Конспект урока "Ударение. Особенности произношения гласных и согласных звуков русского языка."

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Сертификат Елкина225.jpg


Автор: учитель русского языка и литературы Ёлкина Валентина Ивановна
Учебное заведение: Богдановский УВК, Приазовский район
Класс: 5
Название учебной программы: Программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения, 2013

Содержание

Тема урока

Ударение. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков русского языка. Типичные орфоэпические ошибки русской речи в Украине.

Тип урока

комбинированный, усвоение новых знаний.

Методы и приёмы

индивидуальная, групповая работа, работа со словарем.

Оборудование

учебник русского языка, карточки с заданиями, словари: орфоэпический словарь русского языка, словарь ударений, толковый словарь С.И.Ожегова,
мультимедийная презентация

Цель

Ознакомить учащихся с понятием ударение, ударный и безударный гласный; дать понятие о подвижности и разноместности ударения. Совершенствовать умение учащихся выделять ударный слог и ударный гласный, произносить слова в соответствии с нормами русского литературного языка, замечать и исправлять основные орфоэпические ошибки, встречающиеся у жителей Украины;
Заговори, чтоб я тебя увидел.Сократ

Ход урока


I. Организационный момент.
Девиз урока: «Грамоте учиться – всегда пригодится».
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа. - Какая наука изучает звуки речи?
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Сколько букв и звуков в русском языке?
- Что называется слогом?
- Как определить количество слогов в слове?
- Какие правила переноса вам известны?
3. Работа у доски.
- Запишите слова, разделяя их на слоги, для переноса.
Яма, мгла, синие, перья, программа, разъезд, сдружиться.
Масса, лейка, диктант, сильный, переход, утюг.
III. Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель.
Сегодня вы узнаете, что такое ударение, ударный и безударный слог, ударный и безударный гласный, о подвижности ударения, о значимости гласных в русском языке.
Эпиграфом к уроку я взяла слова древнегреческого философа Сократа «Заговори, чтоб я тебя увидел». Как вы понимаете слова Сократа?
Предполагаемые ответы. (Важно не только видеть человека, но и слышать его речь. По тому, как человек говорит, можно судить о том, с кем имеешь дело, определить степень его грамотности, начитанности, образованности).
IV.Объяснение нового материала.
Если зажечь свечу, поднести ее ко рту и произнести: кос - мо - навт пламя трижды заколеблется и погаснет. Почему же погасла свеча при произнесении последнего слога?
Случайно ли это? Нет, не случайно. Дело в том, что последний слог ударный, и он произносится с большей силой. А что значит произнести слог с большей силой? Это значит – при его произнесении усилить выдыхаемую воздушную струю, от которой не только сильнее колеблется пламя, но может даже потухнуть. Произнесение одного из слогов с большей силой называется ударением, а сам слог – ударным (силовым).
Попробуем показать это на примерах. Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое.
Поле, сквер, метро, листопад, аквариум.
В русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, оно разноместное, свободное, то есть может быть на любом слоге слова первом (го́род, ла́сточка), втором (вода́, приро́да), третьем (самока́т, молодо́й), в отличие от несвободного, фиксированного ударения, свойственного некоторым языкам (на начальном слоге обычно ударение в английском, финском, латышском языках; на предпоследнем – в польском, грузинском; на последнем – в армянском, французском.)
Задание. Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.
1 ряд - горка, снежный;
2 ряд - пушистый, ковер;
3 ряд – снеговик, серебристый.
Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог. Оно разноместное (свободное). Кроме того, русское ударение подвижное, то есть при изменении слова оно может передвигаться с одного слога на другой (вода́ – во́ды, о́бласть – областе́й; по́нять, по́нял, по́няли, поняла́, толпа́ - то́лпы). Таких слов в русском языке много. Изменяя формы слова, ударение в словах передвигается. Итак, третья особенность русского ударения - подвижность.
Задание.
Подберите примеры, доказывающие подвижность ударения.
V. Физкультминутка.
Разноместность и подвижность ударения создают условия для возникновения слов с вариантным, или параллельным ударением, например, тво́рог и творо́г, про́бил и проби́л, и́наче и иначе́, пе́тля и петля́). Различное место ударения может привести к изменению смысла слова. Поэт Яков Козловскийl в разделе, названном им «Одинаково нас пишут, но... по-разному нас слышат» предлагает стихотворение, показывающее, как ударение в слове меняет его смысл.
Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Меняется ли лексическое значение?
Атлас, замок, орган.
Приведите примеры слов, в которых изменение места ударения меняет лексическое значение (о́рган - орга́н, мо́ю – мою́, му́ка - мука́, вы́купать -выкупа́ть, пла́чу – плачу́, пи́роги – пироги́, хло́пок - хлопо́к, гвозди́ки -гво́здики). Составьте с ними словосочетания.
Правила правильного произношения слов, в частности расстановки правильного ударения, изучает орфоэпия (от греческого orthos – прямой, правильный и ероs – речь).
Узнать, как правильно ставить ударение в слове, можно воспользовавшись орфоэпическим словарем русского языка. Он подскажет не только правильную постановку ударения, но и любые орфоэпические нормы.
Часто ударение в русских и украинских словах, очень похожих друг на друга, не совпадает. Работа с учебником. Упражнение 119.
Е.И.Быкова, Русский язык, 5 класс Пользуясь орфоэпическим словарем русского языка, а также орфоэпическим словарем, помещенным в конце учебника, установите ударение в данных русских словах. Сравните его с ударением в украинских словах.
Задание. Поставьте ударение в словах. Произнесите их. Затем проверьте себя по словарю. Слова, в которых допущены ошибки, проговорите вслух 2-3 раза.
Алфавит, арбуз, банты, ворота, дефис, диалог, договор, доска, квартал, километр, партер, принять, свёкла, средства, торты,
В русском языке служебные слова обычно не имеют своего ударения и примыкают к знаменательным. Но есть случаи, когда ударение падает на служебное слово (предлог): Смотреть по́д ноги (но шелестеть под нога́ми), взять на́ руки (но посмотреть на ру́ки), поехать за́ город (но за го́родом начинался пустырь).
VI. Рефлексия.
- Что нового узнали на занятии сегодня?
- Что было интересным для вас?
- Что такое ударение?
- Какими особенностями обладает русское ударение?
- Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения?
-Все ли слова в русском языке имеют ударение?
- Отличаются ли орфоэпические нормы русского и украинского языков?
Приведите примеры. - По лексическому значению определите слово:
- Железо покрывается бурым налетом. (Ржавеет).
- Тот, кто делает мебель. (Столяр).
- Большая лодка для грузов. (Баржа).
VII. Итоги урока.
Заключительное слово учителя.
Одно из обязательных условий хорошего владения русским языком – соблюдение акцентологических норм Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. Поэтому необходимо пользоваться орфоэпическими словарями. Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Но в этом и состоит задача грамотного человека — освоить нормы ударения и правильно применять их на практике.

VIII. Домашнее задание.

Литература
I. Е.И.Быкова и др. Русский язык 5 класс, К.: «Освіта», 2013.-240с.
2. Коновалова Русский язык, 5 класс, Х.:Основа, 2013
3. С.И.Ожегов “Словарь русского языка” М.: “Русский язык” 1988
4. Иванова В.А.Занимательно о русском языке.- Л.:Просвещение,1990-255с
5. Л.А.Шкатова “Подумай и ответь” М.: “Просвещение” 1989