План-конспект уроку з основ християнської культури "''Божі заповіді''" для 8 класу

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

План-конспект

Содержание

Тема уроку

Божьи заповеди. Урок курса Основы христианской культуры

Автор (и) розробки

учитель химии и биологии I категории, «Старший учитель», преподаватель факультативного курса Основы христианской культуры Глущенко Оксана Валентиновна

Навчальний заклад

Бердянская общеобразовательная школа I-III ступеней №6 Запорожской области

Клас

8

Назва навчальної програми, автори програми

Навчальна програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Основи християнської етики. 1-11 класи. – Острог: Видавництво Національного університету "Острозька академія", 2010. – 160 с.

Тип уроку

урок усвоения новых знаний и умений.

Компетенції учнів на уроці

коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие, общекультурные, эстетические

Цілі уроку

образовательные: знакомство обучающихся с заповедями, их смыслом и содержанием; знакомство с историей появления заповедей, их значением для человека и общества. развивающие: расширение кругозора учащихся; способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля. воспитательные: формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали; способствование формированию духовно-нравственной культуры обучающихся, осознанному восприятию духовных ценностей через православные заповеди Бога.

Обладнання уроку

компьютеры, проектор, спокойная музыка, видеоролик «Синайское законодательство», фрагмент передачи «Капелька»

Дидактичні та методичні матеріали

шаблоны конспектов, презентация урока, плакат для определения настроения и набор «листьев».

Перечень он – лайн сервисов, которые использованы на уроке:

https://docs.google.com/file/d/0B-7xnocTQYRuNERyU1h4Q1FveEE/edit

http://www.youtube.com/watch?v=JK6nKRsBwXc&list=PLLFkPPj8RRh-pfZIA5xHyhYurWeNDTzvn&index=5

http://www.youtube.com/watch?v=u7xoOjMVLL8

Хід уроку

Рассмотрим проблемные ситуации Ситуация 1.Двое приятелей вошли в автобус. Один заплатил за проезд, другой проехал без билета, хотя имел деньги. Кто из них поступил честно? Почему приятели поступили по – разному? Ситуация 2. Трое одноклассников сидели после уроков на лавочке в парке. Коля предложил двум одноклассникам покурить. Один из них задумался, а потом согласился, а другой – категорично отказался. У кого из мальчиков правильные убеждения? Почему первый сначала отказался, а потом согласился? Почему другой категорически отказался? Какой вывод можно сделать из двух ситуаций? (не было у этих подростков твердых убеждений. А если их нет, то им можно навязать чужую волю и не всегда добрую. Поэтому твердые убеждения должны соответствовать высоким моральным принципам. Давайте вспомним басню И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и выявите причину раздора. ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только мука. 
  Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись, 
И вместе трое все в него впряглись; 
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! 
Поклажа бы для них казалась и легка: 
Да Лебедь рвется в облака, 
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. 
Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам; 
Да только воз и ныне там. 

Какова причина раздора? Бывает ли такое среди людей? А среди вас? - Как же в дружбе или в семье или даже в обществе сделать так, чтобы жизнь была полна радости, понимания, любви и т.д.? -Назовите это одним словом. (Правила) - Правил в нашей жизни много. Индивидуальная работа. Прочитайте некоторые виды правил, которые выбирают для себя и соблюдают люди: На доске: - правила дорожного движения, правила правильного питания, правила поведения в обществе, правила жизни человека, правила по русскому языку, и т.д. -У вас есть возможность выбрать одно единственное из этих понятий, на ваш взгляд самое важное. -прикрепите к доске. Обоснуйте свой выбор. -Кто-то из вас выбрал очень важные правила. Это правила жизни человека. И эти правила имеют свои названия: Заповеди. Работа со словарями: толковый словарь и словарик в учебнике, прочитать. II. Мотивация темы урока.

На этом уроке нам следует разобраться, какими моральными принципами должен пользоваться  человек в своей жизни. Тема урока Заповеди Божьи. Работать вы будите с конспектами (см. Приложение 1 ).

ІІІ. Основная часть - Эти заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. Как получило человечество заповеди Божьи? Послушайте Библийную историю.

Получение заповедей Божьих Моисеем.

Просмотр видеоролика http://www.youtube.com/watch?v=u7xoOjMVLL8. Рассказ учителя: Первые моральные принципы для человечества были даны Самим Богом на горе Синай пророку Моисею. Из предыдущих уроков вы узнали об этом пророка, как он по воле Божией вывел свой израильский народ из Египетского рабства, проведя их странным образом через Красное море. От Красного моря евреи все время шли пустыней. Они остановились станом у горы Синай ( Синай и Хорив - две вершины одной и той же горы.) Здесь Моисей взошел на гору, и Господь сказал ему: " Так скажи сынам Израилевым: если послушаете гласа Моего, то будете Моим народом". Когда Моисей спустился с горы, он передал народу волю Божию. Евреи ответили: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны ". Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия. Евреи постом и молитвой готовились к этому дню. На третий день, который был пятьдесят от еврейской Пасхи, то есть после выхода евреев из Египта, плотное облако покрыло вершину горы Синай. Небо рассекали молнии, гремел гром и громко звучала труба. От горы поднимался дым, и вся она сильно колебалась. И произнес ( сказал ) Господь Свой закон в десяти заповедях. По повелению Божию, Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей, без всякой пищи. Бог дал ему две скрижали, то есть каменные доски, на которых было написано десять заповедей. Кроме этого, Господь дал Моисею и другие законы - церковные и гражданские. Повелел Он также сделать жилище есть переносной храм Божий. Сойдя с горы, Моисей все эти законы и все, что открыл ему Господь на горе Синай, записал в книги. Так появилось у нас Священное Писание, или Закон Божий. Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего ей следует избегать, если она хочет любить Бога и ближних. Вот эти заповеди: 1. Я Господь, Бог твой, пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. Эта заповедь повелевает любить Бога превыше всего и, кроме Него, не отдавать никому Божьего почета. Святых угодников Божиих следует также почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей, более угодных Богу, чем другие, как молящихся и заместителей наших перед Ним. 2. Не сотвори себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле вниз, и что в воде ниже земли: не поклоняйся им и не служи им. Поскольку все в мире создано Богом, то Ему одному следует поклоняться и Его одного следует почитать как божество. Делать идолов и поклоняться им никак нельзя. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество.

3. Не произноси имя Господа Бога Твоего бесполезно. Нельзя святое и великое имя Божие произносить зря, в бесплодных разговорах, а потому божиться и клясться безосновательно эта заповедь запрещает. 

4. Помни день субботний, чтобы святить его! Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота (праздник) Господу Богу твоему. Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой день следует посвятить Богу, то есть выделить его Господу молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще ради Господа оказывать как можно больше добра, а не терять напрасно время, тем более - вести плохо. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память о Воскресении Христа из мертвых, празднуется воскресенье. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продолжались дни твои на земле. Нужно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них, если они больные, быть опорой для них в старости, также следует уважать других родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников, за это Бог обещает продлить земную жизнь. 6. Не убивай. На свете есть много ценных вещей, но самое дорогое из них - человеческую жизнь. А можно купить жизнь? Так, его можно купить за одну цену. Живя, мы не задумываемся, что Бог дал нам жизнь в дар. Поэтому никто не имеет права ни себе, ни другим его отбирать. Мы должны отвергать все, что вредит или разрушает наше здоровье: курение, алкоголь, наркотики, не подвергать свою жизнь опасности без веских причин. Самоубийство или убийство - это величайший грех. Эта заповедь запрещает уничтожать невинных детей в утробе матери. Под убийством подразумевается не только лишение жизни себя или кого-то другого, но если и допускаем других до убийства своим приказом, советом, помощью, согласием. Этой заповедью запрещается также несдержанность в гневе и обида ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также хорошо обращаться с животными. 7. Не прелюбодействуй. Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Холостым, Бог повелевает соблюдать чистых мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще любая склонность к избыточности и несдержанности также запрещаются этой заповедью. Эта заповедь стоит на страже нравственной чистоты и невинности, чистоты нашего сердца и верности в супружеской жизни. Сам Господь Бог благословил первые супруги - наших прародителей Адама и Еву в раю. Против седьмой заповеди грешит тот, кто живет без церковного брака, кто принимает нецензурные слова, шутки, ведет непристойные разговоры, смотрит нескромные рисунки, порнографические и эротические фильмы, которые являются грешными против христианской морали. Святой Апостол Павел говорит: "... делающие разврат, прелюбодеяние, разнузданность - Царства Божия не наследуют." Грех нечистоты разрушает в нашей душе милость Божию, унижает человека до уровня животного.

8. Не кради. Ничего чужого не бери, не спросив, ни явно, ни тайно: не обманывай при продаже; во всяком деле рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу заканчивай в обещанный срок и выполняй ее добросовестно. Чтобы человек мог свободно и спокойно использовать данные Богом дары, на страже частной собственности Бог поставил эту заповедь. Эта заповедь призывает нас быть честными людьми, чтобы мы никогда ни у кого ничего не воровали, не посягали на чужую собственность.

- Дети, можно украсть даже время у учителя на уроке, списать у товарища по парте домашнее задание, какую-то идею, изобретение, открытие, даже душу.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Эта заповедь запрещает лгать, клеветать, оговаривать людей, осуждать их, а также верить клеветникам. Эта заповедь предписывает всегда честно держать свое слово.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Эта заповедь запрещает завидовать и посягать на чужое добро, приказывает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти порождаются плохие желания, а от недобрых желаний - и все недобрые злые поступки. Каждый должен знать и выполнять Закон Божий. Тот, кто соблюдает заповеди, создает себе, кроме временного благополучия, вечное спасение. В память Синайского законодательства Моисеем был установлен праздник пятидесятница. Десять заповедей или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога своего, ближних своих и прожить свою жизнь достойно, по совести. В первых четырех заповедях говорится о нашем уважение и любовь к Богу, поскольку все в мире создано Богом, то Ему одному следует поклоняться и верить: не создавать себе других идолов; божиться и клясться безосновательно, а также безосновательно упоминать имя Божие запрещается. Седьмой день недели нужно посвятить Богу. Выделить ее Господу, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не бездельничать, тем более обращаться плохо. Работа с таблицей Беседа с обучающимися: - Когда появились заповеди? Ответы: Заповеди появились более трёх тысяч лет назад. - Кому Бог открыл эти заповеди? Бог открыл заповеди пророку Моисею. - Где Моисей встретил Бога? Моисей встретил Бога на горе Синай - На чём Бог начертал тексты заповедей? Бог начертал тексты заповедей на скрижалях – каменных плитах. Какие же это заповеди? Основное содержание заповедей Божьих. Деятельность учителя Что означает? Почему нужно соблюдать? Итак, ребята, перед вами рабочие листы с таблицей. Предлагаю вместе их наполнить содержанием. Обращаю ваше внимание, что всего – 10 заповедей. Первые 4 – обращены к Богу, а остальные 6 – к людям. С.74 учебник Итак, заповедь 1 гласит: «Я – Господь Бог твой; и не должно быть у тебя других богoв, кроме Меня». Что это означает?

Как вы думаете, почему нужно соблюдать эту заповедь? Ответ: То, что Бог – один и нужно верить только в него.



Потому что, Бог один и нет других богов кроме него.

Заповедь 2. Не создавай себе кумира Что означает эта заповедь?

Для чего нужно соблюдать эту заповедь? Нельзя создавать кумира, потому что можно потерять веру в Бога.



Чтобы не забыть о Боге. Заповедь 3. Нельзя произносить имя Бога напрасно. Что означает эта заповедь?

Как вы думаете почему? Имя Бога нельзя упоминать просто так.



Оно священно, и нужно говорить о Боге только в молитвах. Заповедь 4. Шесть дней работай, а седьмой - отдыхай. Поясните смысл этой заповеди.


Почему нужно соблюдать? Нужно трудиться и помнить о Боге. Седьмой день посвятить Богу, читать книги, помогать бедным, делать добрые дела, не вести себя плохо.



Чтобы сохранить силы.

С. 78 прочитаем рассказ «Счет». 

О чем этот рассказ? (об отношении сына и мамы) Правильно ли поступил сын предъявив счет своей маме? видео Заповедь 5. Почитай отца твоего и матерь твою. Что означает заповедь?



Почему её нужно соблюдать?



(выписать все слова на доске и объяснить – слова на слайде): Нужно слушать и уважать родителей, помогать, любить, заботиться о них, не огорчать плохими поступками, а также других родственников и старших. Уважать – это не говорить грубых слов; уступать место, если взрослый стоит, а ты сидишь, на все дела спрашивать позволения; Заботиться – это уметь видеть, что нужно родителям в данной ситуации

Беречь - это приносить родителям как можно меньше хлопот, связанных с твоей жизнью. Родители должны всегда знать, где ты, что с тобой, какое у тебя здоровье. Зная это о тебе, они спокойны
Помнить – это утром и вечером  молиться Богу за здоровье и благополучие родителей.
Слушаться – это слышать, слушать и понимать, что говорять твои родители

Помогать – это добровольно брать на себя работу взрослых по силам возраста и здоровья, чтобы помочь семье. Прощать – это не помнить зла, понимать, что как и ты, родители – обычные люди. Как и ты, имеют свои недостатки и слабости. Любить - это: любов долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всего надеется, все преносит. Любовь никогда не перестает…»


Родители дали нам жизнь. Бог продлит земную жизнь. В наше время совершается много убийств. Так много, что мы, как ни страшно и ни странно, начинаем к ним привыкать. Об этом красноречиво нас оповещают СМИ. Дома я просила вас провести наблюдение: сколько раз за день через СМИ (или при других ситуациях) вы видели или слышали об убийствах? - Как вы думаете, для чего все это: так много и так часто говорить об этом, в подробностях показывать и рассказывать? Ведь чем чаще мелькают перед глазами насилие, жестокость, убийства, тем быстрее человек ко всему этому привыкает. И в реальной жизни все реже сочувствует, сопереживает, сожалеет. Человек становится равнодушным, холодным, беспощадным. Заповедь 6. Не убивай В чём смысл этого завета? Дайте объяснение того, что убивать нельзя.


Нельзя отнимать жизнь. Не мы дали жизнь, не нам её отнимать. Бог дал нам ее в дар. Отвергать все, что вредит здоровью: курение, алкоголь. Даже словом можно убить. Заповедь 7. Не прелюбодействуй. Не предавай Что означает седьмая заповедь? Поясните необходимость её соблюдения. Не предавать того, кто тебя любит, чтобы сохранить семью.

Заповедь 8. Не кради Как вы поняли эту заповедь?



Какие из этих ситуаций случались с вами? И почему важно соблюдать её? Нельзя брать чужого. А что можно украсть?(обсудить, прикрепить слова после обсуждения – не только вещи, но и взаимоотношения между людьми): Вещи Время (у телевизора, у учителя, не нужными разговорами) Труд (списать домашнее задание) Надежду( пообещал кому-то, что – то сделать, на тебя надеялись и не сделал) Доброе имя (рассказать о ком-то неправдивые факты В коробке лежат описание случаев жизни – определить что именно было украдено: взял чужие фломастеры (вещь) долго разговаривал по телефону с другом, который должен был срочно выполнить просьбу мамы (время) рассказывал об однокласснике неправдивые факты (доброе имя) списал домашнее задание у одноклассника (труд) взял себе в раздевалке бейсболку, которая лежала на стуле (вещь) получил благодарность за изготовление стенгазеты, которую на самом деле не оформлял (труд) зашел к соседу на минутку, а провел у него два часа за компьютером (время) пообещал прийти к бабушке и помочь ей – и не пришел (надежду)



Чтобы не причинить страдания другому человеку.

Заповедь 9. Не лги Поясните значение 9-й заповеди и обоснуйте, почему надо следовать именно так, а не иначе. Нельзя врать и обманывать, потому что Бог видит любой обман. Осуждать других людей, распространять сплетни.

Заповедь 10. Не завидуй Поясните смысл последней заповеди. Видео история протоирей Олег Чабанов http://www.youtube.com/watch?v=JK6nKRsBwXc&list=PLLFkPPj8RRh-pfZIA5xHyhYurWeNDTzvn&index=5. Возникало ли у вас такое чувство? Не желай того, что тебе не принадлежит. Нельзя завидовать другому, т.к. зависть мешает радости, зависть не знает границ. От зависти возникают плохие желания, а от недобрых желаний – плохие поступки. Очень хорошо вы поработали. Таблица заполнена. Давайте посмотрим, как правильно определять заповеди, зная их содержание. Закрепление. Разбить на две группы ( по цветным карточкам).


Картка 1  (до 5-ї заповіді: поважай батька і матір свою)

1. Хто батька-матір зневажає, той добра не знає. 2.Тільки батько й мати знають, як їх діти виростають. 3. Шануй батька й неньку, то буде тобі скрізь гладенько. 4. Материнська молитва із дна моря підіймає.

          Картка 2 ( до 6-ї заповідь: Не вбивай.)

1. Від ворога вчися розуму. 2. Від сварки добійки - один крок. 3. Краще переконувати словами, а не кулаками. 4. Рана, завдана ножем гоїться, а язиком - ні.

        Картка 3 (до 7-ї заповіді: Не зраджу, не прелюбодействуй.)

1. Не давши слова - держись, а давши слово - кріпись. 2. Нових друзів наживай, а старих не забувай. 3. Не рубай те дерево, на якому сидиш. 4. Не плюй у свою криницю, бо прийдеться пити водицю.

      Картка 4  (до 8-ї  заповіді: Не кради.)

1. Соромитись красти, а не робити. 2.Зароблена копійка краще краденого карбованця. Разгадай кроссворд: По вертикали: 1.Сколько всего заповедей дал Бог человеку? 2.Имя пророка, получившего заповеди 3.Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло 4.Гора, на которой Моисею были даны заповеди По горизонтали: 5.Каменные доски, на которых были записаны заповеди 6.Книга, в которой записаны заповеди.


Ответы кроссворда КРОССВОРД: 1Д 2М Е О 3З 4С 5С К Р И Ж А Л И Я С П Н Т Е О А Ь Й В Й Е Д 6Б И Б Л И Я



Вывод: Скажите, пожалуйста, нужны ли современному человеку заповеди? И для чего? Зеленый лист – да, нужны, желтый - лист – нет, не нужны.( Благодаря заповедям люди живут правильно, в обществе порядок. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.) Итог. Выучить записи, творческое задание: написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Почему нужно соблюдать заповеди?»



Приложение1 Конспект урока 1. Словарь. Заповедь - это…………………………………………………………….. Скрижали - это………………………………………………………….. Скиния – это……………………………………………………………..

2. Ответьте на вопросы: Как появились заповеди? - Когда появились заповеди? - Кому Бог открыл эти заповеди? - Где Моисей встретил Бога? - На чём Бог начертал тексты заповедей?

3. Заполните таблицу «Заповеди Божьи» № Содержание Что означают? Почему нужно соблюдать? 1 Я – Господь Бог твой; и не должно быть у тебя других богoв, кроме Меня. 2 Не создавай себе кумира 3 Нельзя произносить имя Бога напрасно 4 Шесть дней работай, а седьмой - отдыхай. 5 Почитай отца твоего и матерь твою

6 Не убивай


7 Не кради


8 Не прелюбодействуй


9 Не лги 10 Не завидуй


4. Разгадай кроссворд: 1 2 3 4 5



6


По вертикали: 1.Сколько всего заповедей дал Бог человеку? 2.Имя пророка, получившего заповеди 3.Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло 4.Гора, на которой Моисею были даны заповеди По горизонтали: 5.Каменные доски, на которых были записаны заповеди 6.Книга, в которой записаны заповеди.


Список використаних джерел


Додатки

урок Заповеди

презентация к уроку Заповеди

Фотогалерея уроку

Фото (1).jpg Фото (3).jpg

Фото (6).jpg Фото (8).jpg

Фото (16).jpg Фото (19).jpg

Фото (20).jpg Фото (23).jpg

Фото (29).jpg Фото (34).jpg

Фото (38).jpg Фото (39).jpg

Фото (45).jpg Фото (47).jpg