Конспект урока информатики «Алгоритмы и их исполнители. Обобщение знаний»

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Сертифікат Сурду 2016 263.jpg


Конспект урока информатики

Автор: Сурду Константин Якобович,

учитель информатики Запорожского лицея «Логос»

Класс: 6

Тема урока: «Алгоритмы и их исполнители. Обобщение знаний»

Цели урока:

обучающие: закрепить и повторить понятия: алгоритмы и их исполнители, команды, система команд, виды алгоритмов, формы представления алгоритмов, элементы блок-схемы, программа; способствовать закреплению навыков работы в графическом редакторе Paint;

развивающие: развивать умения составлять алгоритмы, выполнять задания по алгоритму. Развивать логическое мышление, самостоятельность, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, практического применения знаний;

воспитательные: воспитывать дисциплинированность, внимательность, добросовестное отношение к труду, умение работать в группе, в паре, готовность прийти на помощь.

Оборудование: карточки для работы в группах, карточки для установления элементов блок-схемы, карточки для работы за компьютером (разноуровневые задания), таблица "Правила поведения во время обнаружения подозрительных предметов", клеящиеся карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5; карточки для рефлексии, мультимедийный проектор, презентация учителя.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщение изученного

Ход урока

І. Организационный момент. (Слайд 2)

- Внимание на экран!

- Что вы видите на экране? (Алгоритм, записанный в виде блок-схемы)

- Давайте выполним этот алгоритм. Учитель читает команды, а дети выполняют.

ІІ. Беседа по картинке. Мотивация учебной деятельности. (Слайд 3)

- Посмотрите на картинку.

- Объясните фразу: «Все машины тормозили, я шарахался от них»? (Мальчик переходит улицу в неположенном месте).

- Как показывают исследования, 50% несчастных случаев происходит во время перехода детьми улиц или дорог. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, например, как мальчик на картинке, добиться желаемого результата, каждый человек: и ребенок, и взрослый должен уметь пошагово составить план действий. В данном случае мальчик, прежде чем переходить улицу, должен был составить чёткий план перехода улицы.

- А как в информатике одним словом называют чёткий план действий? (Алгоритм). Повседневно в быту, в школе, на работе нам приходится решать множество задач, содержание которых необязательно связано с математическими и точными науками.

ІІІ. Определение темы и цели урока. (Слайды 4, 5)

- Решая ту или иную задачу, мы составляем алгоритмы, даже не подозревая этого.
Вот сегодня на уроке мы обобщим знания по какой теме? («Алгоритмы и их исполнители»).

- Какая же цель нашего урока? Дети под руководством учителя определяют цель урока.

IV. Обобщение и систематизация знаний. «Путешествие по страницам алгоритма».

Эпиграф:

«Алгоритм – не роскошь, а средство достижения цели»

(школьная мудрость) (Слайд 6)

- Начинаем наше путешествие по страницам алгоритма.

Страница 1. (Слайд 7)

- Что такое алгоритм? Дайте полное определение

Страница 2. (Слайд 8)

«Повторение – мать учения».

1). Фронтальный опрос. (Слайд 9)

- Объясните происхождение слова алгоритм.

- Команда – это…

- Что называется системой команд данного исполнителя?

- Продолжите фразу: исполнителем называют…

- Кто или что может быть исполнителем команд?

- Назовите формы представления алгоритмов.

- Назовите элементы блок-схемы.

- Программа – это…

2). Работа по карточкам «Проверь себя».

Адгор стрелк.png









Задание: установи соответствие элементов блок-схемы с помощью стрелочки.

3). Взаимопроверка. (Слайд 10)

Дети меняются карточками и проверяют правильность выполнения задания.
Страница 3. (Слайд 11)

«От твоего успеха зависит мой успех, а от моего успеха зависит твой успех».

1). Работа с карточками в малых группах.

Учитель раздает каждой группе карточки: І группе – зелёные, ІІ группе – оранжевые. Карточки разложены в неправильном порядке. См. приложение 1.

Задание: разложить карточки в таком порядке, чтобы получился правильный алгоритм.

2). Проверка работы в малых группах (Слайды 12, 13)

І группа

- Сравните алгоритм, составленный вами, с алгоритмом, представленным на экране. Что вы можете сказать?

- Давайте выполним этот алгоритм. Дети выполняют данный алгоритм под руководством учителя.

ІІ группа

- Сравните алгоритм, составленный вами, с алгоритмом, представленным на экране. Что вы можете сказать?

3). Прослушивание песни В. Толкуновой «Кабы не было зимы».

В. Толкунова – легендарная российская певица, которой, к сожалению, уже нет в живых. Её творчество стало синонимом русской народной песни.

Задание: прослушайте песню и определите, есть ли в ней алгоритм.
The media player is loading...


- Посмотрите на экран, определите форму представления алгоритма к песне (блок-схема). (Слайд 14)

- В каких ещё песнях вы встречались с алгоритмами?

- В каких видах творчества часто используются алгоритмы?

- Приведите примеры сказок, пословиц, поговорок, в которых используются алгоритмы.

Страница 4. (Слайд 15)

«Я думаю, следовательно, я существую».

1). Определите форму представления алгоритма. (Слайды16-26)

2). Выполните устный счёт по блок-схеме. (Слайд 27)

3). Беседа о подозрительных предметах. (Слайд 28)

- Посмотрите на картинки. Что вы видите?

- Почему нельзя подбирать подозрительные предметы?

- Продолжите предложение. Взрывоопасные предметы чаще всего маскируются под: …

4). Работа у доски (1 ученик). На доске таблица:

Алгоритм карточки.jpg










Задание: установи правильный алгоритм при обнаружении подозрительных предметов с помощью клеящихся карточек.

С остальными учащимися проводится беседа по теме: «Алгоритмы в нашей жизни» (Слайд 29)

6). Проверка задания у доски

Алгор порядко.jpg










Учитель. Обратите внимание! Обезвреживание взрывоопасных предметов производится только специалистами МВД и МЧС

7). Просмотр видео «Чашка чая»

- Просмотрите видео.

The media player is loading...

Задание: составьте алгоритм в виде блок-схемы к просмотренному видео в тетрадях.

- Сравните алгоритм, составленный вами, с алгоритмом, представленным на экране. (Слайд 30)

Страница 5. (Слайд 31)

«Одна голова хорошо, а две - лучше».

- Как мы будем работать дальше? (В парах)

- Представьте, что вы программисты. Программисты для решения любой задачи используют точный план работы. На экране все этапы плана перемешаны. (Слайд 32)

Задание: установите и запишите цифрами в тетрадях правильный план работы программиста.

Самопроверка. (Слайд 33)

- Прочитайте план работы программиста в правильном порядке. Вызванный ученик читает:

1. Сформулировать задачу.

2. Написать алгоритм.

3. Перевести алгоритм в программу.

4. Отладить программу.

5. Передать программу пользователю.

«Мало иметь хороший ум, главное – его применять».

Страница 6. (Слайд 34)

1). Вычислите значение выражения: (963 : 3 - 34) : 7 – 24. (Слайд 35)

-Запишите ход вычисления:

А). В табличном виде

Б). В виде блок-схемы

2). Взаимопроверка (Слайд 36)

3). Повторение правил ТБ. (Слайд 37)

- Назовите 4 «нельзя» во время работы за компьютером

4). Работа за компьютером (разноуровневые задания по карточкам). См. приложение 2.

Предлагаются карточки с заданиями трёх уровней. Дети самостоятельно выбирают карточку в зависимости от того, как они усвоили материал по данной теме, и на какую оценку претендуют.

Гимнастика для глаз в процессе работы за компьютером. (Слайд 38)

3) Разгадывание ребусов из коллекции творческих работ учащихся по информатике ЗЛ «Логос». Слайды (39-42). Ответы к ребусам: алгоритм, команда, исполнитель, программа.

IV. Оценивание.

V. Домашнее задание (дифференцированное). (Слайд 43)

І-й уровень (4-6 б.): учебник, стр. 94, выполнить задания: 1, 2.

ІІ-й уровень (7-9 б.): составить графический алгоритм действий «Мой путь в школу».

ІІІ-й уровень (10-12 б.): составить кроссворд по теме «Алгоритмы».

VІ. Итог урока. Рефлексия

Страница 7. (Слайды 44, 45)

«Конец – делу венец!»

- Какую цель мы сегодня ставили на уроке?

- Как вы считаете, цель урока достигнута?

- Чем мы занимались на уроке?

- Кому было интересно работать на уроке?

Работа над заповедями программиста. (Слайд 46)

- Прочитайте заповеди. Ученик, вызванный учителем, читает заповеди с экрана:

1. Не бейся лбом в стену, а составь алгоритма схему.

- Как вы понимаете смысл этой заповеди?

2. Полезное дело хорошим алгоритмом не испортишь.

- Как вы понимаете смысл этой заповеди?

- Какая русская пословица созвучна с этой заповедью? (Кашу маслом не испортишь).

- Спасибо за работу. Урок прошёл целенаправленно. Мы повторили теоретический материал по теме «Алгоритмы и их исполнители», успешно применили свои знания на практике.
- А теперь оцените свою работу. Поставьте знак + на той ступени, на которой вы находитесь по уровню знаний и умений по теме «Алгоритмы и их исполнители» (отдельно уровень «Знаю» и уровень «Умею»).
Дети работают с индивидуальной карточкой "Лесенка успеха"

Лесенка успеха.jpg









Использованные источники:
1. Програма курсу: «Інформатика 5-9 класи загальноосвітніх навчальних закладів». Автори: Жалдак М.І., Морзе Н.В., Ломаковська Г.В., Проценко Г.О., Ривкінд Й.Я., Шакотько В.В. (за новим Державним стандартом базової і повної загальної середньої освіти).

2. Учебник информатики: И. Я. Ривкинд, Т. И. Лысенко, Л. А. Черникова, В. В. Шакотько для 6 класса общеобразовательных учебных заведений, Киев «Генеза», 2014

3. https://www.youtube.com/watch?v=3o5MpxBCW08 В. Толкунова «Кабы не было зимы»

4. http://www.mista.ru/pogovorki.htm Пословицы и поговорки

5. festival.1september.ru/articles/632681/ Видео «Чашка чая», из презентации по теме «Алгоритмы». 9-й класс, автор: Шайдуллова Любовь Радиковна, учителя информатики и математики

Материалы урока
Презентация учителя

Приложение 1

Приложение 2