Розробка уроку для класів глухих дітей

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Супрун 2017 277.jpg

Автор:
Супрун Милена Володимирівна - вчитель хімії та біології

Урок химии в 11 классе в школе для глухих детей (по программе 10 класса общеобразовательной школы)

Тема урока: "Феррум как химический элемент. Простое вещество - железо" .

Цель: Образовательная: рассмотреть строение Феррума как атома, его месторасположение в периодической таблице Д.И. Менделеева; ознакомить с месторождениями железных руд в Украине; узнать значение железа в природе;
Развивающая: развивать наблюдательность; навыки пользоваться Интернетом для получения знаний; расширять познавательный интерес учащихся к предмету;
Воспитательная: учить взаимовыручке, работе в парах, прививать коммуникативные качества личности, формировать мировоззрение о роли железа в природе;
Коррекционная: следить за правильным произношением звуков, выбирать главное, сравнивать строение атомов, делать выводы, развивать логическое мышления, умение читать диаграммы, находить руды на географической карте.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук; периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева, презентация «Величайший среди металлов», коллекции «Металлы и их сплавы», «Полезные ископаемые».
Организационные формы: беседа, наблюдение, работа с географической картой и диаграммой.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, напоминает, что нужно говорить внятно, громко и четко произносить звуки.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель. Какой раздел химии мы изучаем?
Учащиеся. Мы изучаем металлы.
Как расположены металлы в периодической таблице химических элементов? Какой металл мы изучали на прошлом уроке?
3. Мотивация изучения темы. (Слайд 1)
Учитель. Сегодня на уроке мы будем изучать величайший металл среди других металлов. Прочитайте стихотворение и ответьте: «О каком металле идет речь». Что вам подсказало? (Слайд 2)
4. Объяснение нового материала.
Объявление темы урока. (Слайд 3)
Учитель. Верно, тема нашего урока «Феррум как химический элемент. Железо - простое вещество». Откройте тетради и напишите тему. На протяжении урока мы будем составлять сенкан. Ниже запишите: «сенкан», его тема «Железо». Оставьте 5 строк для его написания.
Учитель: Попробуйте определить цели урока. (Ученики предлагают свои варианты.)
Цели урока: Определить, почему железо стало величайшим среди металлов, рассмотреть строение Феррума как атома и его месторасположение в периодической системе химических элементов; ознакомиться с месторождениями железных руд в Украине; рассмотреть роль железа в живой природе (слайд 4).
5. Речевая минутка.
Учитель. Предлагаю вам чисто говорку на четкое произношение звука ж. Следите за правильным его произношением.
– Жора, заржавел железный замок?
- Заржавел железный замок. (ped-kopilka.ru/blogs/irina-)
6. Беседа.
Учитель. Почему, по вашему мнению, мы изучаем свойства железа?
Ученики отвечают: «Много предметов сделано из железа, без него не построить дом, не обойтись на кухне, не создать машину».
Учитель. Большое значение имеет железо в развитии человеческого общества. Вспомним, в истории человечества один из периодов был назван «железным веком». Железо в то время получило всеобщее распространение. Из него изготавливали различного вида оружие, домашнюю утварь, орудия труда и украшения. Добывать и выплавлять железо начали по всему миру. Это стало началом развития металлургии. (Слайд 5)
Учитель. Алхимики изображали этот металл таким знаком - . Это символ планеты Марс. (Слайд 6)
7. Словарная работа.
Учитель. Найдите в Интернете, кто такие алхимики. (Учитель помогает выбрать основное определение, кто такие алхимики.)
8. Работа с периодической системой Д. И. Менделеева. Сравнение строения атомов металлов.
Учитель. Сейчас вы, ребята, поработаете в Интернете. С помощью периодической таблицы Д. И. Менделеева выполните задание: «Алюминий и Феррум». Распределите характеристики строения атомов по группам. Учащиеся работают в программе LearningApps. http://LearningApps.org/display?v=p63w2rhz517
Учитель. Молодцы! Какую вам коипьютер поставил оценку? Могу выделить учащихся, которые выполнили задание без ошибок.
9. Практическая часть. «Определить физические свойства железа».
Учитель. Работаем по два человека. Пришло время поближе познакомиться с физическими свойствами железа. Запишите в тетради: «Физические свойства железа». Возьмите на партах образцы железа и выполните задание по плану (слайд 8).

  • В каком агрегатном состоянии находится железо?
  • Твердый или мягкий металл?
  • Какой имеет цвет?
  • Имеет ли металлический блеск? Какой?
  • Какой запах?
  • Пластичный он или нет?
  • Проводит ток или нет?
  • Проводит ли тепло?
  • Как относится к магниту?

Выполняется дифференцированное задание. Дети с высоким и средним уровнем обучаемости отвечают самостоятельно, а слабоуспевающим - в помощь даются слова для справок.
Слова для справок: гнется, твердое состояние, стальной, нет, проводит ток, есть, проводит тепло, твердое, серебристо-белый, магнитится. Проверим ваши записи. (Слайд 9)
Учитель. Молодцы, с другом всегда легче справиться с любым заданием. Выберите два прилагательных о железе и запишите в сенкан. Ниже напишите три глагола.
10. Работа с диаграммой.
Учитель. Рассмотрите диаграмму «Распространение химических элементов в природе?». Скажите, какое место по распространенности занимает железо? (Слайд 10)
Ученики. Железо - один из распространенных и занимает второе место среди металлов после алюминия и четвертое место среди других химических элементов. В земной коре его содержится 4,65% (по массе).
11. Физическая минутка.
Учитель. Пора нам мышцы наши размять. Встаем и отправляемся как геологи в экспедицию, чтобы найти месторождения железа. Идем по горам (шагаем на месте.) Наклоняемся 5 раз, чтобы рассмотреть найденные экземпляры. Приседаем 5 раз. Садимся за парты.
12. Рассказ учитель.
Учитель. В недрах земли существуют соединения железа. Перед вами основные железные руды (слайд 11).

  • Пирит,
  • лимонит или бурый железняк,
  • магнетит или магнитный железняк,
  • сидерит или шпатовый железняк,
  • гематит или красный железняк.

13. Работа с коллекцией «Полезные ископаемые». Сравнение и сопоставление разных видов железных руд.
Учитель. Рассмотрите, как выглядят железные руды на рисунках и найдите их в коллекции, которые лежат на партах. Какого они цвета? Чем отличаются? Что у них подобное?
14. Работа с картой.
Учитель. Найдите месторождения железной руды на карте Украины. Запишите в тетрадь, как они называются. (Слайды 12,13)
Учащиеся. Богатыми месторождениями на Украине является Криворожский железорудный бассейн и Керченское месторождение.
Учитель. Огромное значение железа для человеческого организма. Оно входит в состав крови как соединение гемоглобин. Человеческий организм содержит около 3 грамм железа, В основном он содержится в крови, селезенке, костном мозге. (Слайд 14)
Учитель. Применяются соединения железа для лечения анемии. Хлорид железа (III) FeCl3 • 6Н2О используют наружно для дезинфекции и как средство,
восстанавливающее кровь(слайд 15).
Закончите составление сенкана. Запишите фразу, которая выражает отношение к теме.
Ученики. Железо входит в состав крови. Добывают из железной руды. Это важнейший металл.
Подберите синоним к слову железо и запишите последнюю строку стихотворения.
15. Обобщение знаний, полученных на уроке.
Учитель. Прочитайте ваши сенканы.
Учащиеся читают свои стихотворения, выбираются самые удачные и интересные.
16. Упражнение « Волшебный сундучок знаний».
Дети из сундучка достают карточками, читают и переводят на речь жестов.
1. Первое железо, попавшее в руки людям, было метеоритного происхождения. Название сидерита происходит от латинского названия Sidereus - звёздный (слайд 16).
2 Магнетит применяют в производстве жестких дисков, дискет.
3. Во многих чёрно-белых лазерных принтерах порошок магнетита используется в качестве тонера. Здесь используется способность магнетита прилипать к намагниченному валику и его чёрный цвет.
4. Недостаток железа в крови у людей приводит к болезни - анемии.
17. Подведение итогов. Релаксация.
Что запомнили о химическом элементе Ферруме?
Что понравилось на уроке?
Что узнали интересного на уроке?
Что вызвало трудности?
18. Домашнее задание.
Читать §22, стр.179-181, выполнить задание №1.

Мультимедійна презентація
«ВЕЛИЧАЙШИЙ СРЕДИ МЕТАЛОВ»