Конспект урока математики в 6 классе по теме "Приведение подобных слагаемых"

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Прохоров сертифікат 188.jpg
  • Предмет: МАТЕМАТИКА
  • Класс: 6 класс
  • Учитель: Прохоров Владимир Борисович (Запорожский многопрофильный лицей № 62)

Содержание

Тема

ПРИВЕДЕНИЕ ПОДОБНЫХ СЛАГАЕМЫХ

Цель

Сформулировать понятие подобных слагаемых; сформулировать умения применять приведение подобных слагаемых. Научить учащихся решать задачи и упражнения, в которых предусмотрено использование приведения подобных слагаемых. Развивать в учащихся логическое мышление, внимательность, математическую речь, формировать умения выбирать и использовать необходимую информацию для решения задач и упражнения; помогать учащимся, освоить вычислительные навыки. Воспитывать самостоятельность, внимательность, аккуратность, последовательность действий, целеустремленность, творческое отношение к поставленному делу, воспитанность, уважение к старшим и одноклассникам, любовь к предмету.

Тип урока

комбинированный

План урока

  1. Организационный момент;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Актуализация опорных знаний;
  4. Изучение нового материала;
  5. Закрепление нового материала;
  6. Самостоятельная работа:
  7. Домашнее задание;
  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный момент

  • Проверить готовность учащихся к уроку.
  • Похвалить учащихся, которые заблаговременно приготовились к уроку.
  • Дежурные класса, перед уроком проверяют наличие домашнего задания, об этом говорят учителю, а так же указывают отсутствующих.
  • Приветствие с учащимися.
  • Девиз урока: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».

Проверка домашнего задания

Для удобства учителя и объективности оценивания домашней работы предлагаю использовать метод взаимопроверки, а так же дифференцированный подход.

Учащиеся за одной партой меняются тетрадями и берут в руки зеленый цвет пасты или карандаш ( для устранения ошибок и отметки о правильности выполнения заданий).

Дежурные класса сообщают, что было задано домой:

  • Стр. 212 – 216 §28 – читать, знать правила;
  • Стр. 217 №№ 1243; 1246;
  • Стр. 218 №№ 1249; 1251;
  • Стр. 219 № 1260.

№№ 1243, 1246, 1249(1,2), 1251 разбираем устно

№ 1243. (двое учащихся). Читают пример, комментируя его решение с места. Замените сумму произведением и вычислите:

Копия ПВБ01.PNG




№ 1246. (четверо учащихся). Читают пример, комментируя его решение с места.

Вычислите:

Копия ПВБ02.PNG







№ 1249. (двое учащихся разбирают устно, а двое на доске записывают два последних примера).

Вычислите:

Копия ПВБ03.PNG







№ 1251. (четверо учащихся). Читают пример, комментируя его решение с места.

Выполните умножение:

Копия ПВБ 1.01.PNG







№1260. (двое учащихся). Двое на доске записывают два примера.

Сравните значение выражений:

Копия ПВБ 1.02.PNG







Для учащихся, которые слабо осваивают материал, предлагаю использовать карточки – подсказки:

Копия ПВБ 1.03.PNG








Так же проверяем теоретический материал (задавая вопросы, как тем кто работал у доски, так и учащимся класса)

  1. Назовите компоненты действия умножения;
  2. Что называют коэффициентами?
  3. Как умножить два положительных числа?
  4. Сформулируйте правило умножения числа с разными знаменателями;
  5. Сформулируйте правило умножения двух отрицательных чисел;
  6. Как определить знак произведения по законам умножения?
  7. Что можно сказать о множителях, если их произведение равно нулю?
  8. Сформулируйте и запишите переместительный закон умножения;
  9. Сформулируйте и запишите сочетательный закон умножения;
  10. Сформулируйте и запишите распределительный закон умножения относительно сложения;

Актуализация опорных знаний

Устные упражнения.

Вычислите:

Копия ПВБ 2.01.PNG










Вычислите удобным способом:

Копия ПВБ 2.02.PNG







Назовите коэффициенты произведения:

Копия ПВБ 2.03.PNG



Запишем и сформулируем распределительный закон умножения относительно вычитания (пригласить одного из учащихся для записи):

Копия ПВБ 3.01.PNG



Приведем примеры:

Копия ПВБ 3.02.PNG




В результате применения распределительного свойства умножения получили выражения, которые не содержат скобок. Такие преобразования выражений называют раскрытием скобок.

Распределительный закон применяют и когда количество слагаемых в скобках более двух.

Например:

Копия ПВБ 3.03.PNG







Попробуйте решить самостоятельно (несколько минут, и первые три тетради вы проверяете):Копия ПВБ 3.04.PNG

Изучение нового материала

Мы так же знаем, что распределительный закон умножения можно применить и в таком виде: Копия ПВБ 3.05.PNG

В этом случаи, мы выражение Копия ПВБ 3.06.PNG заменили на выражение Копия ПВБ 3.07.PNG такое преобразование называют вынесением общего множителя за скобки.

Например,

Копия ПВБ 4.01.PNG





Рассмотрим выражение Копия ПВБ 4.02.PNG, которое состоит из трех слагаемых Копия ПВБ 4.03.PNG все они имеют одинаковую буквенную часть. Такие слагаемые называют подобными.

В нашем выражении вынесем за скобки общий множитель Копия ПВБ 4.04.PNG, получим Копия ПВБ 4.05.PNG .

Таким образом, мы упростили выражение Копия ПВБ 4.02.PNG, заменив его на выражение Копия ПВБ 4.06.PNG. Данная замена носит название – приведение подобных слагаемых.


Запомните: Чтобы привести подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и полученный результат умножить на общую буквенную часть.


Работа с учебником стр. 235 – 236 §30 – разбираем приведенный в учебнике пример, запоминаем правило.

Физминутка

Дежурные классы выходить к доске, все учащиеся поднимаются и в течении нескольких минут выполняем физические упражнения для глаз, осанки, кистей рук, а так же общие упражнения для тела, упражнения на расслабление.

Физминутки для занятий по математике

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)

Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

Ягоды считаем, Дружно приседаем, (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

Закрепление нового материала

  • Задачи для устного решения стр. 237 №№ 1374, 1375, 1376, 1377.
  • Задачи среднего уровня сложности стр. 237 №№ 1378, 1380, 1382. Стр. 238 №№ 1384, 1388.
  • Задачи достаточного уровня сложности стр. 237 № 1392. Стр. 239 № 1396.
  • Задачи высокого уровня сложности стр. 222 № 1293*, стр. 239 №№ 1398*, 1399*.


Если в классе возникают сложности, постарайтесь показать некоторые примеры, для того чтобы учащиеся осмыслили и выработали алгоритм решения.

Приведи ниже решение некоторых примеров, которые удобно демонстрировать, работая с классом фронтально или приглашая более сильных учащихся:

№ 1384 (4).

Копия ПВБ 5.01.PNG
;


№ 1388 (4).

Копия ПВБ 5.02.PNG
.


№ 1392 (3).

Копия ПВБ 5.03.PNG
.




№ 1396 (1).

Копия ПВБ 5.04.PNG
.




Дополнительные задачи, для учащихся одного определенного уровня, или для тех учащихся, которые работают с опережением:

№ 1. Приведите подобные слагаемые:

Копия ПВБ 5.05.PNG
.





№ 2. Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые:

Копия ПВБ 6.01.PNG
.








№ 3. Вынесите общий множитель за скобки:

Копия ПВБ 6.02.PNG
.







№ 4. Раскройте скобочки:

Копия ПВБ 7.01.PNG
.







Самостоятельная работа Предлагаю выполнить математический диктант на закрепление, с целью осознания, как учащиеся освоили материала и с чего надо будет начать следующий урок. Критерий оценивания не привожу, так как считаю, что каждый учитель знает свой класс и сам может выбрать условия оценивания математического диктанта.

  1. Приведите подобные слагаемые в выражении Копия ПВБ 7.02.PNG.
  2. Определите группу подобных слагаемых в выражении:Копия ПВБ 7.03.PNG.
  3. Раскройте и приведите подобные слагаемые в выражении:Копия ПВБ 7.04.PNG.
  4. Упростите выражение: Копия ПВБ 7.05.PNG.
  5. Решите уравнение Копия ПВБ 7.06.PNG.
  6. Восстановите запись Копия ПВБ 7.07.PNG.

Домашнее задание

  • Стр. 235 – 236 §30 – читать, знать определения.
  • Стр. 237 №№ 1381, 1383.
  • Стр. 239 №№ 1393. (для сильных детей можно предложить стр. 240 № 1400*).


Подведение итогов урока

Удобно подведение итогов осуществить исходя из рубрики «Вспомните главное» стр. 236. Здесь учащиеся отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно делаю выводы к теме и уроку. Ответить на вопросу учащихся.

Использованная литература

  1. Програма для учнів 5-9 класів загальноосвітніх навчальних закладів. Математика. Програму підготували: М.І. Бурда, Ю.І. Мальований, Є.П. Нелін, Д.А. Номіровський, А.В. Паньков, Н.А. Тарасенкова, М.В. Чемерис, М.С. Якір.
  2. Математика: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. завед. с обучением на рус. яз. / Н. А. Тарасенкова, И. Н. Богатырева, О. Н. Коломиец, З. А. Сердюк. – К.: Издательский дом “Освіта», 2014. – 304 с.
  3. Математичні диктанти. 5- 11 класи / С. В. Гарна, Л. І. Єрмола, Л. Д. Чельмак – Х.: Вид. група «Основа», 2012. – 140, [4] с.
  4. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Математика: Учебник для 6 класса. – Х.: Гимназия, 2006. – 304 с.
  5. Уроки математики. 6 клас / С. П. Бабенко. – Х. Вид. група «Основа», 2006. – 432 с.
  6. // Математика в школах України, липень 2014 р. № 19 – 21 (427 – 429).
  7. http://www.superinf.ru/view_article.php?id=267