Урок-путешествие в 5 классе "7 чудес Украины" (интегрированный урок:математика+ история Украины)

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Падалко сертификат 136.jpg

План-конспект


Подготовил учитель математики и истории

Богдановского УВК

Падалко Александр Степанович

                          Урок-путешествие в 5 классе 
                        
                                 «7 чудес Украины» 
                 (интегрированный урок: математика +история Украины, 90 мин)

Тема: Решение примеров и задач на все действия с десятичными дробями (математика)/ Практическое занятие «Мое воображаемое путешествие историческими местами Украины» (история)

Цель: Обобщить знания учащихся по теме, развивать приёмы умственной деятельности, логическое мышление и творчество, воспитывать любовь к Родине и познавательный интерес к истории и математике.

Оборудование: оргтехника, презентация, карточки с заданиями, карта Украины.

Ход урока:

1. Огрмомент

Класс делится на 2 команды. Каждая команда выбирает себе капитана. Игра-путешествие совершается по заданному маршруту из 7 остановок. На каждой остановке историк (доклад учащихся, который подготовлен дома) информирует участников игры про чудеса Украины.

2. Путешествие

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Украине. Вот перед вами карта Украины. В нашем соревновании участвуют две команды: «Сообразительные» и «Находчивые». Давайте познакомимся с участниками команд:

Команда «Сообразительные»

Наш девиз:

Сообразительные трудности преодолевают,
Везде и всегда они побеждают.
Победу мы добудем,
В борьбе мы первые будем.

Команда «Находчивые»

Наш девиз:

Находчивые и шустрые мы,
Всегда сухими выйдем из воды.
Тяжелых задач нет для нас–
И сегодня мы победим вас.

Учитель: И так мы начинаем свое путешествие. А начнем со столицы нашей Родины - г. Киев.

                                І остановка: 
                               София Киевская

Историк: Национальный заповедник «София Киевская» включает в себя: Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в, Софийский собор. Собо́р Свято́й Софи́и (Софийский собор) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым. Основание собора упоминается в летописях как 1017 г., так и 1037 г. Источники свидетельствуют, что в этом деле Ярослав завершил начинание своего отца - крестителя Руси. Посвященный Премудрости Божьей, собор, по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м² ) и фресок (3000 м².) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков. На протяжении столетий София Киевская была главной святыней Руси-Украины - "митрополией русской». Собор, как главный храм государства, играл роль духовного, политического и культурного центра. Под сводами Cвятой Софии происходили торжественные "посадки" на великокняжеский престол, церковные соборы, приемы послов, утверждение политических соглашений. При соборе велось летописание и были созданы первые известные на Руси библиотека и школа.

Учитель: В тексте упоминался отец Ярослава Мудрого - крестителя Руси. Для того что бы узнать имя князя крестившего Русь, поиграем в математическое лото. Выполните задание карточки №1 и вы узнаете имя князя. Правильный ответ оценивается в 4 балла

P2230063.jpg

Ответ: Владимир.

                                IІ остановка: 
                            Дендропарк «Софиевка»

Учитель: Мы продолжаем свое путешествие. Движемся от Киева вниз по течению Днепра в соседнюю Черкасскую область.

Историк: Национа́льный дендрологи́ческий парк «Софиевка» - расположен в северной части города Умань Черкасской области , на берегах реки Каменки. В наши дни это место отдыха. Ежегодно его посещают около 500 тысяч человек. Площадь — 179,2 га. Парк «Софиевка» основан в 1796 году владельцем города Умани, польским магнатом Станиславом Потоцким, назван в честь его жены Софии Витт-Потоцкой и подарен ей ко дню именин в мае 1802 года. Автором топографического и архитектурного проекта и руководителем строительства парка был назначен польский военный инженер Людвиг Метцель, а все работы в парке исполнили непосредственно крепостные Умани. Главная композиция парка проходит по руслу Каменки, где сооружён ряд самостоятельных бассейнов и прудов: Верхний — свыше 8 га, Нижний — около 1,5 га и другие, водопады (один из них 14 м высотой), шлюзы, каскады, подземная река Ахеронт (длина 224 м). Парк украшают скалы (Левкадская, Тарпейская), гроты (Венеры, «Орешек», «Страха и сомнений»), павильоны (Флоры, Розовый), беседки, скульптура. Благодаря компонированию разных древесных пород, объединению их с водоёмами, скалами и архитектурными сооружениями, созданы виды и перспективы разных планов (Главная аллея, Английский парк, Елисейские поля и другие).

Учитель: Даже такое «чудо», как остров, который выглядит естественно, гармонично дополняя пейзаж, является рукотворным. Остров насыпали вручную, его берега укрепили гранитом. А как называется остров вы узнаете после того, как выполните задания из карточки №2. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

256.jpg

Учитель: Как называется остров? Остров Любви.

                                IIІ остановка: 
                               Остров «Хортица»

Учитель: Выехавши из Черкасской области мы движемся дальше на юг и попадаем в «колыбель» украинского казачества, в гланый город нашей области, город Запорожье.

Историк: Хо́ртица— крупнейший остров на Днепре, уникальный природный и исторический комплекс. Вытянут с северо-запада на юго-восток, длина — 12,5 км, ширина — в среднем 2,5 км. На острове находится музей истории запорожского казачества который открыт 14.10.1983 года. Но тогда, когда об украинских степных рыцарях вслух, причем публично, говорить запрещалось, называлось это заведение Музеем истории г. Запорожье. Сегодня под сводами Музея собрано более 30 тысяч предметов, которые охватывают исторический период от палеолита до XIX века нашей эры. Экспозицию дополняют четыре диорамы. Так же на острове началось строительство историко-культурного комплекса "Запорожская Сечь" - 14 октября 2004, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в День украинского казачества.Общая территория историко-культурного комплекса 3,5 гектаров. Местом расположения нашей «Запорожской Сечи» избрано живописное северо-восточное побережье Хортицы, с которого открывается вид на ДнепроГЭС, скалы и острова, которые напоминают прежние грозные Днепровские пороги. По планировке комплекс разделяется на две разновеликие части - "Внутренний Кош" и "Предместье".

Учитель: Внимание! В Днепре обнаружен незнакомый предмет. Мы должны его достать и сдать в музей(учитель берет этот предмет). Это же старинная бутылка! А в ней для нас интересное сообщение.

Сообщение.

257.jpg

В давние времена существовали 4 основные меры длины:


Пядь –расстояние между большим пальцем и мизинцем (17,8 см)
Локоть – это расстояние от локтевого сустава до конца среднего пальца (38-46 см)
Сажень – это расстояние между концами средних пальцев рук, разведенных в разные стороны на уровне плечей. (2,13 м)
Верста – расстояние в 500 сажней (1066,8 м)

Как вы думаете, были ли эти меры длины точными? Правильно – нет. Поэтому люди были внуждены придумать другие меры, именно те которыми мы пользуемся сейчас. Давайте вспомним, какие это меры? (км, м, дм, см, мм)

258.JPG

  1. 436*1066,8=465124,8 (м)
  2. 410*2,13 = 873,3 (м)
  3. 4*0,4=1,6 (м)
  4. 2*0,178=0,356 (м)
  5. 465124,8+873,3+1,6+0,356=466000,056 м ≈466000 м = 466 км

Учитель: До следующей остановки 466 км. Как вы думаете, двигаясь на юг в какой город мы попадем. Правильно в Севастополь.

                                    ІV остановка: 
                                Херсонес Таврический

Историк: Херсоне́с Таври́ческий, или просто Херсонес (в византийское время- Херсон, в Генуэзский период - Сарсона, в русских летописях - Корсунь) - полис, основанный древними греками в 529/528 гг. до н. э. на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником. Окрестности города населяли различные племена, мирные и враждебные, а в средние века, когда Херсонес становится христианской столицей полуострова, вокруг него появляется множество монастырей и скитов, а также знаменитые пещерные города. Город был огражден мощными оборонительными стенами и распланирован по схеме, распространенной тогда в греческом и римском мире. В конце XIV века набег кочевников положил конец существованию города . До наших дней сохранилось много древних сооружений. Среди них эллинистический театр, римская цитадель, средневековые христианские храмы, жилые кварталы, улицы, гончарные мастерские, колодцы и др..

Учитель: На берегу моря мы встретили 2 рыбаков которые попросили нас подсчитать вес пойманой рыбы. За правильно решенную задачу команда получает 2 балла

259.JPG

Задача для команды «Сообразительные»

Известно что рыбак поймал 5 сеток скумбрии по 8,25 кг в каждой и 3 сетки камбалы по 7,75 кг в каждой. Сколько всего килограмм весил его улов

Задача для команды «Находчивые»

Известно что рыбак поймал 4 сетки сардины по 9,5кг в каждой и 7сеток тунца по 5,25 кг в каждой. Сколько всего килограмм весил его улов.
                                     V остановка: 
                                  Хотинская крепость

Учитель: Спасибо рыбакам, которые помогли нам добраться через Черное море по реке Днестр до следующей нашей остановки.

Историк: Хотин, привлекающий туристов со всего мира, один из древнейших городов Украины, недавно отпраздновал свое 1000-летие. В начале XI в. киевский князь Владимир Великий создал систему пограничных крепостей на западе и юге своего государства, в том числе Хотин. Название города, вероятно, происходит от глагола "хотеть": это место всегда желательно для древних поселенцев, они всегда хотели жить в этом красивом и богатом крае (другие версии объясняют происхождение названия города от славянского имени Хотин или от имени вождя даков Котизона ).Сначала это была небольшая, построенная восточными славянами на месте древнего поселения деревянная крепость, защищавшая их от многочисленных завоевателей. Постройку каменных укреплений Хотина принято связывать с Галицко-Волынским княжеством и с именем Данилы Галицкого. В 1538 году Хотинский замок захватили польские войска, во время штурма взорвано минами южное прясло стены. В мае 1600 года после того, как войска правителя Валахии и Трансильвании Михая Храброго захватили Сучаву, господарь Молдовы Иеремия Мовила с бывшим правителем Трансильвании Сигизмундом Баторием нашел убежище в Хотинской крепости, которая в то время была под властью Речи Посполитой. Турки с 1711 года начали широкомасштабные работы по созданию внешней линии обороны, общей площадью в 22 гектара. Управляли работами французские военные инженеры. Новые укрепления состоят из эскарпированного камнями вала с боевой террасой, широкого и глубокого рва и каменного контрэскарпа. Валы укреплены бастионами, въездными башнями, которых было три, перед въездами устроены равелины. На территории новой крепости строятся казармы, склады, мечеть. Учитель: Если вы хотите посетить крепость, вам необходимо решить логические задачи. За правильно решенную задачу 1 балл

251.JPG

Задачи для команды «Сообразительные»

Стая из 7 дельфинов проплыла 14,83 км. Сколько километров проплыл каждый дельфин? (по 14,83 км)
В порт плыли 3 судна со скоростью 17,5 км/ч, а на встречу им - 5 катеров со скоростью 22,3 км/ч. Что раньше прибудет в порт? ( судна, т.к. катера плыли в другую сторону)

Задачи для команды «Находчивые»

В один конец озера лодка доплыла за 90 мин, а назад за 1,5 часа. В какой конец озера лодка плыла дольше? (90 мин=1,5 ч)
Белоснежка и 7 гномов ждали прибытие теплохода 8,25 часов. Сколько часов ждал теплоход каждый из них? (по 8,25 ч)
                                    VI остановка:
                                 Заповедник «Каменец»

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие. От Хотина движемся 31 км на север. Следующая наша остановка г. Каменец –Подольский.

Историк: Национальный историко-архитектурный заповедник «Каменец» Расположен в Каменце-Подольском, Хмельницкая область. Летопись приписывает строительство каменной крепости литовским князьям Корятовичам, которые правили княжеством в 60-90-х гг XIV в. Высокий скалистый берег р.Смотрич, живописный пейзаж, огромные башни с таинственными латинскими надписями ...Каменец-Подольский - город, сохранивший дух средних веков. Здесь Вы увидите одну из крупнейших оборонных сооружений Украины, крепость, занимающий ведущее место в мировой истории оборонного зодчества. Старый город функционирует как уникальный градостроительный комплекс площадью 121 га, отделенный от остальных районов города глубоким каньоном р. Смотрич. Неотъемлемой частью Старого города, является Старая крепость. История основания крепости начинается в XII веке. Словно продолжение скал возвышаются башни крепости.Одиннадцать башен входят в состав крепости, каждая имеет свое название и свою историю. Так, например, самая высокая башня названа Папской потому, что была построена на средства, выделенные папой римским Юлием II. Еще ее называют Кармелюковой, потому что в ней трижды был заключен Устим Кармелюк. В Черной (угловой) башне находится колодец глубиной 40 м и диаметром 5 м выдолбленный в скале. До сих пор в ее стенах сохранилось огромное деревянное колесо с устройством для поднятия воды на поверхность.

Учитель: Что мы могли двигаться дальше нам необходимо выполнить следующее задание. За правильный ответ 2 балла

252.JPG

Расположите в порядке возрастания:

  1. 17,3+24,81=
  2. 0,315-0,184 =
  3. 0,24*3,5 =
  4. 9,81:0,03 =

Расположите в порядке убывания:

  1. 24,81-17,003=
  2. 0,824+0,176=
  3. 0,084*100=
  4. 7,34:0,02=


                              VII остановка:
                          Киево-Печерская Лавра

Учитель: Нам осталось сделать последнюю остановку. Что бы закончить свое путешествие, мы должны вернуться в то место, откуда оно началось. Таким образом, мы вновь в столице нашей Родины

Историк: Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Основателемями Печерского монастыря стали один из первых учеников Антония — Феодосий и византиец - Феофан Грек. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия. C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом. В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина). В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Учитель: Мы очень устали от нашего путешествия. Интересно, а сколько километров сегодня преодолели. Это вы сейчас подсчитаете. За правильный ответ 1 балл.

253.JPG
Киев-Умань –210,3 км
Умань-Запорожье –474,3 км
Запорожье – Севастополь - 466 км
Севастополь- Хотин –1053,7 км
Хотин – Каменец-Подольский – 31 км
Каменец-Подольский – Киев – 424,4 км

(Весь путь 2659,7 км)

3. Итоги урока

Учитель:

Закончилось путешествие,
Закончилась игра.
Заканчивать урок
Настала пора.
Сегодня наши команды
Не тратили время зря,
Поэтому есть кандидаты
Для награждения.

(подведение итогов, награждение победителей)

4. Домашнее задание

Математика: №113-114 стр.335

История: §29


Литература

Материалы сети Интернет:

http://ru.wikipedia.org

http://hortica.zp.ua

http://lavra.ua

Тарасенкова Н.А. и др. Математика учебник для 5 класса. - К.:ВД «Освіта», 2013

Власов В.С. История Украины учебник для 5 класса. – К.: «Генеза», 2013