План-конспект урока в 5 классе "Экология глазами математики" (математика+экология)

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Радева 203.jpg


Подготовил учитель математики

Богдановского УВК

Радева Татьяна Афанасьевна

                                Интегрированный урок в 5 классе
                                «Экология глазами математики»
                                (математика + экология, 45 мин)

Тема: Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел.

Цель: Усовершенствовать обучающие компетентности по теме, оценить последствия экологических катастроф; развивать технику вычислений, логическое мышление, культуру математической речи; воспитывать интерес к математике.

Тип урока: урок усовершенствования знаний.

Оборудование: демонстрационные таблицы; оргтехника, презентация.

Эпиграф к уроку:

                                                      Природа уникальна, как картина Рафаэля.
                                                      Уничтожить ее легко, 
                                                      а восстановить – невозможно.
                                                                       И.П.Бородин                          

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.'

3. Мотивация обучающей деятельности.

Кроссворд с зашифрованным словом "экология"

Вопросы кроссворда:

1.Форму какой геометрической фигуры имеет Земная орбита.(Эллипс)

2.Прямоугольник, у которого все стороны равны.(Квадрат)

3.Наименьшее натуральное число.(Один)

4.Числа, употребляемые при счете предметов.(Натуральные)

5.Часть прямой, имеющая и начало и конец.(Отрезок)

6.Компонент сложения.(Слагаемое)

7.Компонент умножения.(Произведение)

8.Как называется бесконечная линия, частью которой является луч? (Прямая)


Учитель : Термин «экология» предложил немецкий ученый Геккель в 1866 г. Экология – это совокупность знаний, принадлежащих к экономике природы. Человек и природа… Никогда этот вопрос не стоял так остро, как сейчас, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством. Ребята, вы уже рассматривали вопросы экологии на уроках природоведения. А на сегодняшнем уроке я предлагаю вам посмотреть на экологию глазами математики.

4. Усовершенствование компетентностей.

Задание №1. Пользуясь ключом, замените ответы буквами и прочитайте название вулкана, который в свое время принес много бед.

1) 69 × 53 – 69 × 43 (вычислить, применив распределительное свойство умножения)

2) 25 × 36 × 4 (вычислить, выбрав удобный порядок действий)

3) 124 × 45 + 25

4) 4392 ÷ 36 -7

5) 122 + 1530 ÷ 6

6) 255 × 100 – 70

7) 1000 ÷ 5 + 278

8) 67410 ÷ 210

Ключ :

    К	     А	     У	      К	      А	     Р	      Т	      А
   377	   5605	    478	     115     690   25430     321    3600	      

Учитель : В 1915 году в Индонезии заявил о себе вулкан Кракатау. Вызванные им ударные волны трижды опоясали всю планету. Из-за туч пепла сумраки покрыли даже Европу.

Учитель : Человек – часть природы, но самые ужасные катастрофы на нашей планете связаны именно с ним. Примером экологической катастрофы, из-за военного конфликта, являются события, которые происходили на территории Кувейта (показать на карте) в 1991 году. Отступая из Кувейта, иранские оккупанты взорвали более 500 нефтяных скважин. Часть их загорелась и пожар длился 4 месяца, отравляя вредными газами и сажей атмосферу.

Задание №2.

Во время катастрофы нефтью был покрыт прямоугольный участок поверхности моря длиной 46 км, шириной 34 км. Найти площадь этого участка, найти количество сажи, которая попала в атмосферу, если ее выделялось 1200 тонн в сутки. Пожар длился 4 месяца (пусть в месяце всегда 30 дней).

Физкультминутка.

Учитель : Огромные лесные пожары происходят из-за варварского отношения отдыхающих к природе. Хочу сказать, что 1 га леса очищает 10-20 млн. м3 воздуха, задерживает за год 30-70 тонн пыли.

Задание №3.

С 1 га леса пчелы могут собрать 800 кг меда. Какое количество меда будет потеряно, если пожаром будет уничтожено 3 га леса?

Задание №4.

Решив уравнение, найдите годовое количество пожаров на атомных электростанциях мира. (х ÷ 9) – 2 =3

Учитель: За годы существования атомных электростанций произошло 4 ядерных катастрофы. Самые ужасные – в апреле 1986 г. на Чернобыльской АЭС и в марте 2011 года на АЭС «Фукусима» в Японии(показать на карте)

5. Итоги урока.

1) Все ли экологические катастрофы, которые мы рассмотрели, являются последствиями неразумной деятельности человека?

2) Какие математические знания помогли вам выполнить задания, предложенные на уроке?

6. Домашнее задание. Повторить п.7,п.8;п.11-п.17. Составить задачу на экологическую тематику.

Учитель:

Слышу я природы голос,

Порывающийся крикнуть

Как и с кем она боролась,

Чтоб из хаоса возникнуть.

Может быть, и не во имя

Обязательно нас с вами,

Но чтоб были мы живыми

Мыслящими существами!

И твердит природы голос:

«В вашей власти, в вашей власти,

Чтобы все не раскололось

На бессмысленные части!»

Л.Н.Мартынов

Литература:

1.Материалы сети Интернет: http://videouroki.net

2.Тарасенкова Н.А. и др. Математика учебник для 5 класса -К.:ВД "Освіта", 2013

3. Царик Л.П и др. Экология учебник для 11 класса -К.: "Генеза",2011