План-конспект уроку "''Кількість теплоти''" для 8 класу

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Савіна сертификат 108.jpg


План-конспект

Содержание

Тему уроку

Кількість теплоти

Автор (и) розробки

Савіна Марина Володимирівна, вчитель фізики, заступник директора з НВР

Навчальний заклад

Енергодарська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №2 Енергодарської міської ради Запорізької області

Клас

8-Б

Назва навчальної програми, автори програми

Програми для загальноосвітніх навчальних закладів Фізика 7-9 , К, Ірпінь "Перун" 2005 (ів)

Тип уроку

комбінований

Компетенції учнів на уроці

навчальна, ккомунікативна, інформаційна

Цілі уроку

закріпити знання учнів про види теплопередач; продовжити формування вміння пояснювати види теплопередач на прикладах; сформувати поняття про кількість теплоти, дослідним шляхом виявити, від чого залежить кількість теплоти, яку отримують тіла

Обладнання уроку

ноутбук, мультимедійний пристрій, набір предметів, які мають різну теплопровідність

Дидактичні та методичні матеріали


Перелік он-лайн сервісів, які використані на уроці

learningapps.org, blogspot

learningapps.org

blogspot

карты знаний

Хід уроку

Ход урока

I. Организационный момент. (создание психологической атмосферы, включение учащихся в деловой ритм) (1 мин) II. Актуализация опорных знаний. (15 мин)

1. Вступительное слово учителя: Ребята, какие вопросы мы рассматривали на прошлом уроке? Что мы выяснили? (После совместного обсуждения предлагается провести физический диктант с целью выяснения насколько усвоили материал и дальнейшей его коррекции).

2. Физический диктант ( ключ к взаимопроверке) (Приложение 1) (3 мин)

После взаимопроверки приходим к выводу, что некоторые вопросы требуют некоторого повторения.

3. Фронтальный опрос (при помощи слайдов из блога http://physicst-school.blogspot.com/) (5 мин)

Слайд 1

презентація Слайд 1


Слайд 2. О каком виде теплопередачи идет речь? Сформулируйте его определение.

слайд 2

Слайд 3. О каких видах теплопередачи идет речь? Дайте их определение.

слайд 3

4. Решение качественных задач (3 мин)

А) В чайниках с большим слоем накипи на стенках вода закипает значительно дольше. Почему? (энергия затрачивается на нагревание накипи и процесс более длительный)

Б) В электрическом чайнике спираль расположена на дне. Почему? (конвекционные потоки воды поднимаются вверх)

В) Зачем в корпусах компьютеров делают отверстия и ставят вентиляторы? (при работе компьютеры нагреваются, а вентиляторы их охлаждают)

5. Работа с пазлом (http://learningapps.org/watch?v=pu19e8b4n01) (1 мин)


6.Работа с картой знаний «Основные способы изменения внутренней энергии» (приложение 2) (3 мин)

карта знаний

III. Мотивация учебной деятельности. (2 мин)

1. Стимулирование познавательного интереса

Про теплоту продолжим мы рассказ, Все вспомним, обобщим сейчас. Энергия! Работа до кипения! Чтоб лени наблюдалось испарение! Мозги не доведем мы до плавления, Их тренируем до изнеможения! В учении проявим мы старание Идей научных видя обаяние!

2. Создание интриги с использованием наглядности

Вопрос: Какое отношение эти предметы имеют к нашему сегодняшнему уроку? Поясните (совместное обсуждение) На столе лежат предметы: кирпич (сплошной и пористый), дерево, вата, пористый материал.

IV. Изучение нового материала. (18 мин)

1. Слово учителя И так ребята, мы с вами вспомнили, каким образом можно изменить внутреннюю энергию. А что же происходит с телом, когда пытаются изменить его внутреннюю энергию?

2. Метод «Круг идей» (собираем идеи и делаем вывод: ему передают количество теплоты).

Количество теплоты – это энергия, которую тело теряет или получает при теплопередаче. [Q[=[Дж]

3. Приём «Мозговой штурм»

Как вы думаете, от чего зависит количество теплоты?

Для того, чтобы убедиться насколько вы верно определили от чего зависит количество теплоты, проведем эксперимент.

4. Проведение эксперимента

4.1. Опыт 1. На спиртовой горелке нагревается одинаковое количество воды и растительного масла до одинаковой температуры.

Вывод: количество теплоты зависит от рода вещества. 4.2. Опыт 2. На спиртовой горелке нагревается разное количество воды, взятое при одинаковой температуре, до определённой температуры.

Вывод: количество теплоты зависит от массы вещества. 4.3. Опыт 3. На спиртовой горелке нагревается одинаковое количество воды, но взятое при разных температурах (холодная, горячая) до температуры кипения.

Вывод: количество теплоты зависит от разности температур.

5. Составление структурно-логической схемы.

Таким образом, мы видим, что количество теплоты зависит от:

карта знаний


Q = с*m* (t2 – t1 ) формула количество теплоты


V. Первичная проверка усвоения знаний (7 мин)

1. Работа с таблицей теплоёмкостей. • Назовите твердое тело, обладающее наибольшей теплоёмкостью? • Назовите твердое тело, обладающее наименьшей теплоёмкостью? 2. Объясните данное явление

Дневной бриз (днем суша прогревается быстрее чем вода, теплый воздух поднимается вверх, на смену ему приходит холодный воздух с моря)

слайд 5

Ночной бриз (вода охлаждается медленнее, чем суша (большая теплоёмкость) теплый воздух поднимается вверх, на смену ему приходит холодный воздух с суши)

VІ. Подведение итогов.

В начале урока мы наблюдали некоторые материалы. Зачем?

Вывод: разные вещества обладают различной теплопроводностью. В зависимости от этого они могут получать или передавать различное количество теплоты. Их можно использовать для строительства домов, зданий. Более эффективным будет использование пористых материалов, так как они содержат воздух, который является самым худшим проводником тепла и такие дома будут лучше сохранять тепло, а значит беречь электрическую энергию.

VІІ. Рефлексия (1 мин)

Мы сегодня изучали……

Мне удалось…..

Я узнал, что……

Я знаю, что….

У меня получилось…..

Мне не удалось……

Д/з(1 мин) 1) параграфы 52 выучить, устно ответить на вопросы;

2) составить карту знаний на тему: «Количество теплоты»; достаточный уровень

3) придумать проект «Мой энергосберегающий дом» (нарисовать и обосновать свой выбор) (высокий уровень)

Список використаних джерел

1. Н.П.Наволокова, В.М. Андрєєва Практична педагогіка.-Х.: Вид. група «Основа», 2008.

2. В.І.Садкіна, 101 цікава педагогічна ідея.-Х.: Вид. група «Основа», 2008.

3. Шарко В.Д. Сучасний урок фізики.-К., 2005

4. Андрєєва В.М., Григораш В.В. Настільна книга педагога.-Х.: Вид. група «Основа», 2006.

5. Булатова О.С. Искусство современного урока.-М., 2006.-251 с.

6. Интернет-ресурсы.

7. Е.В.Коршак, А.И.Ляшенко, В.Ф.Савченко Физика 8 класс.- К.: «Генеза», 2008.

карта знаний "Виды теплопередач"

Додатки

Вариант 1

1. Тепловым движением называется…

А. ...равномерное движение отдельной молекулы. Б. ...упорядоченное движение большого числа молекул. В. ...непрерывное беспорядочное движение большого числа молекул. Г. ...прямолинейное движение отдельной молекулы.

2. Внутренняя энергия тела - ...

А. ...энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела. Б. ...энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело. В. ...энергия, которой обладает тело вследствие своего движения. Г. Правильнoго ответа нет

3. Внутреннюю энергию тела можно изменить... А. ...только совершением работы. Б. ...только теплопередачей. В. ...совершением работы и теплопередачей. Г. Внутреннюю энергию тела изменить нельзя.

4. Стальную пластину поместили на горячую электрическую плиту. Внутренняя энергия пластины увеличивается в основном вследствие... А. ...теплопередачи. Б. ...совершения работы. В. ...теплопередачи и совершения работы. Г. Внутренняя энергия пластины не изменяется.

5. Внутренняя энергия тела зависит... А. ...только от скорости тела. Б. ...только от положения этого тела относительно других тел. В. ...только от температуры тела. Г. ...от температуры и массы тела.

6. Чайник с водой поставили на печь и подогрели воду. При этом... А. ...увеличилась кинетическая энергия молекул Б. ...уменьшилась кинетическая энергия молекул. В. ...увеличилась потенциальная энергия молекул. Г. ...уменьшилась потенциальная энергия молекул.

7. Ложка, опущенная в стакан с горячим чаем, нагрелась. Какой вид теплопередачи является основным в этом случае? А. Конвекция. Б. Теплопроводность. В. Излучение. Г. Все три вида теплопередачи вносят одинаковый вклад в нагревание ложки.

8. Какой вид теплопередачи не сопровождается переносом вещества? А. Только излучение. Б. Только конвекция. В. Только теплопроводность. Г. Излучение и теплопроводность.

9. Батареи водяного отопления обогревают комнату. Какой вид теплопередачи является основным в этом случае? А. Конвекция. Б. Теплопроводность. В. Излучение. Г. Все три вида теплопередачи вносят одинаковый вклад в нагревание комнаты.

10. Какие из тел - твердые тела, жидкости или газы - обладают наибольшей теплопроводностью? А. Твердые тела. Б. Жидкости. В. Газы. Г. Жидкости и газы.

Вариант 2

1. Какое из приведенных ниже определений является определением внутренней энергии? А. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело. Б. Энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела. В. Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения.

2. Внутренняя энергия тела изменяется... А. ...только при совершении работы. Б. ...при совершении работы и теплопередаче. В. ...только при теплопередаче. Г. Внутренняя энергия тела измениться не может.

3. По свинцовой пластине ударяют молотком. Каким способом при этом изменяется внутренняя энергия пластины? А. Теплопередачей и совершением работы. Б. Теплопередачей. В. Совершением работы. Г. Внутренняя энергия пластины не изменяется.

4. От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела? А. От температуры и массы тела. Б. От скорости и массы тела. В. От положения этого тела относительно других тел. Г. От температуры и скорости тела.

5. При остывании горячей воды... А. ...увеличивается кинетическая энергия молекул. Б. ...уменьшается кинетическая энергия молекул. В. ...увеличивается потенциальная энергия молекул. Г. ...уменьшается потенциальная энергия молекул.

6. Солнце обогревает поверхность Земли. Какой вид теплопередачи является основным в этом случае? А. Конвекция. Б. Теплопроводность. В. Излучение. Г. Все три вида теплопередачи вносят одинаковый вклад в нагревание Земли.

7. Какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества? А. Только теплопроводность. Б. Только излучение. В. Только конвекция. Г. Излучение и теплопроводность.

8. В каких телах может происходить конвекция: в твердых телах, жидкостях, газах? А. Только в твердых телах. Б. Только в жидкостях. В. Только в газах. Г. В жидкостях и газах.

9. Какие из тел - твердые тела, жидкости или газы - обладают наименьшей теплопроводностью? А. Твердые тела. Б. Жидкости. В. Газы. Г. Твёрдые и жидкие тела.

10. Два одинаковых тела, имеющих разные температуры, привели в соприкосновение тремя способами (I, II, III) (см. рисунок).

Теплопередача осуществляется… А. ...от тела 1 к телу 2 во всех трех случаях. Б. ...от тела 2 к телу 1 во всех трех случаях. В. ...от тела 1 к телу 2 только в случае I.

Фотогалерея уроку

DSC05966.JPG
DSC05970.JPG
Карта знань.jpeg
Робота з пазлом "Види теплопередач".jpeg
Робота над диктантом.jpeg
Опыты

Работа со схемой.jpeg