План-конспект урока музыки "Сквозь столетия" для 7 класса

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Недова сертифікат 247.jpg

Подготовила учитель музыки
Богдановского УВК
Недова Людмила Васильевна
План-конспект урока

Тема урока: «Сквозь столетия»
Художественно- педагогическая идея урока:

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвется в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену!
Б. Дубровин

Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества немецкого композитора И.С.Баха.
Задачи:
Обучающая: закрепить значение терминов и понятий: фуга, полифония, барокко, сюита.
Развивающие:развивать эмоционально - ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля И. С. Баха; развивать способности и умения определять музыку полифонического склада, анализировать, синтезировать; развивать вокально-хоровые навыки.
Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к музыке И.С.Баха, желание слушать ее не только на уроке но и вне его.
Тип урока: комбинированный с элементами интеграции.
Оборудование:аккордеон, магнитофон, мультимедийная презентация, СД - запись, музыкальные шумовые инструменты.
Музыкальный материал: И.С.Бах "Органная фуга", И.С.Бах "Шутка’’ (2 варианта), "Менуэт" И.С.Баха.

Ход урока

I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.

-Всiм, всiм, добрий день
I на добрий час!
-Завжди в гарнiм настрої
Раді бачити вас!
-Ми не можемо і дня
Прожити без пісень,
-Добрий день вам діти!
-Добрий день!

Учитель.Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Ученики.

-Добрий день!
Всі ми раді вас вітати
-Добрий день!
Щастя радості бажати,
-Добрий день!
І пісень нових співати,
Всім вам добрий день!

II. Мотивация учебной деятельности Учитель. Интонация вашего приветствия была светлой и бодрой. Это значит, что у вас хорошее настроение, да ?
Ребята, я предлагаю угадать тему нашего урока при помощи игры " Музыкальное лото ".

III. Актуализация опорных знаний.
У вас на партах лежат карточки с изображением и названием ударных и шумовых музыкальных инструментов. Начало игры на доске , а у кого продолжение лото , тот выходит с карточкой к доске и играет ритмическую последовательность на инструменте, который изображен на карточке , а класс повторяет.

барабан - бубен-
бубен - маракассы-
маракассы - пандейра-
пандейра - ложки -
ложки – треугольник -
треугольник - ?

Учитель. Какой инструмент спрятался под знаком вопроса? А отгадка - его величественный , необыкновенный голос .(Слушанье токката и фуга ре-минор)
Ученики. Орган. (Слайд)
Учитель.

Вот голос прозвучал таинственно и нежно,
Затронул сердце, за душу задел
Прогнал сомненья, страх, в нас зародил надежду
И кажется, что ангел вдруг запел.

Правда, очень трогательная и трепетная музыка, а главное она откроет нам дверь в мир большого искусства, в мир серьезной и красивой музыки. А вот кто из известных композиторов играл на органе и писал музыку для этого инструмента вы узнаете, если разгадаете ребус. (Слайд)
Учитель. А где жил этот великий композитор?
Ученики. В Германии.
Учитель. Верно. И сегодня я приглашаю вас промчаться сквозь столетия и посетить концерт старинной классической музыки. А именно послушать музыку великого немецкого композитора И.С.Баха.

IV. Сообщение темы урока.
Учитель. Тема нашего урока так и звучит " Сквозь столетия ". (Слайд)
Итак, мы отправляемся в Германию. А какой вид транспорта мы выберем? (Самолет) (Слайд)
Учитель. Замечательно, давайте подготовимся к полету. Сели ровно, дышим глубоко, выдох.
Выполняем упражнения по методу арт-терапии.

  1. Снимаем эмоциональное напряжение и активизируем память. (Птичка)
  2. Сохраняем энергию организма. (Черепаха)
  3. Символизируем единство тела и духа (Море)
А чтобы приятнее было лететь
Прошу вас распевку " Эхо " спеть. (Распевка "Эхо"- исполнение)
  • Какие выразительные средства мы использовали при исполнении распевк? (Динамические оттенки)
  • А какие вы знаете динамические оттенки? (пиано ,........)
  • Я вижу в иллюминаторе море, а можно ли сравнить музыкальные динамические оттенки с состоянием моря? (Сравнение.) (Слайд)

V. Изучение нового материала.
Вот мы и в Германии в городе Эйзенах. (Слайд)
Здесь в этом доме 21 марта 1685 года в семье музыкантов крупнейшей династии родился И.С.Бах- великий немецкий композитор. Главной особенностью его была необыкновенная любовь к музыке. Более подробно о нем нам расскажет конферансье. А в роли конферансье сегодня выступает Звягинцева Л.
Конферансье. И.С.Бах -гениальный композитор и исполнитель. Его музыка впечатляет и увлекает слушателей своим величием, красотой, совершенством. Бах является одним из великих композиторов, которые когда-либо жили на земле. Музыка была смыслом его жизни и повседневным делом, которым он занимался так же как и его дед, отец, братья, дяди и сыновья .
Бах по- немецки означает "ручей ". А другой немецкий композитор Людвиг Бетховен сказал о Бахе " Не ручей, а море - его имя ". И действительно музыка Баха - это море или даже океан чувств и мыслей. Он написал более 1000 произведений самых разных жанров. Его музыка возвышает и облагораживает. И открывает наш концерт " Менуэт " из сюиты № 2.
Учитель. А что такое менуэт? (ответы детей)(Слайд)
Под танцевальную музыку, даже старинную, трудно сидеть без движений. Поэтому давайте слушать и "танцевать" кистями рук. А так же вслушайтесь в одновременно-звучащие две самостоятельные мелодии верхнего и нижнего голоса. Так композитор подчеркивает, что это парный танец.

VI. Слушанье музыки. (И.С.Бах " Менуэт " с пластическим интонированием )
Учитель.

  • Скажите, какой характер музыки? (ответы детей)
  • Какие инструменты звучали? (ответы детей) (Слайд)
  • Чем отличается менуэт от современных танцев? (ответы детей)
  • Скажите , а где сейчас можно увидеть исполнение такого танца?(ответы детей)

Обычно сопровождал бал небольшой оркестр из нескольких инструментов. Давайте и мы образуем свой оркестр. Какие из представленных инструментов подошли бы, чтоб украсить музыку?

(Треугольник) - будет подражать блеску свечей."
(Маракасы) - шороху длинных бальных платьев

А более реально приблизиться к атмосфере бала нам помогут наши юные балетмейстеры.(Дети играют и танцуют менуэт)
В нашем исполнении музыка Баха "заиграла" новыми красками, стала близкой и понятной нам. Правда? (Слайд)
Вы видите портрет И.С.Баха. Как вы думаете, какими чертами характера обладал этот человек?(ответ)
Бах как и многие другие люди, преодолевал одну жизненную неурядицу за другой. В те времена жизнь музыканта была тяжела, постоянный поиск заработка заставлял композитора искать новое место работы.
Конферансье. Долгое время И.С.Бах работал в церкви органистом, сопровождая службу. Поэтому он написал много музыки для органа. (Слайд)
Обратите внимание, как оформлен орган. Такой стиль называется "барокко", что означает причудливо, величественно и торжественно. Его величественное звучание не спутаешь ни с каким другим инструментом. Орган был любимым инструментом Баха. А Бах был непревзойденным органистом. Когда слушатели удивлялись его мастерству он говорил; секрет прост: "Нужно всегда вовремя ударять по нужной клавише" . Он много работал, часто уставшим приходил с работы домой, где семья встречала его в гостиной за столом, делилась впечатлениями о прошедшем дне . Давайте прислушаемся к этой беседе. (Звучит фуга ля- минор)
Учитель.

  • Ребята, каков был характер разговора?(ответ)
  • А как между собой разговаривали? (ответ)
  • А как вы это поняли? (ответ)
  • А сколько голосов разговаривали между собой? (ответ)

В музыке звучание нескольких голосов называется "полифония". (Слайд)
Этот термин для вас новый. Полифония в переводе с греческого языка означает "многоголосье".
Полифония - это вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. Произведение, которое мы только что прослушали называется фуга-ля-минор.
Фуга - это вершина полифонического искусства в переводе означает бег, движение. В фуге все голоса имеют равное значение. Ярким примером фуги является репродукция картины литовского художника и композитора Миколаюса Чюрлениса. (Слайд)

  • Чем похожи эти два произведения? (ответы детей)

Ребята, вы знаете, органная музыка еще созвучна величию соборов. И сейчас мы объединим величие музыки немецкого гения и этих архитектурных сооружений. (Слайды)
Конферансье. Следующее произведение нашего концерта называется Токката и фуга Д- moll.
Учитель. Ребята, какие эмоции и ощущения вы испытывали глядя на эти соборы? (ответы детей)

VII. Динамическая пауза.
Учитель. Ребята, как вы считаете, слушание серьезной музыки это труд или отдых?
Правильно, труд души, труд мысли. Мы внимательно слушали музыку, затратили много душевных сил, испытали разные чувства. А теперь давайте отдохнем .

  1. Встанем, расправим плечи , как расправлял их слушателям своей музыкой И.С.Бах.
  2. Поднимем руки к небесам, представим плывущие облака, покажем руками как они плывут, проводим их взглядом: вправо, влево.
  3. От ярких лучей солнца прикроем глаза правой рукой и оглядим все вокруг, то же самое сделаем левой рукой. И тихонько садимся в концертные кресла. Антракт закончен, концерт продолжается.

Конферансье. - Бах был жизнерадостным, общительным человеком с веселым нравом, с прекрасным чувством юмора. Ведь человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И.С.Баха- от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. И сегодня в нашем концерте звучит "Скерцо" из сюиты №2, что значит "Шутка".
Учитель. Ребята, вы сейчас не просто будете слушать музыку, вы попробуете нарисовать эту музыку.(Звучит "Скерцо", дети рисуют)

  • Какое настроение передала музыка?
  • А какой образ предстал перед вами?
  • А с чем вы сравнили " Шутку" Баха?
  • А какой инструмент солировал? (Слайд)
  • Эта пьеса из сюиты №2. Что такое сюита?
  • Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада?
  • А что такое гомофония?

Чаще всего главная мелодия исполняется высокими голосами, а аккомпанемент средними или низкими. И я сейчас предлагаю вам просольфеджировать двухголосное упражнение, чтобы убедиться в этом.(исполнение двухголосного упражнения)

  • Как вы думаете, ребята, музыка Баха современна в наши дни?
  • Почему?
  • А где она звучит?

Да, интерес к музыке Баха не угасает и сегодня. Известно много интерпретаций его сочинений и ярким примером является "Шутка". Давайте послушаем это произведение в современной интерпретации. (Слайд (|видео)

  • Что нового вы услышали? (необычное звучание, интересное)
  • Вам понравилась новая версия исполнения «Шутки»?

Прозвучало последнее произведение нашего концерта и нам пора возвращаться домой.

VIII. Осмысливание и систематизация знаний.
А чтобы в дороге вы не скучали, поработаем в группах. (работа в группах, комментарий ответа)
Ну что ж, вот мы и дома.

  • Вам понравился концерт нестареющей музыки Баха?
  • А что передает его музыка?
  • А если рассматривать его музыку как образ человека, то человека какого?
  • А в какой песне нам встречался образ человека, который надеется, верит, ищет смысл жизни и находит его?

И мы снова пронесемся сквозь столетия, но теперь уже в ХХ век. Потому что песня "Хай буде так" написана в ХХ в. Это век современной музыки.

  • Какие стили современной музыки вы знаете?
  • А что вы можете о них рассказать?
  1. Поп - музыка.
  2. Джаз.
  3. Рок.
  • Какая известная группа работала в стиле рок и популяризировала этот жанр? (Битлз) (Слайд)

Наша творческая группа подготовила сообщение об этом коллективе, давайте послушаем.
IX. Вокально - хоровая работа
Сейчас мы исполним песню П. Маккартни и Д. Леннона "Хай буде так", но сначала подготовим свой голосовой аппарат и совершим прогулку по ступеням звукоряда. Мы исполним акапельно тоническое трезвучие с последующим изменением тональности.(Исполнение трезвучия)

  • Как мы будем исполнять песню? (торжественно)
  • Можно ли сравнить ее с песнями - гимнами? (Да)

Это гимн жизни.(исполнение песни " Хай буде так")

  • Каким чувством вас наполнила эта песня?(Ответы)

Да эта песня, как и музыка Баха возвышает, заставляет человека думать , размышлять и верить в будущее.
Наш урок подходит к концу и пора подвести итог. (Слайд)

X. Подведение итога урока.
( Метод микрофон)
Верно ли:
1. Что И.С.Бах писал свои произведения только для клавесина?
2. Что полифония была придумана в ХХ веке для мобильных телефонов?
3. Что фамилия Баха в переводе с немецкого означает" Ручей"?
4. Что И.С.Бах родился в ХХ веке в Англии?
5. Что полифония и гомофония одно и тоже?
6. Что Бах сочинил более 1000 произведений?
7. Что фуга - это вокальное произведение?
8. Какие произведения сегодня звучали на уроке?

XI. Оценивание.

XII. Домашнее задание.
Написать в дневниках музыкальных впечатлений сочинение "Какие чувства вызвала у вас музыка И.С.Баха. И выучить значение муз. терминов "фуга", "полифония", "барокко".
Вывод. Мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Баха такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли ее для себя с новой стороны. Не случайно, слушая Баха, я вспоминаю стихи Бориса Дубровина:

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвется в тишину
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену.

XIII. Рефлексия.
У нас в классе растет дерево " эмоций " и я прошу вас прикрепить к нему листочки со смайликами, отражающие ваше настроение. А гостям мы дарим улыбки и песню Ю. Рожкова " Музыка".

Литература
1. О.І. Золотарьова "Музичне мистецтво" Х.: "ВГ "Основа" 2011 р.
2. О.Й.Марчак "Усі уроки музики 7 кл." Х.: "ВГ "Основа" 2008 р.
3. Єрмак Н.В. Урок з музики в 7 класі „Крізь століття. Піднесеність бахівських образів”[Электронный ресурс] / Освіта.ua : [сайт]. – Режим доступа:http://osvita.ua/school/lessons_summary/music/35418/, свободный. – Название с экрана.
4. Великий Бах, ты – музыка Вселенной! [Электронный ресурс] [сайт]. – Режим доступа:http://sov.opredelim.com/docs/95300/index-8954.html, свободный. – Название с экрана.
5. Кущенко Е.Б. Урок 6. МУЗЫКАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ЧЕРЕЗ ВЕКА [Электронный ресурс] / Сайт педагога-організатора Кущенка Є.Б : [сайт]. – Режим доступа: http://vospitatel.ucoz.ua/load/6_klass_muzykalnoe_iskusstvo_urok_6_muzykalnoe_poslanie_cherez_veka/4-1-0-281, свободный. – Название с экрана.