План-конспект урока по математике в 5 классе "Птицы в мире натуральных чисел" (математика+биология)
Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку. |
Подготовила Жержерунова Ольга Павловна
Учитель математики Нововасилевксого УВК «Гармония» Приазовского района
Урок-викторина по математике в 5-м классе по теме:
« Птицы в мире натуральных чисел»
Цель: обобщить и закрепить навыки и умения учащихся выполнять действия над натуральными числами; развивать логическое мышление,внимательность; воспитывать интерес к математике; любовь к природе, к нашей Родине - Украине.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, компьютер, проэктор.
презентация1
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок-викторина «Птицы в мире натуральных чисел»
1 ученик. Птицы – это песня и полет. Это голоса наших лесов, полей и лугов. Песни птиц радуют людей. Птицы – это тайна и красота. Без них нам не обойтись. Нельзя представить нашу Землю без них.
2 ученик. Постой, постой! Математика – вот без чего нам не обойтись! Это действительно необходимо – уметь складывать и вычитать, умножать и делить. Ведь « Математика – царица наук»!
Учитель. Давайте не будем спорить, а попробуем объединить полезное – натуральные числа и действия над ними – с прекрасным – птицами.
Эпиграфом нашего урока будут слова известного украинского поета Максима Рильського: « У щастя людського два рівних є крила. Троянди й виноград, красиве і корисне». Сегодня мы с вами закрепим навыки выполнения действий над натуральными числами, и узнаем интересные факты о птицах.
II. Устный счет.
Учитель. Ребята! А кто-нибудь из вас знает название науки о птицах? Нет? Разгадав кроссворд, мы в выделенном столбце прочтем название науки, занимающейся изучением птиц. Для этого в каждую строку кроссворда надо записать ответ соответствующего примера.
1) 48 – 40: 5
2) 3∙9 - 3∙8
3) 5∙2 + 2
4) 32:8 – 3
5) 36:6 – 1
6) 21:7 + 35:7
7) 1005∙ 0
8) 565 – 564
9) 32:4 + 3
10) 113 – 104
с | о. | р | о | к | |||||||
т | р. | и | |||||||||
д | в | е | н. | а | д | ц | а | т | ь | ||
о | д | и. | н | ||||||||
п | я | т. | ь | ||||||||
в | о. | с | е | м | ь | ||||||
н | о | л. | ь | ||||||||
о. | д | и | н | ||||||||
г. | |||||||||||
о | д | и. | н | н | а | д | ц | а | т | ь | |
д | е | в | я. | т | ь |
Ответ: орнитология
III. Самостоятельная работа по карточкам двух уровней сложности
( «Закодированные ответы»)
Учитель. А какую самую большую птицу вы знаете? ( Страус – его вес 100кг, рост 175см) А самую маленькую? ( колибри – ее вес 3 г)
Но какие же птицы самые большие и самые маленькие в Украине? Это мы узнаем решив задание «Закодированные ответы».
Карточка А
1)14238 + 4879 2)12030 – 11164
3)133×908 4)2668: 58
5)450000:150
а) 3000; ф ) 46; р ) 866; д ) 19117; о) 120764; у) 13034
пример | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
буква |
Ответ: дрофа
Карточка Б
1)483×2×5 6) 16320 : 48
2)60015 – 7428 7) 968 + 3862
3)7892 + 34608
4)5843×9
5)6084:12
о) 52587; л) 507; е) 340; к) 4830; р) 42500; а) 57
пример | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
буква |
Ответ: королек
IV.Решение уравнений у доски .
Два ученика решают уравнения у доски, все остальные по вариантам на местах. После этого следует проверка по презентации с комментариями.
Задание1. Найдите корень уравнения. Это будет масса ( в граммах) самой маленькой птицы Украины. (ответ 6)
63 : (2х – 3) = 7
Задание 2. Решите уравнение, и вы узнаете массу ( в кг) самой большой птицы нашей Родины.( ответ 16)
(3х – 18) :10 = 3
V.Решение примеров по рядам.
Учитель. Весной, кажется, сам воздух поет. Интересно вам узнать, сколько песен за день успевают спеть птицы?
Каждый ряд получает свой пример. По одному ученику от ряда решают у доски 1-й ряд. (703 – 698)∙(129 +631) = (лесной кузнечик 3800) 2-й ряд. (5897 + 1209): 34 + 2291 = ( зяблик 2500) 3-й ряд. (843 + 129) ∙ 7 – 1804 = ( зеленая пеночка 5000)
VI. Устный счет по схемам.
Учитель. Ученые разных стран с тревогой замечают, что растительный и животный мир планеты становится беднее. На Земле уже исчезло много видов растений и животных. Поэтому была составлена Красная Книга. В ней перечислены те виды растений и животных, которые стоят на грани исчезновения, и которые должны охраняться. Красная Книга Украины тоже существует.
1) В каком году была основана Красная Книга Украины? Сколько видов животных и растений в нее тогда вошли?
2) В каком году Красная Книга Украины последний раз была дополнена, и сколько видов животных и растений в ней стало?
VII. Математическое лото 3-х уровней сложности (самостоятельная работа)
123 + 77 | 13*11 |
76 - 17 | 725:5 |
7200:100 | 15*12 |
Журавль-красавка
Журавль-красавка – гнездовая, перелетная птица. Гнездится в Херсонской, Днепропетровской и в Запорожских областях. Относится к исчезающим птицам Украины (600 – 700 особей)
156 +246 | 56*1000 |
712 - 136 | 720:20 |
105:15 | 27*2:18 |
Сизоворонка
До середины 20 века сизоворонки встречались по всей территории Украины, сегодня она гнездится только на востоке и юге страны - Харьковской, Одесской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областях. Изменение мест гнездования и зимовки, загрязнение окружающей среды, охота и браконьерство пагубно влияют на состояние вида. Всего на Украине гнездится не более 5 000 пар сизоворонок. Не смотря на сохранный статус птицы, численность ее снижается.
76 + 5 | 12*4 |
2*50 | 69 - 4 |
650 : 10 | 53 +8 |
Степной орел
Степной орел еще в конце прошлого века был не только обычной, но также фоновой птицей многих степей, но впоследствии почти полностью исчез с территории Украины. Последний случай гнездования на территории Украины был зафиксирован в 1980-е годы в заповеднике Аскания-Нова. В настоящее время является залетной в степной зоне.
VIII. Подведение итога урока.
Учитель. Дорогие ребята! Мы сегодня с вами хорошо поработали. Понравился ли вам урок? Что нового сегодня вы узнали?... И завершить урок я хочу словами:
Пам’ятайте!
Щоб сади у нас цвіли,
Щоб літали журавлі, щоб птахи у нас співали,
І дерева підростали,
Щоб було нам що лічити, -
Бережіть природу, діти!
Литература:
Мерзляк А.Г.,Полонский В.Б., Якир М.С.Математика 5 класс - Харьков" Гимназия", 2005.
http://journal-shkolniku.ru/peresmeshniki.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86,_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B2_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%83%D1%8E_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D1%83_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B
http://wildwildworld.net.ua/articles/redkie-pticy-zanesennye-v-krasnuyu-knigu-ukrainy