Конспект урока-практикума в 6 классе по теме «Диаграммы»

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Жевнерюк С 321.jpg

Урок-практикум – это форма организации обучения, которая предусматривает выполнение учащимися самостоятельно практических заданий, готовящих их к исследовательской деятельности.

Конспект урока-практикума в 6 классе по теме «Диаграммы».

Вчителя математики Запорізького колегіуму № 98

Жевнерюк Ірини Миколаївни

Цели урока:

- формирование предметных компетентностей: сформировать представления о диаграммах; ознакомить учащихся с представлением информации в виде круговой и столбчатой диаграмм; формировать умение решения задач, которые предусматривают чтение и построение круговой и столбчатой диаграмм;

- формирование ключевых компетентностей: формировать умения анализировать информацию; развивать логическое и абстрактное мышление; воспитывать интерес к изучению математике через практическую направленность, аккуратность во время изображения рисунков; способствовать созданию объективной самооценки; воспитывать уважение к ответам одноклассников; воспитывать любовь и уважение к природным багатствам родины.

Тип урока: урок-практикум (вид – тренировочный).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

І. Организационный этап.

1.Приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.Цель и задачи урока.

    Доброе утро, ребята.
   О живописности украинских просторов широко известно всем. Обычно вспоминаются привлекательные ландшафты Карпатских и  Крымских гор, но настоящие жемчужины Украины - это витиевато врезанные долины ручьёв, речушек и рек.
     Общая длина украинских рек составляет 248 тыс. км. Если их вытянуть по экватору, то образовавшаяся условная река более шести раз обогнёт Землю.
    Самые крупные реки Украины – Днепр, Дунай, Днестр, Южный Буг, Припять и Десна.
    Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.  
    Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя видами диаграмм: круговыми и столбчатыми. Выполним практическую работу «Построение столбчатой диаграммы «Длины рек Украины».
        Вы получили  voyage plan (план путешествия) с практическими заданиями. Подпишите их, пожалуйста.  В течение урока не забывайте  вписывать результаты ваших исследований, 
    при правильном выполнении задания  необходимо в серый квадратик, поставить знак «+». 

II. Основной этап.

  	1.Актуализация опорных знаний.

1)Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета.«Шарики». Устная фронтальная работа с классом.

    1)  120 : 10;         2)  23 : 10;        3)  5600 : 100;        4)  8000 : 1000;   
    5)  1500 : 1000;         6)  300 : 1000;         7)  360 : 1000.

2)А для успешного выполнения нашей практической работы нам надо повторить с вами округление чисел. Заполните таблицу (после выполнения задания, ответ сверяется с доской - самопроверка). Письменная фронтальная работа с классом.

Округлите до сотен Разделите полученный результат на 1000
2201 ≈
1362 ≈
806 ≈
1130 ≈
775 ≈
2860 ≈

3)И конечно же вспомним про части круга, а именно о круговом секторе. Интерактивное упражнение. Классификация «Найди пару»: «Части круга». Устная фронтальная работа с классом. части круга

    	2.Выполнение  практической работы «Построение столбчатой диаграммы «Длины  рек  Украины».
      А, теперь ребята приступим к  выполнению нашей практической работы «Построение столбчатой диаграммы «Длины рек Украины». 
     - Что называют диаграммой?
     Диагра́мма в переводе с греческого (греч. Διάγραμμα (diagramma)) обозначает «изображение», «рисунок», «чертёж». 
     Диаграмма – это графическое изображение в виде линейных отрезков или геометрических фигур, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин. 
     - Какие виды диаграмм вы можете назвать? ( Круговые , столбчатые , линейные).
       Диаграммы принято подразделять по их форме на следующие виды:

столбчатые, линейные, полосовые, круговые и фигурные. А по их содержанию на диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и др.

     - Как построить диаграмму? 

Рассмотрим алгоритм построения линейных ( столбчатых) диаграмм.

1) Подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин

2) Изобразить шкалу на вертикальном координатном луче, а на горизонтальном луче отметить на равном расстоянии друг от друга точки по числу имеющихся величин

3) От выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбцы), высота которых равна значению соответствующей величины

    Презентация учителя с картинками рек и краткие сведения о них, по этим данным строится столбчатая диаграмма (после выполнения построения диаграммы - взаимопроверка по готовому образцу). 
    Коллективная письменная работа класса под руководством учителя. 
    Еще можно построить диаграмму с помощью компьютера, но с этим вы познакомитесь на уроках информатики. 
     3.Физкультминутка (физическая стихотворная разминка). 

Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально. 8

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

     4.Выполнение  заданий на чтение столбчатой и круговой  диаграмм.
   - Какое значение имеют диаграммы?
    Столбчатые диаграммы часто используют в телевизионных передачах, прессе, чтобы наглядно сравнить какие-нибудь цифровые данные, а так же для сравнения величин, показа роста или уменьшения, 
    а круговые диаграммы лучше использовать для показа соотношения между частями и целым.
    По диаграмме длин рек некоторых стран ответьте на следующие вопросы:

Какие единицы измерения откладывались на вертикальном координатном луче?

Скольким единицам соответствует одно деление?

Какая из этих рек имеет наибольшую длину?

Какая из них имеет наименьшую длину?

    По диаграмме площадей океанов  ответьте на следующие вопросы:

На сколько секторов разделен круг?

Какой из океанов имеет наибольшую площадь?

Какой наименьшую?

Вы выполнили практическую работу, согласно нашему voyage plan (плану путешествия).

Теперь оцените себя, сосчитав количество правильных ответов («+») и поставьте оценку в соответствии со следующими критериями: общее количество баллов поделите на два и эти данные занесите в соответствующие строки. Сдайте, пожалуйста, ваши ответы на проверку.

  5. Выполнение письменной самостоятельной работы.  
   А сейчас давайте поработаем с учебником. Предлагаю выполнить письменную работу самостоятельно. 

Вначале вы выполните тестовые задания по чтению диаграмм, а затем решите задачи, используя данные диаграмм. А проанализируем ваши ответы на следующем уроке, после проверки. (Самостоятельная работа 1 вариант, 2 вариант)

ІІІ. Заключительный этап

1.Подведение итогов урока.

- Что мы узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Давайте еще раз вспомним определение диаграммы. - С какими видами диаграмм вы ознакомились?

2.Домашнее задание.

    Сегодня на уроке мы выполнили практическую работу по построению столбчатой диаграммы, читали столбчатые и круговые диаграммы, написали самостоятельную работу, 

а на следующем уроке выполним практическую работу по построению круговой диаграммы «Площади бассейнов рек Украины». Еще вспомнили крупные реки нашей страны и другие сведения о водных ресурсах мира.

    При выполнении домашнего задания я предлагаю вам проявить смекалку и решить диаграмму в виде квадрата. 
    Диаграмму посещения учениками шестых классов спортивных секций изображено в виде квадрата. Сколько учеников посещают секцию № 3, если всего спортом занимается 64 шестиклассника?

домашнее задание

3.Выставление оценок.

    Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали по voyage  plan (плану путешествия). Хочу прокомментировать полученные результаты. Полученные оценки перенесу в журнал, а в дневник 

я вам их поставлю на переменке.

4.Рефлексия (по содержанию – символическая, по цели – эмоциональная)

    Мы с вами сегодня усердно поработали и пополнили свой «багаж знаний» полезными знаниями и навыками и я попрошу, 

если вам была интересна тема, которую мы сегодня рассмотрели – «подмигните» мне смайликом желтого цвета, а если тема показалась вам сложной и непонятной – смайликом красного цвета.

         Спасибо за работу на уроке! До свидания!

Voyage plan (план путешествия)

Самостоятельная работа 1 вариант

Самостоятельная работа 2 вариант

УРОК-ПРАКТИКУМ ДИАГРАММЫ (1)

УРОК-ПРАКТИКУМ ДИАГРАММЫ (2)

УРОК-ПРАКТИКУМ ДИАГРАММЫ (3)

УРОК-ПРАКТИКУМ ДИАГРАММЫ (4)

УРОК-ПРАКТИКУМ ДИАГРАММЫ (5)

УРОК-ПРАКТИКУМ ДИАГРАММЫ (6)

УРОК-ПРАКТИКУМ ДИАГРАММЫ (7)

УРОК-ПРАКТИКУМ ДИАГРАММЫ (8)