Конспект урока. Подготовка к изложению «Остров Хортица»

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Панфілова С316.jpg

Конспект урока. Подготовка к изложению «Остров Хортица»

Учебное заведение
Коммунальное учреждение "Запорожская специальная общеобразовательная школа-интернат "Джерело" Запорожского областного совета 2017-2018 учебный год

Автор разработки
Панфилова Анна Михайловна - учитель русского языка и зарубежной литературы

Содержание

Тема:

Конспект урока. Подготовка к изложению «Остров Хортица».

Класс:

7 (учащиеся с нарушением слуха)

Предмет:

Русский язык (развитие связной речи)

Название учебной программы:

Програма, затверджена Міністерством освіти і науки України. Російська мова: програма для 5-12 класів для загальноосвітніх навчальних закладів, - К. : Букрек, 2005.

Текст изложения:

Остров Хортица
На берегах могучего Днепра находится легендарный остров Хортица. Остров Хортица - свидетель событий глубокой старины. На его крутых острогах останавливались воины киевских князей Олега, Игоря, Святослава, Владимира. Остров известен также как главный «штаб» Запорожской Сечи. Первый укреплённый городок появился здесь в 1550-х годах. В наши дни от былого величия Хортицы остались лишь скалы. На Хортице есть Змеиная пещера. Существует легенда, будто в ней когда-то жил огромный Змей, который каждую ночь появлялся на небосклоне и освещал Днепр. Постарайтесь побывать на Хортице, и вы никогда уже не забудете это величественное и удивительное место на древней украинской земле.

Цель:

Обучающая: учить внимательно читать, слушать и отображать изучаемый текст; формировать навыки работы с текстом: закреплять изученную лексику, выделять новые слова, составлять предложения с заданными словами, правильно составлять вопросы и подбирать ответы с опорой на текст; продолжать формировать навыки слухо-зрительного восприятия текста, умение соблюдать в устной речи правильный темп.
Развивающая: развивать словесную и образную память.
Коррекционная: тренировать учащихся в умении применять в речи все изученные правила орфоэпии, правильно отображать интонацию вопросительного предложения; усовершенствовать навыки считывания с губ
Воспитательная: воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за свою родину.

Оборудование:

выставка литературы, посвященная Хортице, карта острова, выставка фотографий по теме, материалы презентации.

Словарь сложных орфограмм:

могучий Днепр, крутые остроги, легендарный остров, свидетель событий, главный штаб, укрепленный городок, величественное место.

Тип урока:

изучение нового материала.

Ход урока:

1.Орг момент.

  • Речевая 5-минутка.
  • Фонетическая разминка.
  • Постановка цели урока.

2.Актуализация знаний
Беседа об историческом прошлом Хортицы. Пригласить учащихся отправиться в путешествие по острову.

Вопросы для беседы:
1. Какой легендарный остров находится в нашем городе?
2. Что вы о нем знаете?
3. Возможно вы знаете какие-то былины или легенды, что рассказывают о прошлом острова Хортица? Прошу рассказать.
Рассматривание фотографий и слайдов об острове.

3.Изучение нового материала.
Ознакомление со словарем. Объяснение значения слов и словосочетаний.

*Работа с текстом:
- чтение (с жестовым сопровождением) учителем;
- показ презентации;
- чтение текста учащихся.

Самостоятельная работа уч-ся.
Работа с лексическим материалом.
Задание: выделить сложные орфограммы в тексте и записать их в словарь.

*Выполнение задания № 1. (Упражнение «Конструктор» . Выделение обобщающих ключевых слов из текста).
Составить логическую цепочку из ключевых слов в тексте.
(Например: Запорожье – историческое место - остров Хортица –«штаб» Запорожской Сечи - Змеиная пещера)
Самостоятельная работа учащихся.
Работа с лексическим материалом. Объяснение написания сложных орфограмм.

* Выполнение задания № 2.
Выделить сложные орфограммы в тексте и записать их в словарь.

*Выполнение задания № 3. (Конкурс лучшего сочинителя предложений).
Составить предложения со сложными орфограммами. Объяснить орфограммы: остров Хортица, «штаб» Запорожской Сечи, город обоснован.

*Выполнение задания № 4. (Работа с деформированным текстом).
Исправить ошибки в построении предложения. Правильно согласовать слова по смыслу.
На берег Днепр находиться остров Хортица.
На он крутой берег останавится воины киевские князья.
Остров известен как главный «штаб» Запорожская Сечь.
Первый укреплённый городок появиться в 1550-х год.
На Хортица есть Змеиный пещера.
Постарайся побывать на Хортица.

*Выполнение задания № 5. (Работа с предложениями).
Закончить предложение, опираясь на изученный текст.
На берегах могучего Днепра находится … .
• На его крутых острогах останавливались воины киевских князей ... .
• Остров известен также как главный «штаб»… .
• Первый укреплённый городок появился … .
• На Хортице есть … .
• Существует легенда… .

*Выполнение задания № 6. (Работа с иллюстративным материалом).
Подберите иллюстрации к предложениям из текста

Физкультминутка

Мы по острову идем, тропки изучаем. (Выполняют движения ходьбы.)
Все легенды соберём и друзьям расскажем.(Поднимают руки вверх.)
Хортица-вольница, Хортица-легенда.(Выполняют повороты туловища.)
Запорожье, Хортицу изучать нам хочется!(Поднимаются на носках.)

  • Работа с текстом ( с опорой на материалы презентации):

- чтение текста, деление его на логические части;
- составление вопросов к каждой части;
- запись лучших вопросов на доске.

Беседа по тексту с опорой на вопросы, что записаны на доске.
1). Что находится на берегах Днепра?
2). Воины каких киевских князей останавливались на его берегах?
3). Чем еще известен остров Хортица?
4). В каком году появился первый укрепленный городок?
5). Какая пещера есть на острове?
6). Кто жил в той пещере?
7). Что посоветуем туристам в нашем городе?
Чтение составленного плана.

* Выполнение задания № 7.
Составить мини диалог.

4.Итог урока.
Вопрсы для анализа урока учащимися:

  1. Элемент нумерованного списка
  2. Что запомнилось на уроке?
  3. Что было выполнено легко и интересно?
  4. Какие возникали трудности?
  • Оценки за урок.
  • Мотивация к следующему занятию.

Объявление домашнего задания.
1. Составить и записать предложения со словарными словами.
2. Подготовить пересказ текста по вопросному плану.

Дополнения:

Презентация Хортица

Литература:

1. Програма, затверджена Міністерством освіти і науки України. Російська мова: програма для 5-12 класів для загальноосвітніх навчальних закладів, - К. : Букрек, 2005.
2. «Русский язык». Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. Е.И. Быкова, Л.В.Давыдюк, Е.С. Снитко,-К.:Освіта,2014.
3.« Встречи на Запорожье» (путеводитель) А.М. Гиммельфарб, Н.В. Клименко,-Д.:Промінь, 1980.
4. Остров Хортица и Запорожская Сечь [Електронний ресурс] / 100+ Уголков Украины: [сайт]. – Режим доступу: http://100travels.com.ua/ostrov-xortica-i-zaporozhskaya-sech/, вільний. – Назва з екрану.
5.Остров Хортица, фото [Електронний ресурс] / Хортица лайф : [сайт]. – Режим доступу: http://khortytsalife.com/images/stories/Vokrug_Hortitsi_na_katere/P6070053.jpg/, вільний. – Назва з екрану.
6. Богдан Хмельницкий, фото [Електронний ресурс] / Wikimedia Commons : [сайт]. – Режим доступу: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ca/Oleg_RC.png/, вільний. – Назва з екрану.
7. Остров Хортица и Запорожская Сечь [Електронний ресурс] / Хортица лайф : [сайт]. – Режим доступу: http://ki.ill.in.ua/m/670x450/24127800.jpg, вільний. – Назва з екрану.