План-конспект урока "Как музыка рисует картины природы" для 2 класса

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Недова сертифікат 246.jpg

Подготовила учитель музыки
Богдановского УВК
Недова Людмила Васильевна
План-конспект урока

Тема: Как музыка рисует картины природы
Цели: расширить и углубить представление учеников об эмоциональном содержании музыки.

обучающая: научить учащихся сравнивать содержание, настроение и характер музыкальных произведений; углублять представление учеников об эмоциональном содержании музыки, которая изображает картины природы; раскрыть понятие «динамические оттенки»
развивающая: развивать у детей навыки выразительного пения и слуховых представлений, творческую фантазию и артистические способности.
воспитательная: воспитывать у учеников любовь к музыке, природе, культуре восприятия.

Музыкальный материал: Э.Григ «Утро из сюиты «Пер Гюнт», распевка «Зимушка», « Эхо», А.Мигай «Зимушка-зима».
Пособие: Портреты Э.Грига, А.Мигай, поезд Феи Динамика.
Оборудование: аккордеон, компьютер, шумовые инструменты, корзинки, карточки, фонохрестоматия, презентация
Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

Учащиеся входят в класс под музыкальное сопровождение («Утро» Е.Грига)

І Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку.
Музыкальное приветствие

Завітайте всі до нас
Тут співає другий клас.

Учитель: Добрий день, вам дітки
Учащиеся: Добрий день, учитель.
Ребята, вы наверное заметили, что сегодня к нам заглянули гости на урок, давайте их поприветствуем.

ІІ Актуализация знаний.

Что вы ждёте от этого урока?

На прошлом уроке мы создавали музыкальные портреты:
1.Какие портреты рисует музыка?(Ответы)
2.На каком языке с нами говорит музыка?(Ответы)
3.Какое настроение бывает у музыки?(Ответы)

ІII Мотивация учебной деятельности.
Мы с вами уже знаем, что музыка имеет волшебную силу, она передает разные настроения, создает музыкальные портреты, вместе с ней мы можем оказаться в сказочном лесу. И вот сегодня, вместе сней, мы увидим и услышим утреннее пробуждение природы. С вашими очаровательными улыбками и хорошим настроением мы сегодня отправляемся в путешествие по прекрасной стране музыки, которую очень любим. А в дорогу возьмём тему нашего урока. Но сначала вы должны её угадать (на доске написаны слова из темы, дети должны расставить их так, чтобы получилось предложение.)
И так тема нашего урока: «Как музыка рисует картины природы» (слайд №1).
Для того, чтобы узнать как музыка рисует картины природы, нам нужно отправиться в лес и в горы.
Хотите?
Но идти туда слишком далеко. Давайте это музыкальное путешествие мы совершим на поезде. А поможет нам в этом веселый поезд Феи Динамика. Нас впереди ждут три станции, усаживайтесь поудобнее наш поезд отправляется. Первая станция называется «Динамические оттенки». (слайд №2,слайд №3).
Вот мы и в лесу. Давайте поздороваемся с природой на ее языке и выполним вокально-хоровые упражнения на развитие дыхания.
Вдохнём свежего лесного воздуха.
Понюхаем прекрасный аромат лесных цветов.

Подул ветер у – у
Деревья ответили с – с
Листья зашелестели ш – ш
Ежики испугались ф – ф
Филин закричал ух- ух.

Ребята а как себя нужно вести в лесу ? (ответы детей)
Молодцы, я думаю, что лес с удовольствием примет нас в гости.
Ребята, вы уже знаете, что звуки по своей природе бывают тихими и громкими. И сейчас мы поиграем с вами в игру « Звуки в корзине».
Смотрите, под сосной есть две корзины, в них перепутались тихие и громкие звуки. Кто из вас сможет правильно разложить звуки в нужные корзинки? (Дети раскладывают звуки)

IV Изучение нового материала.
1.Работа с понятиями.
Ребята, а знаете кто в музыке руководит громкими и тихими звуками? Фея Динамика, и у неё есть свои условные знаки. (слайд №4)

р-пиано «тихо»,
f – форте «громко»

А динамика – это сила звучания музыки.
У меня есть вот такие шумовые инструменты.
И мы с вами сейчас попробуем на них поиграть тихо и громко (игра и повторение терминов).
А сейчас к вам присоединится аккордеон и мы создадим небольшой оркестр. (дети с учителем играют мелодию на форте и пиано).
Ну, а чтобы закрепить музыкальные термины, попробуйте разгадать загадки.

  • «Пароход подходит к порту – разгуделся громко (форте)»,
  • «Тихо волны океана лижут палубу (пиано)».

А если сложить эти два слова, что получится? (фортепиано).
Ребята, с кем мы познакомились на этой станции? (ответы)
Станция « Динамические оттенки» прощается с нами. А мы отправляемся в горы, там услышим прекрасную музыку. Садитесь поудобнее в наш поезд и поехали (слайд поезд № 5, слайд станции №6).
2.Слушанье музыки.
Ребята, вы когда нибудь наблюдали как наступает утро? (ответы)
А что такое утро? (ответы)
Да, утром все просыпается и оживает, выходит яркое, золотое солнышко, журчат роднички и весело поют птички.


Очень красиво описала рассвет поэтесса Татьяна Колесова:
Солнце дарит скалам краски,
Улетела ночи сказка.
Луна исчезла с небосвода,
Просыпается природа.
Просыпаются мурашки,
Птицы, звери и комашки
Растворилась ночи тень.
Наступает новый день. (слайд № 7)

Именно такие картины являются источником вдохновения для композиторов. Вот так и норвежский композитор Э.Григ, милуясь утренним пробуждением природы, нарисовал эту музыку в своем произведении «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Не верите?
Давайте послушаем. (Звучит «Утро»).
- Какую картину вы себе представили?
- Как развивается музыка?
- Какую цветовую гамму вы увидели?
- Какие динамические оттенки вы услышали?
- А теперь представьте себе, что солнышко запело, чем будет отличаться утренняя песенка солнышка от вечерней?
Вот вы и почувствовали, как композитор передал картину утреннего пробуждения природы. И именно мелодия помогла нам представить себе эту прекрасную картину.
3.Работа в парах.
Сейчас мы с вами еще раз прослушаем « Утро» Э.Грига, а вы возьмите синие и голубые карточки и разложите их на парте соответственно силе звучания музыки. Голубые это – пиано (тихо), синие – форте (громко) (повторное слушание музыки)

  • Ребята, а почему вы именно так разложили цветовую гамму?
  • Дети, а что будет, если мы громко закричим в горах?

Конечно, мы услышим эхо.
А хотите поиграть в эхо?
Я буду голосом в горах, а вы моим эхом.
Как эхо звучит – громче голоса или тише? (ответы)
Сейчас мы с вами споём распевку «Эхо».(Исполнение распевки)

  • Вам понравилось в горах?
  • А какую музыку здесь мы услышали?
  • Кто автор этого произведения?
    * А с какими динамическими оттенками вы снова встретились?
    Наш поезд отправляется на следующую станцию « Песенную». Но сначала нам нужно размять ножки. Встаньте на носочки и потяните ручки вверх.

4. Физкульминутка.

Руки в боки – усміхнись
На сусіда подивись
Пальчик, п’ятка, каблучок
Ми танцюєм гопачок.

Поехали дальше? (Слайд поезда, Слайд станции «Песенная»)
5. Вокально – хоровая работа.
Благодаря прекрасной музыке Э.Грига мы сегодня на время оказались в сказочном летнем лесу и в горах. Но впереди у нас зима и сегодня мы с вами разучим распевочку « Зимушка». Давайте исполним её с разными динамическими оттенками.

«Зимушка краса пришла
На урок нас собрала»

А кто помнит какую песенку мы с вами разучили на прошлом уроке?
Правильно «Зимушка».
А кто её написал?
Верно А. Мигай.
Давайте её закрепим и исполним с танцевальными движениями.

V.Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы увидели и почувствовали прекрасную картину утра, а помогла нам в этом кто? Музыка и динамические оттенки.

  • Как называется произведение, которое мы слушали на уроке? Кто его написал?(Ответы)
  • Что такое динамика?(Ответы)
  • Какие динамические оттенки помогли представить красоту утренней природы?(Ответы) Теперь вы поняли как музыка рисует картины природы?
  • Вам понравилось наше путешествие?(Ответы)
  • А что больше всего вам запомнились?(Ответы)
  • Ваши ожидания от урока оправдались?(Ответы)

Рефлексия «Настроение в корзине»
Дети выходят под музыку Э Грига «Утро»

Литература.

  1. Учебник 2 класса «Музыкальное искусство» Л. С. Аристова, В. В. Сергиенко «Освіта» 2012г.
  2. Учебное издание «Уроки музики в загальноосвітній школі» О.О. Гумінська «Богдан»2004р.
  3. «Весёлые уроки музыки в школе и дома» З.Н. Бугаева.-М.. ООО «Издательство Сталкер» 2002 г.
  4. Як музика малює картини природи [Электронный ресурс] /Посібник [сайт]. – Режим доступа: http://posibnyk.com/lessons/25-1-0-4245, свободный. – Название с экрана.
  5. Гуща М.Н. Музичне мистецтво, 2 клас. У колі музичних настроїв [Электронный ресурс]/Методичний портал[сайт]. – Режим доступа: http://metodportal.net/taxonomy/term/91, свободный. – Название с экрана.