План-конспект урока-путешествия в 6 классе по теме "Рациональные числа"

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Свинцицкая сертифікат 193.jpg
План-конспект урока-путешествия по математике в 6 классе «Рациональные числа»

Учитель математики УВК технического профиля (СОШ №70) Свинцицкая Лариса Владимировна

Задачи урока:

  • образовательные: закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении данной темы;
  • развивающие: развитие умений анализировать, сравнивать; развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности; развитие инициативы, самостоятельности принятия решений, уверенности в своих силах; развитие коммуникативной компетенции учащихся.
  • воспитательные: развитие математической культуры речи; воспитание культуры умственного труда; формирование навыков само и взаимоконтроля, взаимооценки.


Тип урока: закрепление изученного материала

“В математике нет символов для неясных мыслей”. (Анри Пуанкаре)

Цели урока:

  • Повторить и закрепить знания по теме: «Рациональные числа».
  • Развивать логическое мышление, математически грамотную речь.
  • Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, инициативу учащихся.
ХОД УРОКА
Сказка «ПЛЮС И МИНУС»

Жили в математическом мире два знака: плюс и минус. Друзья были не разлей вода. Всегда помогали числам находить и определять своё место в жизни и на координатной прямой.
Однажды, когда вечер давным-давно кончился, а утро еще не началось, на школьной доске приключилась следующая история. Так как дежурные забыли стереть доску, на ней остались примеры, которые дети решали на уроке.
Среди ночной тишины раздался голос:
«В математике я самый главный знак», - сказал знак плюс. «В мире все прибавляется: и люди, и деньги, и весной трава».
«А вот и нет», - сказал знак минус. «В мире все уменьшается: весной снег, и талая вода, и деньги».
Представьте себе, что не будет знака плюс. Ребенок заболел. К нему приехал врач. И как же он назначит лечение, когда товарищ Градусник не сможет сообщить ему свое решение.
Но и без минуса нам тоже не обойтись. Кто скажет нам, когда начнется холод?
Пошли тогда Плюс и Минус свой спор решать к совету цифр и знаков.
Совет пытался убедить двух упрямых глупцов, что в математике важны оба знака, ведь оба они нужны.
Но Плюс и Минус не поверили им.
Ребята давайте поможем помирить знаки и покажем, что в мире всего поровну, и прибавление, и убыток. Мир держится на законе равенства: если где-то убудет, то в другом месте обязательно прибудет».
Теоретические вопросы:

  • Какую прямую называют координатной?
  • Какие числа называют противоположными?
  • Что называется модулем числа?

Продолжите фразу:

  • Модулем положительного числа…
  • Модулем отрицательного числа…
  • Модулем нуля…

Устный счёт: |-1\3|; |-5,6|; |0|; |11,5|; |3,5|; |-5|

Главное! Модуль не может быть отрицательным числом. 

Теоретические вопросы:

  • Какие числа называют натуральными?
  • Какие числа называются целыми?
  • Какие числа называются рациональными?

Координатная прямая (самостоятельная работа-диктант)
Отметьте на координатной прямой точку А(-4).
Отметьте на этой прямой точки В, С, Д, К и найдите их координаты, взяв за единичный отрезок 1 см.
1) В правее точки А на 10 клеток.
2) С середина отрезка АВ.
3) Д левее точки С на 9 клеток.
4) К правее точки В на 7 клеток.
Устный счёт:
Даны числа: -7; 25; 0,3; -8,1; 9; 8,01; -0,3; 246; -25; 0; 14; -17,26;
Назовите:

  • Натуральные;
  • Положительные;
  • Отрицательные;
  • Целые;
  • Противоположные данным числам;
  • Дробные неположительные;

Укажите правильное утверждение: (<, >)

  • Любое отрицательное число нуля
  • Любое положительное число нуля
  • Любое отрицательное число положительного
  • Из двух отрицательных чисел больше то,  ?

Математическая зарядка: верно – руки вверх, неверно – в стороны
-2,8 < 3,5 -2,8 < 0
-2,8 < -3,5 0 > 3,5
2,8 > 3,5 2,8 < 0
2,8 > -3,5 0 > -3,5
Сравните числа (самостоятельная работа)
Учащиеся самостоятельно расставляют знаки равенства на карточке.
-748,2 2,1 1/2 -3/5
15,0978 20 -24,7 0
0,04 -4 -2012 2013
-0,489 -0,48 0,15 0
Выполняется самопроверка (групповая работа)

Напишите все целые числа, которые заключены между числами:


а) – 6,1 и 1,4
б) – 4,8 и 3,6
в) - 285,9 и - 279
Между какими соседними целыми числами лежит число:
Ответ запишите двойным неравенством.
а) 5,7 б) -2,5 в) 8,3
Сколько целых чисел расположено между числами:
1) 23 и 38 2) - 59 и 241 3) -308 и 27
Расположить в порядке возрастания:
4; -6; 0; -5,3; 8,024; -1, 105
Расположить в порядке убывания числа:
2,6; -6,2; 4,76; 0; -2,6
Подумаем
3,78 : |х| =0,6
27-5|x|=2
Найдите два числа, каждое из которых больше 4/11, но меньше 5/11.
Вычислите: |4 - 9,6 : 24| - |1-0,54| : |1 + 1,3:10|=
Итог урока

Домашнее задание
№ 943(1); №945(1); №947(2)
Дополнительное задание: №955.
Спасибо за урок
Вот и закончился урок,
И каждый должен знать,
Что знание, упорство, трут,
К заветной цели приведут.

Литература:

1. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 6 (учебник). - К. : Гимназия. - 2006.
2. Ершова О.П, Голобородько В.В.Устные проверочные и зачетные работы по математике для 5-6 классов. - К. : Гимназия. - 2009.
3. Рябова Н.Є., Будна С.М. Математика. 6 клас. Експрес-контроль. - Х. : Ранок. - 2009.