного. Вы получите оставшиеся фрагменты фолианта, если правильно ответите на вопросы и качественно выполните задание. Удачи!

Всеукраїнський квест «К сокровищам родного слова»1 вопрос №8.jpg
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский

У подножия возвышенности, названной по легенде именем прекрасной девушки, плачущей об убитом женихе, произошло некое событие с человеком, перу которого принадлежит произведение, посвященное известному и значимому в истории событию, названному «битвой генералов».

То, о чем будет идти речь в вопросе, использовано автором для усиления выразительности и эмоциональной убедительности. Французский литератор, политик, дипломат назвал этот прием ложью «благовоспитанных людей», а в словаре В.Даля толкование одного из значений слова, называющего этот термин, проиллюстрировано выражением, смысл которого заключается в полном отсутствии средств к существованию. Название этого приема совпадает в определенной форме с именем известного афинского демагога и политика, имя которого упоминается в семи произведениях «отца комедии»; а также - с названием типа современного симметричного спортивного поля.

Кроме того, автор использует в своем произведении множество других способов создания образов, например: соприятие, уподобление, превод, округословие, «приложения» (в пер. с греч.), звуковой повтор.

Если вы правильно ответите на вопросы, то, взяв первую букву третьего слова, девятую первого, третьи четвертого и пятого, седьмую шестого (во мн. ч.), пятую второго, четвертые буквы пятого и второго слов, вы узнаете фамилию человека, который сыграл роковую роль в жизни героя нашего вопроса.

Подумайте и напишите в письме:

  • О ком идет речь в вопросе? – 0,5 балла
  • Обозначьте и проиллюстрируйте на карте место, связанное с роковым событием в его жизни этого человека. Подтвердите ответ ссылкой. 1,5 балла
  • О каком произведении автора идет речь в вопросе? - 0,5 балла
  • Как называется прием, который используется автором для усиления убедительности и эмоциональной выразительности? - 0,5 балла. Приведите примеры из произведения (не более 3). – 1,5 балла
  • Каким словосочетанием В.Даль иллюстрирует это понятие в «Толковом словаре живого великорусского языка»? Подтвердите ответ ссылкой. - 1 балл
  • Как называется это средство в переводном риторическом трактате византийского писателя? Подтвердите ответ ссылкой. 1 балл
  • Укажите название этого трактата и его автора. - 1 балл
  • Назовите имя афинского демагога и политика, чье имя совпадает в определенной форме с названием фигуры, и название симметричного спортивного поля. - 0,5 балла
  • Укажите имя «отца комедии». - 0,5 балла
  • Приведите примеры из произведения (не более двух): 1 - соприятия; 2 - уподобления, 3 - превода, 4 - округословия, 5 - отоимения, 6 - «приложения» (в пер. с греч.), 7 - звуковых повторов. – 2 балла
  • Как звучат эти термины (1-6) в современном русском языке? – 2 балла
  • Назовите фамилию человека, который сыграл роковую роль в жизни героя нашего вопроса. - 0,5 балла
  • В какой день 2014 года имя героя нашего вопроса будут вспоминать все благодарные читатели? Почему? - 1 балл
  • Создайте газету, посвященную этому событию. Ссылку на газету "вложите" в письмо. - 3 балла

Сервис для создания газеты: https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/wikiwall

Оценивая газету, тайные агенты буду учитывать:

  • оригинальность названия;
  • содержательность материала;
  • творческий подход к созданию статей газеты;
  • логичность в изложении материала;
  • разнообразие рубрик;
  • использование для создания статей газеты не мене 3-4 источников;

Оформление:

  • дизайн;
  • наличие видео;
  • наличие фото, иллюстраций;
  • эстетичность;
  • интерактивность;
  • орфографическая и пунктуационная грамотность, отсутствие грамматических ошибок;
  • бонус (кроссворд, викторина, тесты и др.);
  • соблюдение авторских прав

Всего за вопрос – 17 баллов.

Испытание 9

Дорогие друзья!

Вот и подходит к завершению поиск фрагментов обложки фолианта, которую тайные агенты похитили из библиотеки Словограда! Мудрец Тайницын с нетерпением ждет, кто же из вас, ребята, сможет восстановить обложку одной из самых ценных книг. Ведь это так важно! Осталось ответить на 9-й вопрос квеста и вовремя отправить ответ!

Но для успешного выполнения задания вам нужно получить еще несколько фрагментов обложки. А это значит, что тайным агентам необходимо время, чтобы проверить ответы на вопрос №8.

Внимание! Всем участникам Интернет-экспедиции!

Тайные агенты приняли решение: вопрос №9 будет размещен на странице квеста 21 марта 2014 года в 15.00.

Обратите внимание, что вам необходимо качественно выполнить задание!!!!

Игроки, приславшие максимально правильные ответы в наиболее короткий срок, получают бонусы:

первые 5 участников => + 5 баллов

следующие 5 участников => +4 балла

следующие 5 участников => +3 балла

следующие 5 участников => +2 балла

следующие 5 участников => +1 балл

Начисление бонусных баллов будет происходить так:

- сначала проверяются все ответы, выставляются полученные баллы;

- потом расставляются бонусные баллы: сначала тем, кто набрал максимальное количество баллов за задание с учетом затраченного времени, далее - тем, кто набрал меньшее количество баллов за ответ и т.д.

Еще раз обращаем внимание: поощряются правильные и при этом наиболее быстрые ответы!

А вы пока потренируйтесь собирать картинку из имеющихся у вас фрагментов обложки. Для этого загрузите их в PowePoint … и посмотрите, что у вас получится.

                                                 ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
                                                     ВНИМАНИЕ!
                                             

Уважаемые участники веб-квеста "К сокровищам родного слова". В связи с плохим качеством Интернета у многих участников, организационный комитет принял решение:испытание №9 вы преодолеваете с 21.03.2014 по 24.03.2014.

Ответы принимаются до 24.03.2014 (включительно, до 23.55).

Убедительная просьба выполнить задания качественно, четко написать ответы на вопросы, проверить ссылки!


  • Размещено: 21.03.2014
  • Ответы принимаются до 24.03.2014 (23. 55)
  • Количество попыток - 1
  • Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com.
9 вопросВсеукраїнський квест «К сокровищам родного слова».jpg

Готовы? Тогда вопрос.

Созвездие имен

Вы понимаете, что говорить о языке, его законах нельзя, не вспомнив тех гениальных людей, которые любили его, знали, изучали. Они прошли долгий и тернистый путь, прежде чем стать общепризнанными специалистами в области языкознания. Давайте вспомним их имена.

  • Предки ЭТОГО человека были выходцами с уральских заводов, и, по семейному преданию, его фамилия произошла от слова, которое в старину имело значение "деревянная печная кочерга". Именно по инициативе этого ученого в Институте русского языка была создана справочная служба русского языка. Мы же знаем его как автора сборника слов, расположенных в определенном порядке. Он был младшим коллегой ВТОРОГО человека, который и рекомендовал его в аспирантуру Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока.
  • Интересы ЭТОГО ученого многообразны: лексика, морфология, синтаксис. Он создал учение о фразеологии как особом разделе языкознания, внес дополнения в систему частей речи, предложил новую систематизацию разделов и подразделов науки о языке. Этот ученый является основателем крупной лингвистической школы.
  • ЭТОТ человек известен как поэт и исследователь русского стихосложения. Он не только открыл существование в старославянском языке носовых гласных, но и выделил в русском языке группу слов определенной части речи, которая служит для названия лиц женского и мужского родов; также он был одним из первых, кто занимался подготовкой научных изданий церковнославянских текстов. Но знаем мы этого человека под псевдонимом, который появился в результате перевода им своей настоящей фамилии.
  • Имя ЭТОГО ученого-лингвиста тесно связано с трудами по упорядочению русского правописания, с исследованиями жизни и творчества ряда писателей и деятелей прошлого: М.Ломоносова, Г.Державина, Н.Карамзина, А.Пушкина, И.Крылова и др. Именно этот ученый, академик, определил главные принципы русского правописания, обобщил и сформулировал его правила, что, по словам ВТОРОГО человека, способствовало устранению «мучительных орфографических шатаний».
  • Вклад в науку ЭТОГО ученого трудно переоценить. Он обладал энциклопедическим умом, его интересы касались самых неожиданных сфер. Этот человек достиг выдающихся результатов во многих областях науки и культуры, снискав имя гениального ученого. Одно из главных сочинений, в котором он сформулировал 3 аспекта изучения языка, важно и значимо в истории русской филологии. Именем этого человека названо учебное заведение, где готовят специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам.


В письме:

  • Соберите картинку и, воспользовавшись “подсказками”, назовите фамилии, имена и отчества ученых, о которых идет речь в вопросе. 5 баллов
  • Назовите главный труд первого учёного. Вложите в письмо ссылку на этот труд. 1 балл
  • Какое отношение имеет ученый, о котором идет речь во втором блоке, к А.С. Пушкину? 0,5 балла
  • Какое дополнение внес этот ученый в систему частей речи? 1 балл
  • Назовите настоящую фамилию третьего лингвиста. 0,5 балла
  • Какую группу слов определенной части речи, обозначающих названия лиц мужского и женского родов, он выделил? 0,5 балла.
  • Назовите работы зашифрованного в 4 блоке ученого в области русской орфографии, которые способствовали установлению «единой системы русского правописания и устранению мучительных орфографических шатаний». 1 балл
  • Какие главные принципы русского правописания были сформулированы этим ученым? 1 балл
  • Назовите главный филологический труд ученого, который упоминается в 5 блоке. 0,5 балла
  • Какие 3 аспекта изучения языка он сформулировал в своём труде? 1,5 балла.
  • Используя один интересный сайт, где можно просмотреть 3D-панорамы, снятые с воздуха, найдите изображение учебного заведения, названного именем вышеуказанного ученого. Как называется это учебное заведение? «Вложите» в письмо ссылку на страницу сайта с изображением этого учебного заведения. 1 балл
  • Создайте интерактивный плакат «Созвездие имен», используя один из предложенных сервисов. В содержание плаката включите материалы (напрмер, видео, графика, текст), касающиеся жизни и деятельности ученых, о которых шла речь в вопросах. 4 балла

Сервисы для создания интерактивных плакатов: (возможно использование и других сервисов для создания интерактивных плакатов)

Требования к интерактивному плакату (с учетом возможностей сервисов):

  • Соответствие заявленной теме;
  • Оригинальность дизайна;
  • Композиционная целостность;
  • Интерактивность;
  • Внешняя привлекательность;
  • Наличие дополнительной информации (графика, текст, звук, видео), которая размещается на отдельных кадрах (блоках) в уменьшенном виде и выводится на передний план при необходимости.
  • Качество оптимизации графических и текстовых объектов; возможность запуска, остановки, возобновления работы с любого момента;
  • Соблюдение авторских прав;
  • Бонус.

Помощь:

Всего - 17,5 баллов

Результат

Рейтинг

Сводная таблица результатов

Дорогие участники! Просим ответить на несколько вопросов - Анкета

Ответы

Бланк ответов

Комментарии организаторов:

Уважаемые игроки!

1. Обращаем ваше внимание на то, что в разделе “Пролог” было сказано:

  • В теме письма не забудьте указать «Квест. Задание №__________ от ____________(ФИО)»
  • Ответы присылайте на электронный адрес: ciit.zp@gmail.com
  • Ответы принимаются до 23.55 того дня, который предшествует дате опубликования следующего задания

Мы столкнулись с такими проблемами:

  • игроки не называли в теме письма номер задания и фамилию;
  • игроки отправляли письма оргкомитету не на указанный в Прологе адрес;
  • игроки отправляли письма оргкомитету не с личного почтового ящика;
  • игроки отправляли ответ после опубликования ответов на странице квеста.
  • Соответственно оргкомитету пришлось тратить время на поиски имени игрока в содержании письма или вложенного файла, что удавалось с большим трудом и не во всех случаях. Поэтому оргкомитет решил ввести бонусный балл к первому вопросу для тех участников, которые правильно оформили тему письма.

Поскольку общее число зарегистрировавшихся игроков около 600, и на первый вопрос было прислано более 300 ответов, то время проверки работ неоправданно возросло. Это вызвало нервозность и в ваших рядах: на оргкомитет посыпались письма с вопросами, почему долго не публикуются результаты первого испытания.

  • Настаиваем также на том, что игрокам следует чётко прописывать ответы на поставленные вопросы, а не копировать тексты статей интернет-источников (объёмом иногда до 7 страниц). По первому вопросу мы пытались засчитывать ответ, в каком месте текста он бы не находился, но в дальнейшем не считаем это возможным, так как это тоже существенно удлиняет время проверки, и как следствие, рассылку вам обещанных фрагментов обложки фолианта.

Указывать части ответов надо в том порядке, в котором были поставлены вопросы. Если вами используется цитата, ее фрагмент, который является ответом на конкретный поставленный вопрос, нужно выделить (цветом, начертанием, подчеркиванием, размером шрифта и т.д.).

  • Убедительно просим вас проверить, вы ли указаны в таблице результатов, так как оргкомитет проверял большое количество писем от неизвестных участников (или от участников, зарегистрировавшихся не под тем именем, под которым отсылались ответы). Сюда же относятся и случаи с опечатками в ваших данных.

Очевидно, что ответы на второй вопрос вами присылались с теми же нарушениями и неточностями. Поэтому, начиная с третьего вопроса, письма с неверно оформленной темой рассматриваться не будут.

  • Обращаем ваше внимание на то, что ответы надо приводить в теле письма, прибегая к вложениям только по требованиям испытания. При этом, если по не зависящим от вас причинам ваше письмо отправилось без необходимого вложения, вы можете прислать письмо повторно, указав причины повтора. В остальных случаях оргкомитет рассматривает только одно письмо - первое.

Уважаемые игроки! Это был только первый вопрос и первая проверка. Вы учитесь правильно отвечать, мы - рационально и быстро проверять ваши ответы. Не волнуйтесь понапрасну: все заработанные вами фрагменты обложки фолианта будут отправлены вам в ближайшее время. Постарайтесь правильно оформлять свои ответы, чтобы мы не “терялись” в ваших текстах, хотя мы и очень внимательно читаем каждое письмо.

Желаем вам удачи и предлагаем не унывать, если первый вопрос оказался для вас не очень удачным. Впереди ещё 8 вопросов, и всё обязательно наладится.

Спасибо за интересную игру.