Методика вокально-хоровой работы

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск
Mikrofon.jpg

1. Методы вокально-хоровой работы

Наряду с общедидактическими методами и методами, присущими музыкальному обучению, в вокальной педагогике сложились специальные методы и приемы, которые не исключают, а дополняют друг друга. Рассмотрим наиболее известные из них.

Концентрический метод

Этот метод (а точнее – методика), разработал основоположник русской вокальной школы М.И. Глинка. Его метод лежит в основе методических систем многих авторов и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми. М.И. Глинка считал, что сначала необходимо усовершенствовать «натуральные тоны» голоса, то есть звуки, берущиеся безо всякого усилия. Голос должен развиваться естественного «центра голоса», на котором основывается спокойная речь человека, к тонам, окружающим этот центр.

В основе концентрического метода лежат следующие установки:

1) плавное пение без придыхания;

2) при вокализации на гласный звук должна звучать чистая фонема;

3) непринужденность и свобода голосообразования без напряжения, форсировки и перегрузки;

4) умеренное раскрытие рта при пении;

5) пение без гримас и чрезмерных усилий;

6) пение на меццо-форте, которое должно превалировать, особенно на первом этапе работы (в работе с детьми Сулу голоса необходимо соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ученика);

7) умение долго тянуть звук ровным по силе голосом (что гораздо труднее, чем менять силу);

8) умение петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком (то есть, сохранять одинаковый регистровый настрой, что возможно в пределах лишь небольшого по диапазону отрезка звукоряда и при соблюдении одинаковой динамики);

9) точное «попадание» в ноту в момент атаки звука (без «подъездов»);

10) соблюдение последовательности заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, расположенных рядом, которые необходимо плавно соединять. Далее – тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением, арпеджио и гаммы;

11) не допускать усталости.

Фонетический (фонопедический) метод

Данный метод используют в вокально-хоровой работе все педагоги. Наиболее распространено его применение в качестве способа настройки детского голоса на определенный стиль регистрового звучания.

Из-за индивидуальных различий учащихся трудно составить общий план упражнений. Однако замечено, что гласный У отличается наименьшим разнообразием способов его артикуляции, поэтому он наиболее употребим при коллективном обучении пению в хоре. С него и следует начинать упражнения. При индивидуальном обучении возможны варианты: удобно петь А (начинать с него), при глубоком звуке лучше начать с И, при плоском – с У. Гласные при обучении принято нивелировать, чтобы добиться ровности тембрового звучания. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный должен как бы вливаться в другой без толчка.

Большое значение для тембра имеет манера артикуляции: степень открытости рта, активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, положение губ и т.д. Артикуляция каждого гласного может быть ярко выраженной или нивелированной. Например, «на улыбке», «на полуулыбке», округленными губами.

Известно, что воздушное давление под голосовыми складками увеличивается с уменьшением объема полости рта в последовательности: а-о-у-э-и. В этом же направлении постепенно утолщается рабочая часть голосовых складок, то есть меняется регистровый режим, что отражается на тембре голоса. Поэтому с целью выравнивания тембрового звучания и возникает необходимость нивелирования гласных, заключающаяся в стремлении стабилизировать объемы рото-глоточных полостей при произношении различных фонем.

С целью достижения легкости, полетности и звонкости голосов можно, например, максимально приблизить вокальную позицию за счет унифицированного исполнения всех гласных на «полуулыбке», не боясь получить плоское звучание. Начинать желательно с У.

Целесообразность сохранения позиции рта на «полуулыбке» оправдана необходимостью закрепить близкую вокальную позицию, что на начальном этапе работы является задачей №1. Позже округление звука можно осуществлять и за счет губ, но направляя внимание учащихся на создание близкой вокальной позиции. Однако начинать с этого нельзя, так как это может привести к заглублению вокальной позиции, к этому же приводит пение «на зевке».

А.В. Свешников использовал прием – зевнуть перед пением: это снимает все мышечные зажимы голосового аппарата и активизирует мягкое небо. Однако «на зевке» у Свешникова не пели.

Нахождению близкой позиции способствуют сонорные согласные: Р, Л, М, Н, З, где голос преобладает над шумом. С этой же целью рекомендуется «мычание» и «нычание».

При использовании в вокальных упражнениях различных слогосочетаний необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования. По мере удаления места их образования от губ к гортани они выстраиваются в такую последовательность: звонкие – м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г; глухих – п, ф, т, с, ц, ш, к, х.


Наиболее легкие из них – полярные (м, г). Чем дальше к середине, тем сложнее артикуляция. Поэтому исправление недостатков следует вести по принципу последовательного введения в упражнения соседних звуков по приведенной таблице.

Все глухие согласные, где голос полностью выключен, тянут голосовой аппарат к речевой, а не к певческой установке. Поэтому они требуют очень быстрого произношения их в пении, как бы «спрессованного» окружающими гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции.

Произношение глухих согласных замедляется при вялой артикуляции. Поэтому с самого начала вокальной работы необходимо добиваться активной артикуляции, но не допускать при этом чрезмерных напряжений и мышечных зажимов.

Поскольку первая задача в вокальной работе - это научить тянуть звук, петь легато, то целесообразно в первых упражнениях делать ставку на вокализацию чистых гласных, а для исправления недостатков в звуке использовать различные слогосочетания. Вокализация на различных гласных (чаще У, О, А) удобна для впевания песенного материала, что целесообразно для выработки кантилены, формирования навыка удерживать гортань в стабильном положении при смене высоты тона с целью выравнивания тембрового звучания голоса.

Метод показа и подражания

Для того, чтобы подражание пению педагога было не слепое, а осознанное, используют как позитивный, так и негативный показ, которые сочетаются со словом учителя. С детьми обсуждается – как и почему следует петь так или иначе. Таким образом, даже подражание должно быть осознанным, а не простым внешним повторением.

В певческой практике различают подражание в вокально-технической и художественно-исполнительской работе с учащимися.

Метод показа и подражания в первом случае целесообразен при наличии однородности голосов учителя и учеников. В противном случае его нельзя применять часто. Педагог с низким голосом, то есть использующий преимущественно грудной регистр, при злоупотреблением показом может отяжелить, перегрузить тембры детей. В этом случае учитель должен использовать показ при помощи различных регистров своего голоса.

Не следует увлекаться показом и подражанием художественно-исполнительских моментов, способов выразительности. Целесообразно прийти к ним методом воздействия на эмоциональную сферу учеников, заставив их прочувствовать художественный образ, пережить его в результате восприятия и анализа музыки и текста, через поисковые ситуации и наводящие вопросы.

Данный метод преобладает на первом этапе вокально-технической работы, в дальнейшем он используется минимально и направляется на раскрытие сущности певческого приема. Учение должен сам найти нужные внутренние установки для выполнения той или иной исполнительской задачи.

Таким образом, от подсознательного подражания к осмыслению художественного образа и осознанному поиску вокальных приемов и способов исполнения – таков путь творческого развития учащихся.

Метод воздействия на сознание

Он тесно связан с методом показа и подражания. Они взаимодополняют друг друга (подражание должно быть осознанным).

Метод мысленного (внутреннего) пения

Данный метод используется не только в вокальной работе, но и при обучении игре на музыкальных инструментах. Мысленное пение можно считать основой формирования вокально-слуховых связей. Это один из наиболее оптимальных и эффективных методов разучивания, повторения, исполнительского усовершенствования, вокального репертуара, усвоения новых вокальных приемов или трудно интонируемых оборотов в пении, а также как форму самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса. При его применении желательно использовать зрительную, слуховую и двигательную наглядность.

Метод сравнительного анализа

Можно использовать данный метод с самых первых занятий. Благодаря аналитическим умственным операциям у детей активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус. Дети учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения пению. Помогает в этом сравнение звучания своего голоса в записи с заданным эталоном. Поэтому целесообразно использовать запись голосов учащихся на магнитофон. Метод используется и при прослушивании пения других учащихся или записей. Музыкальное восприятие при этом постепенно становится осознанным, углубляются и уточняются вокально-слуховые представления о качествах певческого звука и способах его образования, а, следовательно, улучшается и воспроизведение.

2. Приемы вокально-хоровой работы

Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений

- вслушивание в показ учителя, анализ услышанного;

- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора правильного из них;

- введение понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности;

- слуховой анализ и оценка прослушанных новых произведений и собственного исполнения;

- использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

- повторение отдельных звуков за инструментом;

-подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом и голосом;

- пение «по цепочке»;

- отражение способов звукообразования в движениях рукой;

- моделирование направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

- пение без музыкального сопровождения;

- настройка на тональность перед началом пения;

- устные диктанты;

- задержка звучания хора на первом звуке песни или любом другом по руке дирижера с целью выстроить унисон, привлечь внимание, дать возможность вслушаться в качества звука и пр.;

- вычленение отдельных трудных интонационных оборотов в специальное упражнение и исполнение его в различных тональностях;

- смена тональности в процессе разучивания и исполнения песни с целью поиска наиболее удобных для пения;

- письменные и устные задания на анализ качества вокального исполнения и способов звукообразования;

- выделение слухом отдельных звуков из нескольких, одновременно звучащих, и воспроизведение их в мелодическом и гармоническом изложении и пр.

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения

- представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен голосом;

- пропевание песен легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации при переходе со звука на звук и снятия форсировки;

- вокализация песен на какой-либо слог (чаще всего «лю») или гласный звук с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

- выработка активного пиано как основы воспитания детского голоса;

- произвольное управление дыхательными движениями;

- при пении восходящего интервала верхний звук сопровождается легким втягивающим движением нижней челюсти живота с целью повысить подскладочное давление, необходимое для производства более высокого тона;

- приподнятие верхней губы в процессе пения, как при спокойном положении губ в «полуулыбке», с целью нивелирования гласных, приближения вокальной позиции пр.;

- расширение ноздрей при вдохе и сохранение их в таком положении при пении, что способствует активизации мягкого нёба и придает упругость тканям носоглоточного резонатора;

- произношение текста песни активным шепотом на крепком выдохе, что вызывает ощущение опоры на дыхание, активизируя дыхательную мускулатуру;

- беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание эталона активизирует артикуляционный аппарат;

- декламация текстов песен, которая рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически ми вокальными напряжениями. Выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, то есть является приемом развития образного мышления детей, что лежит в основе выразительности исполнения;

- нахождение главного по смыслу слова во фразе, придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающее основой смысл содержания;

- вариативность заданий при повторении упражнений и впевании песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, темпа, тональности, эмоциональной выразительности;

- сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на уроке, так и на концерте.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся

- использование записей в виде плакатов основных правил пения, а также самоконтроль и самооценка в процессе вокального исполнения;

- вопросы, создающие поисковую ситуацию, которые стимулируют мыслительную деятельность;

- соревнование в процессе певческой деятельности между отдельными детьми, группами как игровой момент, вызывающий интерес к занятиям;

- юмор как способ стимулирования положительных эмоций на уроке, повышающие работоспособность учащихся;

- различные индивидуальные задания и рисунки детей на темы исполняемых песен для усиления их эмоциональной отзывчивости;

- одобрение и поощрение успехов учеников;

- направленность певческой деятельности на какое-то мероприятие с целью мотивации процесса обучения.

3. Организация пения на уроках музыки

Вокально-хоровая работа как правило занимает приблизительно половину всего урока. Вместе с тем, могут быть и исключения. Например, если на уроке в средних классах необходимо прослушать и проработать крупное произведение, то пение не только отодвигается на второй план, но может и отсутствовать вовсе. Однако на следующем уроке следует восполнить данный пробел и уделить основное внимание именно вокально-хоровой работе.

Для организации вокально-хоровой работы на уроке педагог подбирает примерно три упражнения для распевания и 1-2 песни. При этом новой может быть только одна из песен.

Вокально-хоровые упражнения

Важное место в обучении школьников пению занимают вокально-хоровые упражнении. Их цель – выработка специальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Упражнения содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.

Упражнения должны вводиться в определенной системе. В начале это упражнения, направленные на овладение основными вокально-хоровыми навыками в самом элементарном виде: дыхание, артикуляция и т.д. Дальнейшая работа предполагает привитие белее тонких навыков: умение филировать звук, изменять тембр звучания и прочее.

Пение упражнений перед началом разучивания или исполнением песни служит своеобразной настройкой голоса, приведение его в рабочее состояние.

Существуют две основные категории упражнений:

1) упражнения, которые применяются вне связи с каким либо конкретным произведением. Они содействуют последовательному накоплению вокально-хоровых навыков как основы повышения художественного уровня исполнения;

2) упражнения, связанные с разучиваемым репертуаром и направленные на преодоление конкретных трудностей какого-либо произведения. Они служат решению более узких задач и не могут быть систематизированы с большой четкостью и последовательностью.

В процессе обучения необходимо формировать у детей сознательное отношение к упражнениям. Необходимым условием действенности упражнений является последовательное усложнение учебных задач. Последовательность в усложнении упражнений – условие сохранения интереса и внимания учащихся к занятиям, а также настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей.

Разучивание песни

В практике вокально-хоровой работы сложилась определенная последовательность разучивания песни. Здесь можно выделить два основных этапа: 1) подготовительная работа учителя; 2) разучивание песни на уроке.

На подготовительном этапе педагог подбирает музыкальный репертуар (песни и вокально-хоровые упражнения). Избранные произведения должны соответствовать универсальным критериям выбора художественного материала для уроков музыки: художественность, увлекательность и доступность для детей, педагогическая целесообразность, воспитательная значимость.

Далее учитель разучивает песню сам, анализирует ее, составляет исполнительский план, планирует методику вокально-хоровой работы на предстоящем уроке.

Примерный план краткого анализа песни с ориентацией на структуру художественного образа

Содержание:

- тема;

- идея (главная мысль);

- оценка автора (отношение авторов песни к герою, к событиям и т.д.).

Форма:

1) композиционное построение:

- общее строение песни (куплетная форма, куплетная с припевом и т.д.);

- наличие вступления, проигрышей, отыгрышей;

- строение по фразам и предложениям.

2) средства художественной выразительности:

- тональность;

- темп;

- ритмический рисунок;

- диапазон;

- деление на голоса;

- дыхание;

- звуковедение;

- атака звука;

- дикция;

- характер звука.

Результаты анализа песни обусловливают выработку ее исполнительского плана, который включает в себя:

- основной принцип исполнения (непрерывность или периодичность развития);

- темповой план;

- общие и частные смысловые кульминации;

- динамика и агогика;

- трудные места;

- специальные методы и приемы работы, вокально-хоровые упражнения;

- приемы дирижирования.

Следующий этап подготовительной работы учителя – собственно планирование организации пения в контексте темы урока и его главной цели, подбор методов и приемов, максимально способствующих раскрытию художественного образа песни.

Последовательность разучивания песни на уроке

Обязательной составляющей урока является смысловая связка между пением и предыдущим видом деятельности, основу для которой составляют тема и цель урока. Как правило, она формулируется в виде задачи, которую традиционно ставит педагог перед прослушиванием новой песни или исполнением знакомой. В последнем случае учащимся предлагается оценить какую-либо новую сторону песни, которая выдвигается на первый план в связи с темой и целью данного урока.

Указанная задача является заключительной частью первого этапа разучивания песни – вступительное слово учителя. Аналогично слушанию, вступительное слово нацелено на создание необходимого эмоционального настроя, активизацию воображения детей, а также осознание ими выразительной сущности песни.

Показ (слушание) песни:

- при знакомстве с песней она чаще всего предлагается вниманию школьников целиком;

- звучание произведения должно быть качественным;

- песня может звучать как в записи, так и в исполнении учителя или подготовленных заранее учащихся.

Беседа о прослушанном (анализ-разбор)

На данном этапе школьники под руководством учителя решают поставленную перед слушанием задачу, размышляют о художественном образе песни, определяют средства выразительности, необходимые для ее исполнения.

Подготовка голосового аппарата к пению

Данный этап строится на основе заранее подобранных педагогом разноплановых вокально-хоровых упражнений.

Работа над песней.

Учащимся предлагается послушать часть песни, которую предполагается разучить на данном уроке. Если в песне есть припев, то, как правило, он разучивается в первую очередь.

Разучивание должно осуществляться по фразам, при этом нельзя разрывать мелодию и текст – работа над ними должна вестись одновременно. При этом сразу же необходимо формировать правильное исполнение, как с точки зрения техники, так и выразительности. Наиболее эффективным приемом разучивания является пение без аккомпанемента, «с голоса». Разученные фразы объединяются в исполнение части песни целиком.

На пение отводится на уроке мало времени, каждая минута работы должна быть максимально эффективной. Поэтому нельзя заниматься с детьми на уроке зубрежкой текста, а также его записью. Выучить текст песни – домашнее задание для детей, технически обеспечить выполнение которого – долг каждого современного учителя.

В процессе разучивания песни педагог должен реализовать принципы вокально-хоровой работы. Обязательное условие – интенсивный темп работы и разнообразие методов и приемов ее организации, что позволяет увлечь детей, удерживать их внимание и дисциплину, а тем самым – эффективно решать поставленные задачи.

Подведение итога

В завершении вокально-хоровой работы (как и в любом другом виде учебной музыкальной деятельности) необходимо сделать некоторое обобщение (подвести итог). Он представляет собой ряд вопросов учителя и ответов детей, которые направлены на закрепление основных понятий урока, постепенное достижение его ведущей цели. Материалом для этого в рамках вокально-хоровой работы служит использованный песенный репертуар.

Продолжение разучивания песни

Работа над знакомой песней примерно аналогична разучиванию новой. Однако здесь уже нет необходимости заново возвращаться к анализу художественного образа, к слушанию песни целиком. Основной упор целесообразно делать на узнавание, повторение, закрепление уже разобранного и разученного ранее. При этом необходимо разнообразить методику работы и ориентировать ее на решение новых задач, поставленных в связи с продолжением работы над песней.

Примерная последовательность работы над знакомой песней:

1. вступительное слово учителя, содержащее задачу, связанную с новой темой и целью урока;

2. распевание (если знакомая песня на уроке разучивается первой; возможно также введение упражнения, подобранного специально для данной песни, даже если она вводится в урок не первой);

3. исполнение разученной ранее части песни, внесение необходимых коррективов, доработка);

4. показ запланированного для разучивания фрагмента песни, беседа о выразительных и технических сторонах исполнения;

5. собственно разучивание;

6. краткое обобщение, связанное с темой и целью урока (итог).

В заключение всего блока вокально-хоровой работы подводится общий итог как промежуточное обобщение основных понятий урока, ведущее к полному раскрытию темы и достижению главной цели.

Список литературы

  1. Детский хор. Пособие для хормейстеров . Вып . 1,2 / ред . составитель Соколов В. - М. : Музыка , 1981 .
  2. Евтушенко Д. Размышления о голосе . - К. : Музыкальная Украина , 1980 .
  3. Кузнецов В. Некоторые вопросы многоголосного гармоничного хорового пения на уроках музыки / / Музыка в школе . Сб. статей . Вып. 6 . - К. : Музыкальная Украина . - 1980 . - С. 74-82 .
  4. Локшин Д. Из опыта хоровой работы с детьми. - М.: АН , 1953.
  5. Леонтович М. Практический курс обучения пению в средних школах Украины . - К. : Музыкальная Украина , 1989 .
  6. Музыка в школе . Сб. статей . Вып. 1-7 . - К. : Музыкальная Украина , 1976 . - 1981 .
  7. Программы и поурочные методические разработки для средних школ. Музыка 1-4 кл . - К. : Перун , 1996 .
  8. Падалка Г. Учитель , музыка , дети. - К. : Музыкальная Украина , 1982 .
  9. Струве Г. Хоровое сольфеджио . / / Методическое пособие по организации музыкально - теоретической работы в детских и юношеских хоровых коллективах. - М. : Советский композитор , 1979 .
  10. Струве Г. Эмоциональный мир музыки. - М. : Музыка , 1990 .
  11. Трофимчук А. Школа коллективного музицирования . - Ровно , 1993 .
  12. Хлебникова Л. Преподавание музыки в школе по системе Д.Б.Кабалевського . Метод . письмо . - М.: Просвещение , 1986 .