План-конспект урока-дискуссии в 11 классе

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Подготовила учитель русского языка

Богдановского УВК

Буц Мария Федоровна


Урок – дискуссия по теме «Риторика» в 11 классе

Круглый стол «Сила слова»


Цели урока.

Обучающие:

- углубление знаний по теме.

Развивающие:

- развитие коммуникативных навыков;

- совершенствование навыков логического и креативного мышления.

Воспитывающие:

- воспитание уважительного отношения к слову;

- формирование потребности толерантно относиться к людям;

- способствование нравственному развитию личности учащихся.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово – это Бог.
Н. Гумилев

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, уважаемые коллеги!

Сегодня на нашем уроке речь пойдет о силе слова.


Как-то Экзюпери сказал, что самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

Нам предстоит нелегкая задача: убедить всех присутствующих в том, что слово – великая сила и к нему надо относиться с уважением.

Начнем наш разговор со стихотворения Н. Гумилева «Слово». ( Учитель читает его наизусть)


В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине…

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это — Бог…


Послушаем, как об этом говорит Библия.(Прослушивание отрывка из Евангелия от Иоанна онлайн)

В Священном писании говорится о том, что Словом Бог создал Землю и все живое на ней. Слово также задумано как свет для всех людей. Как благо, добро, которое дано нам на века.

- Как же мы храним этот бесценный дар?

Давайте поговорим об этом.

Но вначале представимся. (Слайд презентации "Сила слова")

В дискуссии принимают участие ТЕОРЕТИКИ, СОЦИОЛОГИ, ЗАЩИТНИКИ НОРМ ЯЗЫКА и их ОППОНЕНТЫ, АКТЕРЫ, АНАЛИТИКИ.

Слово предоставляется ТЕОРЕТИКАМ

Культура речи – особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно. Оно издавна считалось отличительной чертой культурного, образованного человека. Не случайно мы судим о людях по их речи. Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень. Очень важна содержательность речи. Пустая болтовня не может быть образцом для подражания. Обязательными условиями хорошей речи является соблюдение всех норм и правил языка. Но в последнее десятилетие обнаружилась крайне низкая культура речи: люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. На нас хлынула лавина ошибок. Русский язык, впрочем, как и многие языки в мире, болен. А причины болезни очевидны: бедность словаря, особенно у подростков; потеря интереса к классической литературе и искусству в век компьютеризации; отсутствие запретов или хотя бы критики со стороны многих взрослых при употреблении ненормативной лексики, жаргонных и чужеродных слов.

Учитель (ведущий):

Спасибо за содержательное сообщение.

Прежде чем начать полемику, чтобы наш разговор был более основательным, я хочу сразу предоставить слово и СОЦИОЛОГАМ.

СОЦИОЛОГИ:

Мы провели интересную для себя работу. Опросили, практически, все классы, с 5-го по 11-й. Короткий отчет.

На вопросы анкеты ответили так:

1. Часто ли ты употребляешь слова-паразиты?

Да – 60%.

Редко – 40%.

2. Откуда ты их узнаешь?

В школе – 60%

Из интернета – 20%

Отовсюду – 20%

3. Исправляешь ли ошибки собеседника, если он их допускает?

Да – 40%

Нет – 20%

Иногда – 40%

4. Почему исправляешь?

Неприятно слушать – 70%


Социологический опрос:

«Причины засорения и огрубления речи»

Как вы думаете, что из предложенного наиболее засоряет и огрубляет нашу речь?

1. Засилье жаргона – 30%

2. Скудность и однообразие лексики – 10%

3. В разговорной речи приветствуется сквернословие, матерщина – 45%

4. Частое нарушение норм языка наблюдается за журналистами, дикторами, речь которых раньше считалась образцовой –8%

5. Чрезмерное употребление иностранных слов – 5%

6. «Канцелярщина» - 2%

Итак, дети в нашей школе понимают, что ненормативная лексика – это плохо. Больше всего их напрягают жаргоны и маты. Многие стараются исправлять тех, кто говорит неправильно. Но факты говорят о том, что проблема с чистотой языка коснулась и нас.

Кроме того, мы обратили внимание, что часто в разговоре наблюдается смешивание болгарских слов с русскими и наоборот. Это тоже засоряет нашу речь.


Учитель (после сообщения социологов):

Спасибо, девочки.

Итак, наш язык болен.

- Стоит ли его лечить? Или пусть все остается, как есть?

- Что скажут по этому поводу ОППОНЕНТЫ?

Лингвисты сами говорят о том, что многие слова имеют варианты произношения, ударения, грамматических форм и т.п. Эти варианты существуют объективно в системе языка. Например: баржа – баржа, творог – творог. Значит, сам язык хочет разнообразия, он предлагает нам выбирать. Почему же все должны говорить и писать одинаково и сводить языковое разнообразие к унылой правильности? Хватит говорить хором. Каждый имеет право на свое мнение. Пусть выбирает из нескольких вариантов то, что ему лично нравится (мы все равно поймем друг друга, ведь эти варианты запрограммировал русский язык). Только отменив норму, мы получим не серую, лишенную индивидуальности массу, а союз ярких личностей. Мы за плюрализм в речевой практике, ведь это скучно, когда все говорят одинаково, правильно.

Учитель:

Спасибо. Позиция наших ОППОНЕНТОВ ясна: они за разнообразие.

- Может, согласимся?

Защитники:

Ссылки на плюрализм и свободу выбора в вопросе о языковых нормах неуместны. Речевое единообразие – это условие нашего взаимопонимания. Оформленная по правилам, общим для всех, речь не затрудняет общение, а облегчает его. Несоблюдение нормы отвлекает от смысла, может вызвать комический эффект. Цивилизованный человек понимает, что живет не на необитаемом острове, а в обществе. Он принимает общественные нормы как свои, чтобы облегчить свои контакты с людьми. Лингвисты не придумывают, а лишь отражают норму, которую по разным причинам устанавливает общество, и опираются на объективные данные. Кстати, часто норма ведь допускает не один, а два вполне равноправных варианта. Так что норма демократична, она учитывает наши желания.

Защитники:

И еще. Послушайте высказывания двух выдающихся людей. Д. Леббок писал: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». А Гете сказал, что общение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И если учесть, что жизнь у нас одна и после себя надо оставить своим потомкам что-то хорошее, думаю, язык играет в этом большую роль, и уничтожать его мы просто не имеем права. Нам непонятно, для чего нужны вульгаризмы (жаргоны, маты и так далее).

Учитель:

- Резонно. Это тоже отклонение от нормы, причем, самое ужасное.

- Оппоненты, чем будете парировать?

Оппоненты:

Эта лексика помогает расслабиться, снять нервное напряжение, показать, в конце концов, свою взрослость.

Защитники:

А у нас такой аргумент. Посмотрите нашу презентацию «Сквернословие и здоровье».

Учитель:

Вам слово, оппоненты.

- Что нового вы узнали для себя из этой презентации?

- Поколебала ли она вашу уверенность?

Оппоненты:

Есть немного. Мы подумаем. Может, вы и правы.

Учитель:

Отрадно.

Итак, мы познакомились с серьезной информацией о том, что слова имеют волшебную силу, поэтому прежде, чем что-то сказать, надо хорошенько подумать.

Послушаем, что по этому поводу скажут наши актеры.

Актеры:

Словом надо пользоваться крайне осторожно, чтобы не навредить другим и, тем более, себе.

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно ударит иль ограбит
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

В.А. Солоухин

Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень,
Никем не убранный, лежат.
Поосторожней со словами:
Ведь словом можно и убить...
Прервав, как робкой свечки пламя,
Чужой судьбы живую нить.
Поосторожней со словами:
Все то, что высказано зря,
Как бумеранг, придет с годами,
В груди раскаяньем горя.
Поосторожней со словами:
В словах - завет, в словах - запрет.
В словах всегда живем мы сами,
А жизнь - одна,
Дублера нет!!!

Небутова Анастасия Вячеславовна

Учитель:

Оппоненты, нам интересно ваше мнение. (Все слушают оппонентов)

Актеры:

А мы хотим познакомить вас с одной очень мудрой притчей (АКТЕРЫ разыгрывают ее).

Тройное сито нашей речи

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать, через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это.
Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет.
Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?м - Нет, напротив…
- Значит, - продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда.
Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- Итак, - заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне, нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?

Учитель:

- Прошу все группы высказать свое мнение о том, чем поучительна эта притча. Для подтверждения ваших мыслей выполните небольшое творческое задание: «Продолжи высказывание».

(Участники дискуссии собирают разрезанные высказывания на карточках)

Кому язык послушен, тот часто молчит.

С.Е.Лец.

Слово – врата ума. Если держать их открытыми, ум ускользает наружу.

Хун Цзычен

Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.

Плутарх

Выпущенное слово не поймаешь.

Гораций

Слово, удержанное тобою, - раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, - господин твой.

Хафиз

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

К.Боуви

Учитель:

Молодцы. Все справились с заданиями. А теперь такой вопрос:

- Вы когда-нибудь проводили параллель между словами и нашими мыслями?

- Какая между ними связь?

(Чистота слов – это чистота наших мыслей, для которых слова являются оболочкой, одеждой.)

Представим себе такую ситуацию. Человек, поговорив с вами, не произнес ни одного плохого слова, но при этом причинил вам невероятно сильную боль.

- Как это удалось вашему собеседнику?

(С помощью невербальных средств общения: мимики, жестов, тона, взгляда).

(Обращение ко всем группам)

- Что выдает здесь невербальная речь?

(Недобрые мысли).

- Как вы думаете, имеют ли невербальные средства общения отношение к культуре речи?

( Да. Это тоже речь. Но здесь вопрос и к культуре поведения человека)

Остановимся немного на этом моменте.

В.А.Сухомлинский сказал такие слова: «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры». А духовная культура тесно связана и с нашим поведением.

- Как вы думаете, какими качествами обладает культурный, духовно богатый человек?

(Для такого человека моральные ценности на первом месте. Он постоянно самосовершенствуется. Морально устойчив. Обладает внутренней чистотой и мудростью. Не мстит. Никому не завидует. Не берет чужого. Не ставит себя выше других. Он милосерден. Имеет широкий кругозор. Проявляет интерес к искусству, познает окружающую среду. В результате у него образуется богатый внутренний мир. Он следит за своей речью.)

Учитель:

Замечательно.

Чтобы получить еще более полное представление о духовно богатой личности, обратимся к эмблеме толерантности. ( показывается эмблема толерантности немецкого художника Хельмута Лангера)

-Ребята, а что значит быть толерантным? (работа с эмблемой)

-Выходит, толерантный человек и есть духовно богатый?

- Что думают по этому поводу ТЕОРЕТИКИ?

- Мы согласны с этим мнением. Ведь культура речи тесно связана и с такой наукой, как экология культуры, или духовная экология. Она утверждает, что любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной. Многое зависит от отношения к языку. Ведь все достижения общества закрепляются в Слове.

Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нем выражена, не проходят бесследно для человека как личности. Ведь язык – это и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

Учитель:

- Спасибо за эту важную информацию.

- Ребята, какие две важные мысли сказали ТЕОРЕТИКИ?


(1. Все достижения общества закрепляются в слове. 2. Язык – это ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого)

- Дорогие ОППОНЕНТЫ, что вы теперь скажете?

- Нужны ли языковые нормы?

- Для чего?

Оппоненты:

Чтобы сохранить чистоту языка

Защитники:

И чистоту слова. Ведь слова – это кирпичики, из которых состоит наша речь.

Учитель:

Выходит, прав был Сократ, когда сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел».

Очень категорично говорит о важности уважительного отношения к слову Библия. А этой книге можно верить!

(Участники по очереди читают наизусть Притчи Соломона)

- Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично. (Притчи царя Соломона. Глава 25, стих 11)

- Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко раскрывает рот свой, тому беда. ( 13:3)

- Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. (21:7)

- От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. (18:20)

- Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых врачует. (12:18)

- Лжесвидетель погибнет…(21:28)

- Смерть и жизнь во власти языка. (18:21)

Учитель:

И неважно, на каком языке мы говорим: на родном болгарском, на государственном украинском или на русском. Наши слова должны быть осмыслены.

Дорогие мои, подвести итог всему сказанному я предоставлю возможность АНАЛИТИКАМ.

- Прошу вас, уважаемые коллеги!(Роль АНАЛИТИКОВ исполняют учителя, присутствующие на уроке)

Учитель:

- Спасибо всем за содержательный разговор. Надеюсь, он был полезным.

Ребята, позвольте подарить вам мои буклеты. Пусть они напоминают о нашем уроке и о том, что слово обладает великой силой и к нему надо относиться с уважением.

Запишите домашнее задание. (Оно дифференцировано)

Выберите 1 из предложенных (то, которое вам по душе).

Написать сочинение – миниатюру на тему:

1 Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

Экзюпери

2 Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало.

С. Довлатов

3 Смерть и жизнь во власти языка.

Притчи Соломона

Сочинить притчу о силе слова.

Релаксация.

Звучит песня Лары Фабиан «Адажио».

- Ребята, какие эмоции вызывает у вас эта песня?

Рефлексия.

Метод «Микрофон». Учащиеся говорят о том, что важного они узнали для себя на уроке.

Использованные ресурсы.

1.Магия круга, или Как организовать урок «Круглый стол» http://pedsovet.su/me todika/6046_urok_krugly_stol_rekomendacii_uchitelyu

2. Урок русского языка в форме дискуссии в 11 классе на тему: «Культура речи: учить нельзя забыть!» учителя Мордань Натальи Юрьевны https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/08/27/kultura-rechi-uchit-nelzya-zabyt-11-klass

3. Урок русского языка "Культура речи и нормы языка" в 11-м классе Басковой Татьяны Леонидовны, учителя русского языка и литературы https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/10/refleksiya-v-kontse-uroka

4. Притча «Тройное сито нашей речи» http://mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/pritchi34.html

5. Н. Гумилев «Слово» https://foma.ru/50-velikih-stihotvoreniy-nikolay-gumilyov-slovo.html

6. В. Солоухин «Слово о словах» https://rustih.ru/vladimir-solouxin-slovo-o-slovax/

7. А. Небутова «Поосторожней со словами» http://www.stihi.ru/diary/12345qwert/2012-09-03

8. Высказывания великих людей о силе слова http://moudrost.ru/tema/aphorism-word-4.html

9. Высказывания великих людей о языке http://www.lingvart.ru/interest01.html

10.Жемчужины мысли http://xn----itbcbkbuedi0cs5c6cc.xn--p1ai/%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BC/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA,%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE.html

11. Библия. Притчи Соломона.

12. Аудиобиблия / Библия Онлайн. Отрывок из Евангелия от Иоанна https://www.bibleonline.ru/bible/rus/43/01/