Конспект урока информатики для 9 класса по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Сертифікат Сурду 2016 262.jpg


Конспект урока информатики для 9 класса по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

Автор: учитель информатики Запорожского лицея «Логос» Сурду Константин Якобович

Тема урока: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Практическая работа №5 «Защита компьютера от вирусов»

Цели урока:

образовательные: изложить принцип действия основных видов компьютерных вирусов и других вредоносных программ, научить учащихся использовать антивирусные программы и применять меры профилактики заражения компьютеров вирусами;

развивающие: развивать творческий потенциал и исследовательские навыки учащихся;

воспитательные: воспитывать ответственность и требовательность к себе, самостоятельность, умения обобщать, рассуждать, работать в коллективе.

Оборудование: проектор, компьютеры, презентация учителя, задания для работы в малых группах (ребусы), памятки «Защити компьютер от вируса», карточки «Рефлексия» для каждого ученика.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование умений и навыков.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний (беседа-рассуждение)

- Как вы думаете, что может помешать правильной работе ПК?

- Что может угрожать ПК, если в него загрузить вредоносную программу?

- Откуда могут проникнуть в ПК вредоносные программы?

ІІІ. Изучение нового материала

- Для того, чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам разгадать ребусы.

1). Работа в малых группах.

Разгадывание ребусов
1 группа

КОМПЬЮТЕР
ВИРУСЫ

2 группа

Антивирус
Программы

2). Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
- Исходя из слов: компьютер, вирусы, антивирус, программы, как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока? («Компьютерные вирусы. Антивирусные программы»).
- Почему эта тема является очень значимой и актуальной?
- Давайте определим цель урока
- Что мы должны изучить на уроке?
3). План изучения нового материала.

1. Компьютерный вирус. Что это?

2. Признаки «заражения» компьютера вирусом.

3. Характеристика вредоносных программ по принципам распространения и функционирования.

4. Методы защиты от вредного ПО.

4). Эвристическая беседа

- Что же такое вирус? Вспомните из уроков биологии.

- К более точному определению обратимся к толковому словарю русского языка.

Ученик читает определение из толкового словаря.

- Назовите этапы заражения человека вирусом гриппа (попадание вируса в организм, размножение, активация)

- Компьютерный вирус. Что же это такое? Как вы понимаете?

Учитель предлагает обратиться к энциклопедии вирусов «Лаборатории Касперского» для более точного определения. Слайд

Компьютер – электронный аналог человека, поэтому и этапы заражения компьютера вирусом имеют сходства. Слайд

5). Отчеты учащихся по индивидуальным заданиям:

1. Сходства компьютерных и биологических вирусов

2. Различия компьютерных и биологических вирусов

6). Вывод.

- Чего больше: сходств или различий между компьютерными и биологическими вирусами?

Компьютерные и биологические вирусы имеют больше сходств, чем различий. Важно то, что и те, и другие опасны для человечества. Поэтому главная наша задача – это… .

Дети продолжают: научиться противостоять им, бороться с ними. Слайд

7). Признаки заражения компьютера вирусом. Слайд

- Какие признаки заражения компьютера вирусом вы можете назвать?

- Посмотрите на экран.

- Какие из перечисленных вами признаков не названы?

8). Характеристика вредоносных программ по принципам распространения и функционирования. Объяснение учителя. Слайды

Vred prog slide.jpg









9). Пятерка стран, которые больше всех «отличились» в создании вредоносных программ:

1 место: Россия

2 место: Китай

3 место: США

4 место: Бразилия

5 место: Украина

Очень грустно, что и наша страна вошла в первую пятерку по созданию вредоносных программ. Слайд

10). Уголовный кодекс Украины о вредоносных программах. Слайд

- Знайте! В святи с широким распространением вредоносных программ в Украине, как и в большинстве странах мира, предусмотрена уголовная ответственность.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение, УК Украины, раздел 16, статья 361

11). Методы защиты компьютера от вирусов.

Работа над памяткой «Защити компьютер от вируса». Памятки раздать детям. Дети вслух поочередно читают каждый пункт памятки и анализируют. При необходимости учитель делает дополнения.

Памятка «Защити компьютер от вируса»

1. Регулярно тестируй компьютер на наличие вирусов с помощью антивирусной программы.

2. Перед считыванием информации со съемных носителей проверяй их на наличие вирусов.

3. Делай архивные копии ценной для тебя информации.

4. Не оставляй дискету в дисководе.

5. Не используй программы, поведение которых непонятно.

6. Регулярно обновляй антивирусные программы.

Вывод. Помните! Защитить компьютер от вирусов можете только вы сами. Слайд

12). Характеристика наиболее распространенных антивирусных программ. Слайды

IV. Закрепление. Использование знаний на практике.

Практическая работа № 5

Тема: «Защита компьютера от вирусов».

Цель работы: научиться использовать антивирусные программы для проверки компьютера на наличие вируса и его излечения.

Инструктаж по ТБ. Слайд

Ход работы

1. Запустить антивирусный сканер.

2. Выбрать для проверки диск А.

3. Начать проверку кнопкой Пуск.

При обнаружении вируса нажать кнопку Лечить все или Удалить.

4. Сделать вывод.

Физкультминутка (выполнение упражнений для глаз) Слайд

Контрольные вопросы:

1. Что такое вирус?

2. Опасен ли он для ПК?

3. Каким образом ПК может «заразиться» вирусом?

V. Домашнее задание (разноуровневое). Оценивание.

1 уровень (4-6 баллов). Ответить на вопросы в учебнике, стр. 147

2 уровень (7-9 баллов). Создать презентацию: «Вредоносные программы и их последствия»

3 уровень (10-12 баллов). Творческий проект по теме: «Компьютерные вирусы. Методы профилактики и защиты»

VI. Итог урока. Рефлексия

- Какие виды компьютерных вирусов вы знаете?

- Назовите виды антивирусных программ.

- Объясните выражение: «Лучше быть в безопасности, чем потом сожалеть».

- Закрась стрелочки, ведущие к прямоугольникам, которые характеризуют твои ощущения.

Работа с карточкой

Reflexia 1.jpg









Литература:

1. Програма для допрофільної підготовки. Частина IV. І.О. Завадський, Ю.О. Дорошенко, Ж.В. Потапова. Інформатика. Навчальна програма для 9 класів загальноосвітніх навчальних закладів.

2. Информатика: 9 кл.: Учебн. для общеобразоват. учебн. заведен./ И.А. Завадский, И.В. Стеценко, А.Н. Левченко. – К.: Издательская группа BHV, 2009.

3. Информатика : 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учебн. заведений: пер. с укр./И.Я. Ривкинд, Т.И. Лысенко, Л.А. Черникова, В.В. Шакотько; под общей ред. М.З. Згуровского. - К. : Генеза, 2009.

4. Словарь русского языка: в 4-х т./АН СССР, под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд. стереотип. – М.: Русский язик, 1985 – 1988.

5. Уголовный кодекс Украины с изменениями от 16. 07. 2015, раздел 16, статья 361

6. Крупнейший информационный портал о вирусах Viruslist.com – встречайте новую версию http://www.kaspersky.ru/news?id=154332336

7. Ребусы по информатике http://rebus1.com/index.php?item=rebus450000

8. Энциклопедия вирусов «Лаборатории Касперского» http://www.viruslist.com/ru/viruses/encyclopedia

Материалы урока
Презентация учителя

Памятка ученику

Ребусы для работы в группах

Рефлексия