Развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей школьников на уроках математики

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Sertifikat45Карамзина.jpg


Развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей школьников на уроках математики

Автор: Кармазина Татьяна Александровна, Запорожский учебно- воспитательный комплекс №77

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому , какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, не проникали в школу, как бы не менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Академик А.В.Погорелов отмечал, что “…очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако, вряд ли найдётся хотя бы один, которому не придётся рассуждать, анализировать, доказывать.” Успешное овладение основами наук и орудиями труда не возможно без формирования культуры мышления. Ещё Т.А.Эддисон говорил, что основная задача цивилизации – научить человека мыслить.

В связи с началом реформирования системы образования Украины, основной упор делается на развитие личности, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации. Государство нуждается в людях, способных быстро адаптироваться в новых условиях, способных обучаться на протяжении всей жизни, добывать и перерабатывать информацию из различных источников, сформировать разностороннюю личность, способную к творчеству. Исходя из всего выше сказанного, становится ясно, что развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей школьников – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Сначала остановимся на самом понятии «интеллект». Интеллект (от латинского intellektus – понимание, понятие) – в широком смысле - вся познавательная деятельность человека, в более узком смысле – мышление. В работе учителя определение интеллекта как совокупности познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения является наиболее приемлемым.

Ведущую роль в структуре интеллекта занимает мышление, организующее любой познавательный процесс. Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний.

  Учебные умения предполагают использование ранее полученного опыта, определенных знаний. 
  Знания и умения – две неотделимые и   функционально взаимосвязанные части любого целенаправленного действия. 
  Качество умений определяется характером и содержанием знаний о   предполагаемом действии.
Ю.К.Бабанский выделяет следующие группы интеллектуальных умений:
*  мотивировать свою деятельность;
*  внимательно воспринимать информацию;
*  рационально запоминать;
*  логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное;
*  решать проблемные познавательные задачи; самостоятельно выполнять упражнения;
*  осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.
В основе этой классификации лежит деятельностный подход. Но существует еще один класс интеллектуальных умений, в основу которого было положено понятие интеллекта как «мышления». В данной классификации под интеллектуальными умениями будем понимать подготовленность человека к выполнению интеллектуальных действий. Интеллектуальными умениями здесь являются следующие умения:
* воспринимать,
* запоминать,
* быть внимательным,
* мыслить,
* обладать интуицией.
Через мыслительную деятельность реализуются и творческие способности. Говоря о творчестве, надо понимать, что философская трактовка понятия, как «деятельности, в результате которой возникают оригинальные ценности, выявляются новые свойства, факты, закономерности» в школьной практике неприемлема. В отношении к учащимся используется определение В.А.Моляко, который под творчеством понимает «…процесс создания, узнавания чего-то нового, важного именно для данного субъекта. Поэтому понятно, что творчество в той или иной форме не есть талантом избранных, оно доступно каждому». В учебной деятельности творчество проявляется в открытии нового для себя, нового в своём умственном развитии, то есть то, что имеет значение и новизну только для субъекта, а не для общества в целом.

Развитие творческих способностей учащихся сводится к трем основным направлениям:

 • развитие индивидуально-психологических способностей; 
 • создание ситуации успеха;
 • совершенствование обще-учебных знаний, умений и навыков.

Как же определить уровень интеллектуальных и творческих способностей учащихся? Во-первых, по их достижениям в урочной и внеурочной деятельности. Во- вторых, используя различные психолого- педагогические тесты. Проводить такую диагностику учителям нашего комплекса помогает психологическая служба.

Педагогический коллектив нашего учебного комплекса пытается создать благоприятные условия для самовыражения каждого ребёнка в различных видах деятельности, раскрытия его способностей и удовлетворения образовательных потребностей. В нашем комплексе функционирует филологический профиль, поэтому организация изучения математики происходит по следующим направлениям: организации классной и внеклассной работы по предмету (работы предметного кружка, проведения «Недели точных наук», участия в Международном математическом конкурсе «Кенгуру» и районных олимпиадах).

Остановлюсь на некоторых педагогических теориях и технологиях, на которые опираюсь в своей работе.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека. Основой проблемного обучения (И.Я.Лернер, Н.Н.Махмутов, А.Н.Матюшкин) является процесс разрешения противоречий.
«Противоречия порождают мысль - без противоречий нет мысли». Основными понятиями категории «проблемное обучение» являются проблема, проблемная ситуация, проблемное задание. Создание проблемных ситуаций в процессе обучения активизирует мышление учащихся, повышает мотивацию, способствует появлению интереса к обучению.

В личностно-ориентированном обучении И.С.Якиманской ученик рассматривается как субъект, как главная фигура всего образовательного процесса. Целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально- личностных черт ребёнка, их превращение в социально – значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам. Система развивающего обучения З.И.Калмыковой следует принципам проблемности, индивидуализации и дифференциации, гармонического развития различных компонентов мышления, формирования алгоритмических и эвристических приёмов умственной деятельности, выстраивания индивидуальной траектории развития учащегося. Развивающая технология Л.В.Занкова предполагает обучение на достаточно высоком уровне трудности, развитие не только сильных, но и наиболее слабых учащихся. Моделируя образовательную деятельность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, я выделяю такие основные моменты развития интеллектуальных качеств и творческих способностей:

  *     учёт психологические особенности детей;
  *     обязательное целеполагание каждого урока ;
  *     положительная мотивация учебной деятельности;
  *      использование алгоритмического подхода;
  *     обеспечение довольно быстрого темпа урока для мобилизации внимания учащихся; 
  *     использование различных форм и видов работы на уроке; 
  *     дифференцированный и индивидуальный подход;
  *     разноуровневое домашнее задание;
  *     использование разноуровневого дидактического материала и тренировочных упражнений; 
  *     организация обратной связи на уроке;
  *      развитие навыков самоконтроля учащихся;
  *     привлечение учащихся к работе с дополнительной литературой; 
  *     использование ИКТ.

Важное значение для развития интеллектуальных качеств имеет слияние целеполагания и мотивации ученика. В связи с этим привлекаю учащихся к целеполаганию на каждом уроке. Продумывая задачи своей деятельности дома и на уроке, школьник, особенно старший, тем самым уже мотивирует свою деятельность. Школьники активнее занимаются самовоспитанием мотивов, если видят, что этот процесс интересует учителей, родителей, ученический актив, когда их поддерживают при возникающих затруднениях.

Важным средством развития учащихся является приучение школьников систематически отвечать на контрольные вопросы учебника, а также на дополнительные контрольные вопросы, требующие размышления над текстом. Предлагаю ученикам самим составлять вопросы по теории, а на уроке работаем в режиме «ученик-ученики», «ученики-ученик». В таком случае одновременно осуществляется контроль и самоконтроль над умениями выделять главное, существенное, правильно формулировать вопросы. Предлагаю также составлять кроссворды по теории, после проверки которых обязательно использую на уроках. Таким образом, ученик испытывает гордость и удовлетворение от выполненной работы, что повышает его самооценку и мотивацию.

Для развития навыков самоконтроля приучаю учащихся к приближенной прикидке правильности решения задачи; оцениванию жизненной реальности результатов; проведения проверки точности вычислений обратными действиями (умножение делением, сложение вычитанием и так далее). Приобщаю школьников к самопроверке домашнего задания, выполнению обучающих самостоятельных работ, работе с листами самооценивания.

Совокупность описанных выше приемов работы обеспечивает развитие умения осуществлять самоконтроль в учении.

Для поддержания интереса к учебе, для потребности в саморазвитии каждого ученика необходимо обеспечить ребенку возможность ощутить радость , поверить в свои силы. Я пытаюсь это сделать с помощью создания оптимальных условий для работы учащихся, дать возможность выбора своего темпа работы, уровня заданий, выбора формы работы, выбора сложности и объёма домашнего задания, интересного дидактического материала.

Последовательный переход от воспроизводящей до творческой деятельности реализую через подборку тренировочных упражнений и творческих задач и заданий.
На первом этапе использую алгоритмический подход, работу с карточками-подсказками, образцы решения задач, организую деятельность, в результате которой ученик учится работать по образцу. Развиваются умения работать по аналогии, по алгоритму.
На 2 этапе формирую умение из нескольких правил, теорем, понятий выбрать те, которые нужны для решения данной задачи. Учащиеся учатся анализировать, сравнивать, выделять главное.
На 3 этапе (элементы творчества) учащиеся должны уметь решить задачу рациональным способом и применить знания для решения более широкого круга задач, например, прикладного характера. Ученик может самостоятельно планировать свою деятельность.
На 4 этапе – это творческая самостоятельность. Ученик может самостоятельно ставить проблему и решать её, проверять собственные гипотезы. Это высшая ступень самостоятельности учащихся.

Этапы развития самостоятельности и формирования предметных навыков можно представить в виде таблицы:

Этапы Характер самостоятельности Методы обучения Надпредметные умения уч-ся Форма работы
1 этап Репродуктивная Лекция,рассказ, работа по образцу Работать по аналогии, по алгоритму Фронтальная
2 этап Вариативная Эвристическая беседа Анализировать, сравнивать Гетерогенные группы
3 этап Частично-поисковая Дискуссия, "мозговой штурм" Абстрагировать, обобщать Группы по уровням
4 этап Творческая Игра- соревнование, смотр знаний, деловая игра Ставить проблему, выдвигать гипотезы, проверять их,проводить собственные исследования Самостоятельная, индивидуальная

Ценнейшим средством развития самостоятельности мышления является проблемное обучение. При проблемном обучении школьники высказывают предположения, ищут аргументы для их доказательства, самостоятельно формулируют некоторые выводы и обобщения, являющиеся уже новыми элементами знаний по соответствующей теме. Поэтому проблемное обучение не только развивает самостоятельность, но и формирует навыки учебно-исследовательской деятельности, что является высшей ступенью развития творческих способностей.

Подводя итог, хочу сказать, что такая организация работы способствует повышению уровня учебных достижений учащихся, развитию их интеллектуальных качеств и творческих способностей.

Литература

  1. Пиаже Ж.Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1969.
  2. Теплое Б. М.Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  3. Холодная М. А.Психология интеллекта. СПб., 2002.
  4. Пометун О.,Пироженко Л. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання. Київ,"А.С.К,",2005.
  5. Cелевко Г.К.Современные образовательные технологии-М.:Народное образование, 1998.
  6. Крутецкий В.А.Психология математических способностей школьников.-М.:просвещение,1968.
  7. Зильберберг В.А.Приобщение к математическому творчеству-Уфа:Башк. кн.изд-во,1988.
  8. Дружинин В.Н, Психология общих способностей.-СПб.:Питер,1999.
  9. Епишева О.Б.,Крупич В.И.Учить школьников учиться математике.-М.:Просвещение,1990.