Тема урока" Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение энергии одного вида в другой. Закон сохранения энергии."

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

План-конспект

Содержание

Тему уроку

Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение энергии одного вида в другой. Закон сохранения энергии.

Автор (и) розробки

впишіть тут повністю ПІБ автора(ів) розробки та посаду

Навчальний заклад

впишіть тут повну назву навчального закладу

Клас

впишіть тут клас

Назва навчальної програми, автори програми

впишіть тут назву навчальної програми та автора (ів)

Тип уроку

впишіть тут тип уроку

Компетенції учнів на уроці

впишіть тут компетенції учнів на уроці

Цілі уроку

Сформулировать понятие энергии, виды механической энергии, закон сохранения энергии и границы его применимости.

Сформировать умения и навыки применения закона сохранения механической энергии к решению задач на преобразование энергии при движении тел. Способствовать развитию умений самостоятельно выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания.
Развивать умение грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ.

Продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, I. товарищество.

Обладнання уроку

впишіть тут необхідне обладнання уроку

Дидактичні та методичні матеріали

впишіть тут дидактичні та методичні матеріали

Перелік он-лайн сервісів, які використані на уроці

перерахуйте он-лайн сервіси, які були використані на уроці

Хід уроку

Ход урока.

1) Организационный этап

    Взаимные приветствия учителя и учащихся;
    фиксация отсутствующих;  организация внимания и внутренней готовности.

2) Этап актуализации знаний. Организация работы (в группах- парах с дидактическими карточками), направленной на выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и их причины, ликвидацию обнаруженных недочетов. Последние три строки заполняются во время изучения

    нового материала.

А) КАРТОЧКА

Обозначение физ. величин Название Ед. измерения СИ Формулы А Сила тяжести Fупр. Fтр. Eп Eп Eк E

Б) Решение количественных задач ( расчеты делаются устно).

3)Этап усвоения новых знаний Сегодня на уроке мы с вами выясним, как следует понимать словосочетание «механическая энергия». Если перефразировать слова в стихотворении В.Маяковского с точки зрения физических понятий: работа и энергия, оно будет звучать примерно так:

Работа и Энергия - 

Близнецы сёстры.

Мы говорим Работа
Подразумеваем Энергия.
Мы говорим Энергия,
Подразумеваем Работа.

Наша следующая задача будет выяснить, почему эти понятия так тесно связаны. Запись в рабочей тетради числа и темы урока. Изучение нового материала проходит с использованием интерактивного плаката. Учащиеся читают определения, проговаривают формулы, заполняют до конца таблицу. Демонстрация. Поиграем в мячик. Мальчик отпускает из рук мячик. Мячик падает на пол и отскакивает. Рассмотрим движение мячика вертикально вниз с точки зрения превращения механической энергии. Используем пошаговую интерактивную модель «Законы сохранения» (раздел 7–9 классы мультимедийного курса «Физика, 7–11 классы»), которую показываем одновременно всему классу.





Вопросы:

1)За счёт действия какой силы происходит движение мячика вниз?

2)Чему равна работа силы тяжести? Можно это выразить математически?

3)Что можно сказать о скорости мячика при мере приближения к полу?

4) На сколько убывает потенциальная энергия и на сколько увеличивается кинетическая?

5) Запишем закон сохранения и превращения энергии, начиная с момента отсчета времени и до момента удара мячика о землю.

Мы получили очень важное математическое соотношение, которое носит название математическая запись закона сохранения энергии.
Движение мячика могло бы продолжаться сколь угодно долго, если бы не было потерь энергии на сопротивление, т.е. если бы тела взаимодействовали  только друг с другом . В данном случае речь идёт о замкнутой системе тел.
Формулировка закона: 
Полная механическая энергия замкнутой, или изолированной, системы при всех изменениях в системе сохраняется.
Закон сохранения полной механической энергии является частным случаем всеобщего закона сохранения энергии.
Обобщение учителя:
«Если система замкнута, т.е. на тела не действуют внешние силы, то сумма Еп и Ек при любых взаимодействиях системы остается постоянной»

4) Этап закрепления знаний. А) Решение задач в малых группах с последующей взаимопроверкой. №283 ур.А, №286 ур.А(устно); №289, 291, 292 ур. А(письменно) Б)Задача № 1. Найти кинетическую энергию тела массой 3 кг, падающего свободно с высоты 5 м, на расстоянии 2 м от земли. В)Задача № 2. Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня равна его потенциальной энергии? (Учащиеся решают задачи в парах, то есть советоваться они могут только с соседом, затем обмениваются тетрадями с соседней партой. Получают лист с решениями, по этому листу осуществляют проверку и выставляют оценку) .

 А если в задаче нужно учитывать Fтр, можно ли утверждать что вся Ер преобразуется в Ек? 

Ответим на эти вопросы вместе и обобщим все вышесказанное.

Все силы, действующие на тело (результирующая сила), изменяют его скорость, т.е. его кинетическую энергию. А значит, совершают работу. 

Это и есть закон сохранения полной механической энергии Полная механическая энергия сохраняется и для систем микрочастиц. Справедливость закона подтверждается экспериментально с высокой степенью точности.

Учащийся, которому было дано опережающее задание, выступает с сообщением.

О «вечных двигателях». До того, как был открыт закон сохранения энергии, в течение столетий упорно делались попытки создать такую машину, которая позволила бы совершать больше работы, чем тратится энергии. Она даже машина никогда не была создана, и создана она быть не может.
На рисунке показана схема одного из бесчисленных проектов «вечного двигателя». Машина состоит из двух колес (шкивов), помещенных в верхней и нижней частях башни, наполненной водой. Через шкивы переброшен бесконечный канат с прикрепленными к нему легкими ящиками. Из рисунка видно, что в каждый момент времени часть ящиков погружена в воду, в то время как остальные находятся в воздухе. Автор проекта уверял, что правые на рисунке ящики, всплывая под действием архимедовой силы, заставят вращаться колеса. На смену всплывающим ящикам в воду будут входить другие, поддерживая «вечное» движение. Вращающиеся колеса могли бы приводить в движение, например, электрические генераторы, давая таким образом «бесплатную» энергию в неограниченном количестве, поскольку устройство действует «вечно».
В действительности такой двигатель работать не может. Ведь если одни ящики всплывают, то другие, наоборот, входят в воду. А эти входящие в воду ящики движутся против архимедовой силы. К тому же входят они в воду внизу, где на них действует сила давления всего столба воды, которая еще больше, чем архимедова сила.
Подобные ошибки легко найти в любом проекте «вечного двигателя». Попытки создать такое устройство обречены на неудачу. Закон сохранения энергии запрещает получение работы большей, чем затраченная энергия.
Задача техники не в том, чтобы попытаться обойти закон сохранения энергии, а в том, чтобы уменьшать потери энергии в различных машинах, двигателях, генераторах». Демонстрация видео на интерактивном плакате. Вопрос к учащимся: почему эта модель не может работать « вечно»?

Список використаних джерел

впишіть тут список використаних джерел

Додатки

Фотогалерея уроку