План-конспект уроку"Загальна характеристика.Класифікація покритонасінних." для 7 класу

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Шарабарова сертификат 118.jpg

План-конспект

Содержание

Тему уроку

«Общая характеристика, классификация покрытосеменных растений.»'

Автор (и) розробки

Шарабарова С.С., учитель биологии

Навчальний заклад

Енергодарский учебно-воспитательный комплекс №5, Енергодарского местного совета, Запорожской области

Клас

7 класс

Назва навчальної програми, автори програми

Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія. 7-11 класи – К.: Ірпінь: Перун, 2005.

Тип уроку

Усвоение новых знаний

Цілі уроку

1.Способствовать формированию понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современной их классификации;
2.Создавать условия для развития умений раскрывать эволюционное значение цветковых растений. Развивать умение учащихся определять биологическое значение изученных отделов растений, умение сравнивать, делать выводы и обобщения;
3.Воспитывать бережное отношение к растительному миру своей местности и планеты. Расширять представления учащихся о современных интернет ресурсах;

Обладнання уроку

Гербарные образцы (стержневая или мочковатая корневая система); натуральное наглядное оборудование (свекла, морковь); таблицы (видоизменения корней, стеблей, виды стеблей по характеру роста, стебли в поперечном разрезе, разнообразие листьев) рисунки (эвкалипта, баобаба, одуванчика, росянки).тетради с печатной основой, проэктор+интреактивная доска, компьютер, интернет.

Дидактичні та методичні матеріали

Тетради с печатной основой Т.С. Котик "Биология 7 класс", интерактивные упражнения LearningApps.org.

Перелік он-лайн сервісів, які використані на уроці

[1]

Хід уроку

' І. Организационный момент.
ІІ. Сообщение темы, цели и задач урока . Мотивация учебной деятельности.
1 . Подготовительная беседа .

Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются наиболее важными в природе и жизни человека?

Ученики по желанию называют растения. Названия растений, которые относятся к покрытосеменным, учитель записывает на доске.

2 . Пояснительная беседа. Посмотрите, какие растения вы назвали. Большинство из них относятся к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете , о чем говорит такое название?

Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи , окружающей семена . Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Это самая распространенная в современную геологическую эпоху группа растений на земном шаре. Она является доминирующей на суше и важной т.к. представители этой группы имеют первенство в общем круговороте веществ.
Работа с интерактивной доской упражнение – продукт ««LearningApps.org.».
«Доска объявления».
Ребята обратите внимание на доску и объясните взаимосвязь фотографий данных продуктов с темой урока о значении Покрытосеменных растений в жизни человека. [[2]]
Хлебные, крупяные, овощные и плодовые культуры, огромное количество древесных, волокнистых, дубильных, масличных, кормовых, медоносных, декоративных и других растений - все это покрытосеменные.
Они постоянно сопровождают нас во всех климатических зонах, растут в растительных сообщества, в низменных и горных регионах, на суше и в воде. Среди цветочных растений является организмы, крупнейшие по размерам не только среди растительного, но и всего органического мира. Они могут достигать 150 м высотой (например, эвкалипты из семейства миртовых ), иметь стволы толщиной почти 20 м (как у баобаба из семьи баобабов ) и стебли длиной 200 м и более (как в ротанговой пальм из семьи Пальмовых ).
(Демонстрация соответствующих рисунков).
Вместе с тем среди цветковых есть и чрезвычайно мелкие организмы (например, ряска ) - растения с несложной строением, плавающие однодольные, часто размером до 1 см.
Возникает вопрос к изучаемой теме:
B чем преимущества, покрытосеменных, перед голосеменными?
Какие цели, ребята, мы выдвинем на уроке, чтобы ответить на поставленный вопрос?
Следовательно, сегодня на уроке мы начнем знакомиться с отделом растений, называемых Покрытосеменные и узнаем общую характеристику этих растений.
Познакомимся с классификацией покрытосеменных.

ІІІ. Восприятие и первичное осмысление нового материала.
Общая характеристика покрытосеменных растений.
1. Рассказ с элементами беседы.
Цветковые растения наиболее высокоорганизованная группа, они самые сложные из всех растений по строению, развитию и процессам, которые в них происходят. Наконец, это самая молодая группа: она начала свое победное шествие по нашей планете в первой половине мелового периода (более 100 млн. лет назад), когда другие основные группы растительного мира уже полностью сформировались, а некоторые из них в то время начали вымирать или совсем вымерли. Следует отметить, что цветковые растения и по количеству видов , родов и семейств превосходят все группы растительного мира , вместе взятые. Теперь насчитывается не менее 250 000 видов цветковых растений. Они составляют почти 13 000 родов и 533 семейства. Цветочные растения обеспечивают жизнь большинства животных суши.
Объясните, почему?
'Беседа о преимуществах покрытосеменных перед голосеменными .'
Вегетативные органы цветковых растений достигают наибольшей сложности благодаря разнообразию своего строения.
Работа с интерактивной доской продуктом «LearningApps.org.».
«Таблица».
Необходимо правильно разместить в ячейках таблицы характерные признаки вегетативных органов Покрытосеменных растений.[[3]]
Так, корневая система может быть стержневая или мочковатая, а в особых случаях придаточные корни превращаются в воздушные дыхательные, опорные т.п. .
( Демонстрация соответствующих таблиц).
(симбиоз корня с бактериями) и другие видоизменения корня.
Корневая система , помимо обычных функций ( прикрепления к субстрату и всасывания воды с минеральными веществами), может выполнять еще и функцию запасания питательных веществ.
Изменение функции влечет за собой изменение строения органа (например, утолщение корней в моркови, свеклы и др.).
( Демонстрация свеклы, моркови)
Стебель вместе с листьями образует побег. Он обычно хорошо развит и может быть деревянистым или травянистым, многолетним или однолетним ; разнообразным по характеру роста ( прямостоячим, лежащим, ползучим, восходящим, цепким, вьющимся т.д. ),полым ; округлым , три -, четырехгранным в поперечном разрезе, с шипами и волосками и т. п.
Нередки видоизменения стебля и вообще побега как надземного (в виде колючек , усиков и т.д. ), так и подземного (в виде столонов, клубней, корневищ, клубнелуковиц и луковиц).
( Демонстрация соответствующих таблиц)
Редко стебель бывает слаборазвит, и листья размещаются на укороченном побеге в виде листовой розетки ( у подорожника, одуванчика, двулетников на первом году их вегетации и т.д.).
Самая большая сложность и разнообразие строения всех вегетативных органов проявляется в листе. Здесь наблюдаются различные типы листоразмещения и комбинации частей листа (черешковые, сидячие, влагалищные, с прилистниками и т.п.), различные формы листовой пластинки и ее края, а также типы жилкования листовых пластинок. Листья могут быть лопастные раздельные и рассеченные, простые или сложные, на них бывают волоски и шипы, а сами листья или их части превращаются в колючки (например, в барбариса, чертополоха, кактусов) или усики (у гороха, чины).
( Демонстрация соответствующих таблиц)
У многих растений листья изменяются в связи с выполнением совершенно непривычной функции,как,например, листья насекомоядных растений.
( Демонстрация рисунка росянки).
Выводы: (причинно-следственная связь)
Более совершенное строение тканей и органов облегчает продвижению воды и минеральных веществ, следовательно, в листья поступает больше воды и они могут ее больше испарять. Это привело к появлению у листа большей поверхности, а значит, в свою очередь они стали поглощать больше света, что способствовало усилению фотосинтеза.

Особенности цикла воспроизводства покрытосеменных по сравнению с голосеменными
И все же характерным органом цветковых растений является генеративный - цветок, который состоит из тычинок ( андроцей ) и пестиков ( гинецей ). В цветке происходит опыление, т.е. перенос пыльцы с тычинок на пестик, как правило, насекомыми, ветром или иным образом. Чаще происходит опыление насекомыми, а не ветром, а также перекрестное опыление, а не самоопыление.
Работа с интерактивной доской продуктом «LearningApps.org.». «Вставить слово из списка». Фронтальная работа у доски. Учащиеся выбирают из перечня в списке слово на соответствие данного термина. [[4]]
Зародыш и эндосперм , развиваясь , вытесняет другие клетки зародышевого мешка , которые были в нем при оплодотворении , и занимают в основном весь семенной зачаток . Последний превращается в семя , его покровы - в кожуру семени , завязь - в плод , а ее стенки - в околоплодник . Отсюда и возникло название отдела Покрытосеменные , поскольку в них семя находится внутри плода. В анатомическом отношении цветковые растения также являются самыми совершенными представителями растительного мира Это обеспечит преимущество перед Голосеменными растениями.

Двойное оплодотворение расширяет свойства растения и повышает их устойчивость к неблагоприятным условиям.

От чего зависит развитие органов растений (морфологическое развитие)?
Влияют природные условия на видоизменения стеблей, листьев и т.д.?
Как называют это явление? ( Приспособление к условиям среды).

Высокая степень морфологического и анатомического развития цветковых напрямую зависит от их экологии. В подавляющем большинстве случаев цветковые растения приспособлены к жизни на суше в самых экологических условиях - от тропиков до тундры и высоких гор , от сухих и освещенных местообитаний (пустынь ) до болот и водоемов, даже морских (т.е. соленых ).

'Разнообразие Покрытосеменных .''''Классификация цветковых растений
Демонстрация гербарных образцов, изображений растений на таблицах и рисунках учебника.
Пояснительная беседа.
В отделе Цветковые или Покрытосеменные, выделяют два класса: Двудольные и Однодольные. По какому признаку возникло такое название? (в зависимости от количества семядолей в зародыше семени)
Работа с таблицей учебника (В.Р. Ильченко «Биология 7» стр. 154)
1 вариант и 2 вариант задает вопросы, поочередно, закрепляя признаки классов.

Класс Двудольные имеет следующие таксономические категории (запись на доске ): класс - подкласс - порядок - семейство- вид.

К классу Двудольные входят, в частности, такие семейства, растения которых вы можете наблюдать в окружающей среде. По количеству видов Двудольных в 3 раза больше Однодольных. Они чаще всего используются человеком в различных сферах жизни.
Лютиковые
Гвоздичные
Гречишные
Буковые
Березовые
Ореховые
Мальвовые
Розоцветные
Бобовые
Виноградные
Сельдерейные ( Зонтичные )
Пасленовые
Астровые и многие другие.

К классу Однодольные относятся все культурные и дикорастущие злаки, а также семейства
Лилейные
Луковые
Банановые
Злаковые и другие

Работа с интерактивной доской продуктом «LearningApps.org.». «Пазлы» «Угадай-ка». [[5]]

ІV. Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале.
Выполнение задач практикума.
1 . Опираясь на материал учебника, распределите признаки Покрытосеменных используя интерактивную доску. Упражнение «Классификация». [[6]]
2. Работа с интерактивной доской продуктом «LearningApps.org.». «Викторина». Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают правильный ответ. [[7]]

V. Обобщение и систематизация знаний.
Достигли ли мы сегодня на уроке поставленных целей?
Фронтальная работа по обобщению и выделению главного в теме урока.

Признаки покрытосеменных, которые являются совершенными по сравнению с голосеменными :
Совершенная строение проводящих тканей : ксилемы и флоэмы ;
Разнообразие вегетативных органов, улучшает и разнообразит выполнения жизненных функций ;
Наличие цветка является главным органом семенного размножения ;
Защищенность семенных зачатков от неблагоприятных условий стенками завязи цветка;
Наличие плодов, в которых семя защищено околоплодником, который имеет еще значение как приспособление к распространению;
Двойное оплодотворение, обеспечивает образование зародыша и запаса питательных веществ.

VІ. Подведение итогов урока.

Оценивание работы учащихся.

VІІ . Представление и объяснения домашнего задания.

Выучить пр. 38, ответить на вопросы разного уровня.
В блоге учителя закрепить работу с упражнениями по теме "Общая характеристика Покрытосеменные".[[8]]

Список використаних джерел

Атлас ботаніки. «Ранок» Харьков 2005..
В.Р. Ильченко, Л.Н. Рыбалко, Т.А. Пивень Учебник «Биология 7 класс» Полтава «Довкилля - К» 2007.
О.В. Таглина «Биология. Разработки уроков 7 класс». «Ранок». Харьков 2007
І.Д. Лишенко, Г.М. Міхеєва «Біологія. Запитання, задачи, вправи, тести». Київ «Академія» 2000 р.

Інтернет-сервис: [9]

Додатки

[10] [11] [12] [13] [14] [15]

Фотогалерея уроку