Конспект урока ":«У войны не женское лицо» (А.Адамович)(урок дополнительного чтения по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…») 7 класс)"

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Кирей 2017 285.jpg

Урок зарубежной литературы

Автор Кирей Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы Константиновской СРШ І-ІІІ ступеней "ПРОМЕТЕЙ" с углублённым изучением предметов Мелитопольского района Запорожской области

7 класс

Тема урока: «У войны не женское лицо» (Алесь Адамович)

(урок дополнительного чтения по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»)

Цель урока: 1. Сделать короткий обзор творчества русского писателя Б. Васильева, сформировать и рассмотреть проблемы, которые поднимает автор в повести. 2. Формировать у учащихся умение анализировать и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки выборочного анализа текста. 3. Воспитывать патриотические качества, уважительное отношение к ветеранам и участникам военных действий, к женщине.

Оборудование: портрет писателя; выставка его книг; мультимедийная презентация «Борис Васильев», видеозапись фильма «А зори здесь тихие…»(2015 год, 1972 г.), иллюстрации к повести.

Тип урока: урок-проект.

У войны не женское лицо, У войны для женщин нет работы, Как нет пола у ее бойцов, И у всех у них — свои заботы… Не для женщин страшная война, Что приносит горести и беды Но на ней без женщин никуда. И без них бы не было победы! Татьяна Якубинская

Ход урока

1.Мотивация деятельности

Мы завершили изучение первого произведения из раздела «Историческое прошлое в литературе» - романа В.Скотта «Айвенго» и переходим ко второй части этой темы, которая предполагает знакомство со стихотворениями о Великой Отечественной войне авторов разных стран и с повестью Василия Быкова «Альпийская балада». Чтобы нам легче было перенестись с 12 столетия в 20 век , мы и проведем урок дополнительного чтения по повести русского писателя Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»,которая поможет нам воспроизвести события того времени, лучше воспринять понятия «жизнь и смерть», «женщина и война». Как видите , розговор мы ведём на русском языке, потому что нам представилась возможность читать и говорить об этом произведении на языке оригинала.

-Что такое оригинал? Почему произведение лучше читать в оригинале?

Запишите Дату и тему урока в тетради.

Наш урок мы построим как проект. К концу урока попытаемся дать ответы на такие вопросы: 1) Что такое война? 2) Совместимы ли понятия женщина и война? 3) Нужно ли говорить о войне сегодня?

Эпиграфом к уроку служат слова Татьяны Якубинской. (Фраза «У войны не женское лицо» принадлежит белорусскому писателю Алесю Адамовичу, затем «У войны́ не же́нское лицо́» — документально-очерковая книга советско-белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года Светланы Алексиевич. Сейчас её можно назвать крылатым выражением.)

2.Ассоциативный куст (работа в группах): - Давайте построим ассоциативный ряд «война» и «женщина». - Есть ли общее в этих понятиях?

3.Работа по содержанию повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» (предварительно учащиеся получают «Анкету литературного произведения»)

№ п\п Вопросы анкеты Предполагаемые ответы Вопросы, комментарии учителя
1. Автор произведения Борис Васильев (1924-2013) Рассказ о Борисе Васильеве (мультимедийная презентация:)

https://drive.google.com/file/d/0B9Y6P-R-Gh-AQ1hvU1hGYndwODQ/view?usp=sharing

Русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Родился21 мая 1924 г., Смоленск, СССР Умер11 марта 2013 г. (88 лет), Москва Возраст: 88 лет Место рождения: Смоленск Деятельность: советский и российский писатель Семейное положение: был женат на Зоре Поляк

2. Название книги «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»
3. Страна, язык оригинала Россия, русский
4. Жанр произведения Повесть По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
5. Год написания книги 1968-1969 Присуждение Государственной премии СССР
6. Время и место событий 1942 г., север России, между Ленинградом и Мурманском, недалеко от Кировской железной дороги и Беломорского канала, 171 разъезд - Покажите на карте примерное место, где происходили события?

- Как девушки попадают на разъезд? - Что становится отправной точкой событий? - Все события происходят на фоне тишины.

Словарная работа:

А зори здесь тихие, тихие-тихие, безлюдье, тишина как во сне, безмолвие, тишь, безмашинье… -Директива имперской службы СД за № С219\702 «Только для командования». О чём вам говорит эта строчка из повести?

7. Главные герои произведения Старшина Федот Васков, сержант Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич 1)Инсценировка «Герои сами расскажут о себе» https://drive.google.com/file/d/0B9Y6P-R-Gh-AUW11clA1TXhNazg/view?usp=sharing

- Создалось ли у вас впечатление, что этот отряд может нас защитить? Почему? Чем они вооружены? (1891 года винтовки) - Они все ещё живы, но напряжение достигает своей высшей точки, когда обнаруживается, что против девчонок выступает целый отряд (видеоотрывок) 1-серия,1972 г. 1.13.00-1.16.00 https://my-hit.org/film/3425/ -Что должны были ощутить наши герои?

8. Тема и идея произведения Тема : Женщина на войне. Идея: показать противоестественность такого факта как женщина на войне. Как погибли девушки?

Можно ли их смерть считать героической? Что такое подвиг? В чём подвиг этих девчонок? Как вы отнеслись к Васкову в начале повести? Изменилось ли ваше отношение к Васкову к концу повествования?

9. Экранизация произведения 1972 г, (реж. Ростоцкий).

2005 г. Китай – Россия 2009 г. «Доблесть» - Индия 2015 г. Россия, реж. Давлетьяров || Вы посмотрели разные экранизации. Какая из них ближе к оригиналу?

10. Ваши впечатления от прочитанного и увиденного Книгу читаешь на одном дыхании. Строки волнуют. Ощущаешь себя на месте каждой из девочек. Испытываешь животный страх, когда обнаруживается, что фашистов 16. Я пропускаю через себя каждую смерть девчонок. Произведение нужное для молодёжи. Женщине не место на войне. Возвращаемся к вопросам на доске: 1) Что такое война?

2) Совместимы ли понятия женщина и война? 3) Нужно ли говорить о войне сегодня?

11. Актуальность этого произведения сегодня. Актуально, как никогда. Война рядом. Она снова пришла на нашу землю. Но чтобы жизнь продолжалась, женщина должна быть продолжительницей рода, а у войны не женское лицо. Стихотворение «Я сына родила не для войны» Н.Бурова

4. Рефлексия

- Что мы можем сделать, чтобы не было войны? Есть ли сегодня место для подвига? Продолжите предложение: - Я думаю … - Мне кажется … - Мы должны … (сбор крышечек, рисунки и обереги для солдат, память о погибших и т.д.)

4.Домашнее задание: Написать письмо украинскому солдату. Принять участие в акции «Новогодняя корзинка для солдата»

Использованные материалы: