План-конспект уроку "Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого и подлежащего"

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Гусарова сертифікат 101.jpg

План-конспект

Содержание

Тему уроку

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого и подлежащего

Автор (и) розробки

Гусарова Валентина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

Навчальний заклад

КУ «Зеленовская ООШ І-ІІІ ступеней естественно- математического направления»

Клас

8 класс

Назва навчальної програми, автори програми

Російська мова. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою навчання.

( За редакцією Н.Ф. Баландіної). – Чернівці: Видавничий дім «Букрек», 2005 

Тип уроку

комбинированный, с использованием Веб- квеста

Компетенції учнів на уроці

знают основные признаки предложения, выделяют с помощью вопроса грамматическую основу; распознают двусоставное и односоставное предложения, объясняют способ выражения подлежащего и сказуемого; различают виды односоставных предложений и используют их в речи с учетом синонимики; умеют работать с Интернетом и справочными материалами; создают различные презентации, буклеты и веб- странички

Цілі уроку

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об односоставных предложениях, совершенствуя умения опознавать и различать их виды; совершенствовать навыки работы с различными источниками: учебником, дополнительной литературой, ресурсами Интернет, образовательными веб-сайтами; формировать языковую, деятельную, коммуникативную компетенции, навыки контроля и самоконтроля, логическое и образное мышление;

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, умения анализировать и отбирать необходимую информацию.

Воспитательные: воспитывать интерес к искусству, эстетический вкус, культуру речи и культуру общения, чувство уважительного отношения друг к другу

Обладнання уроку

мультимедийный экран, проектор, компьютер, сборники стихотворений поэтов ХІХ-ХХ веков

Дидактичні та методичні матеріали

Учащиеся работали над опережающим заданием – созданием публикаций в виде презентаций, буклетов на основе заданий веб – квеста. Цель работы – развитие коммуникативной компетенции, создание возможностей для всесторонней активизации мышления, развития творческого потенциала учащихся.

Задания для группы «Теоретики»

         1.Какие предложения  называются  односоставными?
    	2. Укажите виды, на которые делятся односоставные предложения с главным членом-  сказуемым.
   	3.Какова роль назывных предложений?
         4. Создайте презентацию.

Задания для группы «Практики»

         1.Определите вид односоставных предложений в  стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро».
         2.Соедините части пословиц и определите вид односоставных предложений.
         3. Превратите двусоставные предложения в односоставные.
         4. Создайте презентацию.

Задания для группы «Исследователи –созидатели»

        1. Какова роль односоставных предложений в художественной литературе?

2. Приведите примеры использования односоставных предложений в художественной литературе. 3.Напишите сочинение - миниатюру, используя односоставные предложения.

        4. Создайте презентацию и буклет.

Перелік он-лайн сервісів, які використані на уроці

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

http://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/942/односоставные

http://irgali.narod.ru/files/rus_lang/odnosost_predlojen.htm

http://www.licey.net/russian/syntax/r1_1_8

http://ruslita.ru/sintaksis/54-tipy-odnosostavnykh-predlozhenij

http://www.gramma.ru/

http://rus-exam.ru/exam/item/111-b4

Хід уроку

І.Организационный момент ІІ. Проверка домашнего задания

   Прочитать отредактированные предложения.
   Указать двусоставные предложения.

ІІІ. Актуализация опорних знаний

        Вопросы к учащимся:

1)Какие предложения называются двусоставными? 2)Какие предложения называются распространенными? 3)Какое предложение вы не назвали в выполненном упражнении? Почему?

ІV. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока
  Слово учителя

- Среди записанных предложений действительно есть такое, в котором отсутствует подлежащее. Оно называется односоставным.

  - Дорогие ребята! Мы каждый день обогащаем свою речь, совершенствуем язык. 

И при этом стараемся не забывать слова известного русского писателя А. П. Чехова: «Язык должен быть прост и изящен». Вот и получается, что для понимания смысла не важно, чтобы в предложении было два главных члена. Так в нашей речи появились односоставные предложения. Благодаря им мы почувствовали всю прелесть поэзии, красоту пейзажа, динамичность и неповторимость нашего повествования. Сегодня мы отправляемся в удивительную страну, которая называется «Королевство односоставного предложения». Возьмите с собой хорошее настроение, желание овладеть всеми знаниями и умениями, которые хранят маги загадочного королевства. - При подготовке к сегодняшнему уроку вы провели серьезную исследовательскую работу. Каждая группа сейчас представит результаты своей деятельности.

    Комментарий. Учащиеся работали над опережающим заданием – созданием публикаций в виде презентаций,

буклетов на основе заданий веб – квеста. Цель работы – развитие коммуникативной компетенции, создание возможностей для всесторонней активизации мышления, развития творческого потенциала учащихся Задания для группы «Теоретики»

 Ожидаемые результаты:
  Выполнив данный квест,  вы узнаете какие предложения называются односоставными, и какие существуют виды данных предложений.
Форма отчета: презентация.

Задания группе «Практики»

Ожидаемые результаты:
Выполнив данный квест  вы научитесь находить односоставные   предложения в тексте,  распознавать их виды 

Форма отчета: презентация Задания для группы «Исследователи-созидатели» Ожидаемые результаты: Выполнив данный квест вы узнаете о том, что односоставные предложения – художественные выразительные средства, которыми часто пользуются писатели.

Форма отчета: презентация, буклет 
V.Применение знаний и умений учащихся

1.Отчет группы «Теоретики Задание №1. Выполнить тесты (проецируются на мультимедийную доску)

2.Отчет группы «Практики» ( Текст стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» проецируется на мультимедийную доску)

Задание №2. Тренировочные упражнения. 1).Выпишите односоставные предложения; подчеркните сказуемые, укажите, чем выражены.(Взаимооценивание) Приветствую тебя, пустынный уголок…(А.С. Пушкин).Увидишь недвижное море громадных, гранитных и снежных вершин. Взойди вон на эту безлесную гору. Душе там отрадно и тепло. Лежу на мягкой мураве. (Е. Ба-ратынский). И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).

2)Выполнение упражнения 211.

3)Самостоятельная работа.

Переделайте двусоставные предложения в безличные; укажите, чем выражено в них сказуемое.

1)Я нездоров.— Мне нездоровится.

2) Малыш не спит.— Малышу не спится.

3) Приближается вечер.— ...

4) Снег замел дорогу.— ...

5) Вчера был дождь? — ...

3. Отчет группы «Исследователи – созидатели»

Поэтическая минутка
Учащиеся цитируют строчки стихотворений, в которых есть односоставные    предложения
Прием  «Мозговой штурм»
Дайте ответ на вопрос:
 -Какова роль односоставных предложений  в нашей речи?
VІ. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Заключительная беседа.
-Наше путешествие по загадочной стране «Королевство односоставного предложения» подошло к концу. 

Давайте подведем итоги , выясним, что мы узнали об этой стране и ее жителях? Нашли ли ответ на главный вопрос нашего путешествия (главный вопрос веб-квеста)?

 -Какие предложения называются односоставными?
 -Назовите виды односоставных предложений.
 -В каких стилях речи употребляются односоставные предложения?
VІІ. Оценивание учителем учебных дострижений учащихся всех групп.
VІІІ.    Домашнее задание (разноуровневое)
1)Написать сочинение- миниатюру на одну из предложенных тем («Утро в лесу», «Зимний день», «На рыбалке»),

используя односоставные предложения.

2)Найти текст, выбрать из него и записать 10 односоставных предложений, подчеркнуть главный член предложения

Список використаних джерел

1.Баландина Н. Ф. Русский язык. 8 класс. – К.: Мастер- класс, 2009.

2.Герасенкова Т. Б. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого и подлежащего. -«Русский язык и литература в школах Украины»,№10,2010.

3.Пилипенко Ж. В. Русский язык. 8 класс: Планы – конспекты уроков.- Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008.

Додатки

https://docs.google.com/file/d/0B9j8EwY-vz1SdkttYkwtT3dLUTQ/edit

https://docs.google.com/file/d/0B9j8EwY-vz1SLWJsTmlaUkJLYVk/edit

https://docs.google.com/file/d/0B9j8EwY-vz1ScGsxcGtIdXV5S1E/edit

https://docs.google.com/file/d/0B9j8EwY-vz1SLW05MnVxX09Vb3M/edit

Фотогалерея уроку