Методические материалы к уроку музыкального искусства на тему "Фридерик Шопен. Сердце отдаю родине"

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обовязковим посиланням на дану сторінку:

Рудакова В.А. Методические материалы к уроку музыкального искусства на тему "Фридерик Шопен. Сердце отдаю родине". Портал ЗапоВікі. 21.01.2014. [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://zw.ciit.zp.ua/index.php/Методические_материалы_к_уроку_музыкального_искусства_на_тему_%22Фридерик_Шопен._Сердце_отдаю_родине%22


Sertifikat Rudakova 42.JPG

Методические материалы к уроку музыкального искусства с использованием технологии критического мышления на тему "Фридерик Шопен. Сердце отдаю родине"


                                                                              «Обучение, лишенное 
                                                                              какой-либо заинтересованности,
                                                                              убивает в ученике желание»
                                                                              (К. Ушинский)

Содержание

Актуальность использования технологии критического мышления

Современная жизнь побуждает продуцировать новые идеи, новые подходы к преподаванию музыки в учебных заведениях нового типа. Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового опыта.

Целями и задачами технологии развития критического мышления являются:

  • не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить его таким важным умением, как умение «добывать» знания, прививая вкус к учебной деятельности, самообразованию.

Добывай – обдумывай – применяй

  • развитие внутренней мотивации к целенаправленному обучению;
  • поддержка познавательной активности учащихся;
  • побуждение учащихся к сравнению полученной информации с личным опытом и формирование аналитического суждения.

Развитие критического мышления

Крититическое мышление - естественный способ взаимодействия, отправная точка для развития мышления. Необходимо осознать, что мы делаем и зачем, во что верим и почему. Структура урока с использованием технологий критического мышления предполагает 3 этапа:

  • Стадия вызовов ("мозговой штурм": "я знаю", "Я хочу знать", "я узнал").
  • Получение новой информации и ее осмысление (кластер: "бортовой журнал").
  • Рефлексия - систематизация новой информации (сиквейн: таблица тонких и толстых вопросов).

На уроках музыкального искусства я использую те приёмы познавательной деятельности, которые меня заинтересовали: составление кластера в стадии рефлексии,таблица тонких и толстых вопросов, где «тонкие» требуют краткого, фактического ответа, «толстые» - обстоятельного, развёрнутого. Используется также в стадии «рефлексия».

Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

"Знаю" "Хочу узнать" "Узнал"
Шопен - польский композитор
Жизненный и творческий путь
Жанровость творчества
Факты личной жизни

Сиквейн

  • Первая строка – тема сиквейна, существительное
  • Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему
  • Третья строка – три глагола, действия, которые производит существительное
  • Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, передающее ваше отношение к предмету
  • Пятая строка – синоним существительного обобщающий смысл темы (одно слово).

Кластер

Графическая организация материала, отражающая в ключевых словах тему урока по подразделам.

  • По мере поступления материала и осмысления его учащихся заполняла карты, формируя опорные слова, словосочетания, связанные с каждой подтемой.
  • Затем, действуя в группах, заполняем кластер на доске.
  • И в стадии рефлексии закрепляем материал, устанавливая связи между фактами, понятиями и идеями.


Уважаемые коллеги! Изучайте эту технологию. Она представляет огромный интерес для современного педагога и, как показала практика, явилась интересной и захватывающей внимание детей на уроках музыкального искусства.

Конспект урока музыкального исскуства на тему "Фридерик Шопен. Сердце отдаю Родине"

Цели

  • образовательная: углубить знание о творчестве Фридерика Шопена, формировать навыки интерпретации непрограммной фортепианной музыки. Формировать практические умения по теме. Систематизировать полученные знания;
  • воспитательная: воспитывать активность, самостоятельность, творческое отношение к уроку, эстетический вкус, певческую и культуру восприятия классической музыки;
  • развивающая:интерес к творчеству композитора, умение обобщать, систематизировать полученные знания в нестандартных формах (технологиях.

Музыкальный материал:

                     Ф.Шопен. Ноктюрн f-moll 
                     Полонез   А-dur 
                     «Революционный» этюд 
                     А.Пахмутова «Просьба» 
                     сл. Н.Добронравова. 

Тип урока: Урок-получение новых знаний. Комплексное применение знаний и способов действий.

Оборудование: Компьютер для показа созданной силами учащихся мультимедийной презентации к уроку;

  • экран (DVD-плеер в отсутствие компьютерной техники);
  • музыкальный инструмент;
  • магнитофон;
  • раздаточный материал (карточки для заполнения опорных слов в кластере).

Этапы урока:

  • Актуализация опорных знаний
  • Изучение нового материала.
  • Систематизация полученных знаний.
  • Заключение (рефлексия, самооценка).


Ход урока

Дети заходят в класс под звучание Прелюдии №7 Ф. Шопена. На столах ручки, пустые бланки карточек к кластеру. На доске: Тема урока: центр кластера: «Фридерик Шопен 1810-1849»; два возможных варианта начала ответов в заключительной части урока:

- Сегодня я узнал…

- мне захотелось…

Музыкальное приветствие:

- Вновь на уроке мы собрались вместе.

        Искусства мир нам двери отворит.
        Что может быть прекрасней и чудесней,
        чем музыка, которая звучит.  
                                           (дети присаживаются)

(Звучит Ноктюрн f-moll Ф.Шопена)

Учитель (на музыкальном фоне):

Начало долгих холодов…

и спит природа,

забыв во сне движенье, суету.

Спит во мраке сонной тишины,

скрыв от глаз былую красоту.

Лишь где-то вдруг рояль звучит…

Послушайте, душа Шопена говорит.

Ты только слушай.

И сам поймёшь ты всё без лишних слов.

Всё, что скрыто в сердце у тебя,

всё, что в глубине твоей души

вмиг свет волшебный озарит.

Послушайте, Шопен звучит.

Начинаем наш урок, слушая волшебные звуки музыки Фридерика Шопена.

Стадия актуализации опорных знаний

Вопрос учителя:


Что вы можете сказать о творчестве Ф. Шопена?

Какие жанры инструментальной музыки вы знаете? (ответы детей)

Да, это всё жанры инструментальной музыки. А что такое музыка, музыкальное искусство? (ответы детей)

Стадия вызова

Оглашение темы урока «Сердце отдаю родине».

А что это означает, вы скажете в конце урока.


Что бы вы хотели узнать на уроке? (ответы детей)

Хорошо. Это и будет нашей целью. А ещё мы постараемся:

  • углубить свои знания о классической музыке композитора, чья жизнь неразрывно была связана с Родиной;
  • поучимся язык классической музыки;
  • узнаем новые жанры фортепианной музыки, ранее неизвестные вам.

Стадия изучения нового материала

Сегодня речь пойдёт о связи музыки и жизни великого польского композитора Фридерика Шопена.

«Рука художника ещё всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль».

Эти поэтические строки Бориса Пастернака посвящены Фридерику Шопену, к творчеству которого он испытывал большую любовь.

Сегодня я представляю новый для вас жанр – ноктюрн (ночная песнь) – пьеса лирического характера, напевная, мелодичная картина ночи. Каждая нота ноктюрнов Шопена дышит поэзией, это целостный поэтический образ видения поэтом его жизни в определённые её периоды.

Послушаем «Ноктюрн», запишем в карточки кратко несколько слов о музыке, образах, возникающих в вашем сердце. А уважаемых биографов и музыковедов я прошу занять свои места.

(Просмотр краткого видеофрагмента DVD фильма или презентации, входящих в тему)

1-й биограф:

Да! 203 года назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений. Мама Фридерика Шопена была хорошей пианисткой, обладала красивым голосом. Гениальность Фридерика проявилась очень рано. Ребёнок поражал всех своей музыкальной одержимостью, фантазией, впечатлительностью. Будучи младенцем, Фридерик плакал, слушая музыку, от обилия впечатлений. Родители были мудры и бережно относились к музыкальному развитию своего ребёнка. С шести лет Фридерик профессионально занимается с педагогами и к 12 годам не уступает лучшим польским пианистам.


Учитель:

Спасибо! Ребята, можете заполнить свои карты.

(Здоровьесберегающая пауза)

Учитель:

К 19 годам Шопен начал сильно кашлять. Врачи обнаружили туберкулёз в последней стадии. Туберкулёз в наше время носит характер эпидемии. Дети с 14 лет проходят флюорографию ежегодно, очень важно помнить о санитарно-гигиенических нормах в быту. Расспросите подробнее родителей, поинтересуйтесь в интернетресурсах об этом вопросе. А мы продолжаем… Несмотря на прогнозы врачей Шопен прожил ещё довольно долго – 20 лет. Музыка чудным образом продлевала его дни.

1-й музыковед:

Наверно поэтому его музыка – воздушная, дышащая, полётная. Богатство красок и оттенков, дуновенье ветра, шелест листвы в его музыке.

Учитель:

А какой любимый инструмент Шопена?

Дети: Фортепиано.

Учитель:

Для фортепиано Шопен писал много – прелюдии, вальсы, ноктюрны, полонезы, мазурки. Но ведь полонез, мазурка – это ведь народные танцы.

(Звучит Полонез А-dur)

1-й музыковед: Да! Полонез – народный польские танец-шествие, впоследствии ставший бальным. Во дворцах длинной вереницей выступают пары, изящно, но гордо сменяя направление движения. Послушаем! Учитель: Ребята! Напишите в карточки свои впечатления о музыке «Полонеза».

(Заполнение карточек)

Полонезы Шопена – это яркое проявление любви композитора к Родине, гордости и достоинства польского народа. А его этюды?

2-й музыковед: Вообще, этюд – это небольшое инструментальное технически сложное произведение для инструмента solo, призванное развивать исполнительскую технику музыканта. Но этюды Шопена достигли высот бетховенского драматизма. (Звучит «Революционный» этюд) «Революционный» этюд. Сколько в нём драматизма, смятения. Неизвестность судьбы Польши в годы революции, вера в светлые идеалы.

Учитель:

При помощи каких средств музыкальной выразительности композитор передаёт революционные настроения и своё отношение к происходящему? (темп, динамика, пассажи, призывные интонации и др.)

1-й биограф:

В 1848 году Шопен отправился в Лондон с концертами и стремлением заняться там преподавательской деятельностью. Это оказалось его последнее путешествие. Сырой британский климат подорвал его слабое здоровье. Вернувшись в Париж, где он жил последние годы, Шопен слёг и 17 октября 1849 года его не стало. Он не вернулся на Родину. Покоится его прах а Париже, а вот сердце, по завещанию, в Польше.

Сердце Шопена в костеле Святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны…

(В. Ф. Боков)

Учитель:

Благодарю вас. Ребята, заполните карточки. Пока вы пишете, я скажу: музыка Шопена по-прежнему вдохновляет и композиторов, и эстрадных исполнителей. Послушайте песню «Шопен» Елены Ваенги. О чём она? Ну конечно – о любви. Кто готов, подходите ко мне – заполняем наш кластер.

Стадия систематизации новых знаний

(Заполнение кластера на доске детьми и учителем)

Вокально-хоровая работа

Учитель:

Любовь к Родине, близким, природе, животным – всегда в сердцах человеческих. Сегодня мы послушаем песню «Просьба» Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова в исполнении Амины Ямбулатовой.

(Солистка выходит и кратко рассказывает об авторах, исполняет песню)

Учитель:

1) Почему песня называется «Просьба»?

2) Какие чувства старался донести композитор?

3) какие из прозвучавших сегодня произведений близки этой песне? Чем?

4) Как нужно её спеть, чтоб лучше передать мысль авторов и содержание?

(ответы детей)

Стадия закрепления материала

Учитель:

Итак, наш урок подходит к концу. Кто, пользуясь кластером, повторит то, что мы узнали? (ответы 2-3 детей)

Учитель:

А кто же теперь готов объяснить название темы урока «Сердце отдаю Родине», но не буквально, а глубоко, предавая более широкий смысл этому высказыванию? (дети говорят свои варианты)

Учитель: (заключительные слова)

А для наших гостей прозвучит песня Андрея Макаревича, название которой созвучно с темой урока - "Мы желаем счастья вам!"