Урок информатики по теме "Использование встроенных функций и операций в Excel при решении прикладной задачи

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск

Увага! Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації без письмового дозволу автора. Дозволяється, з метою навчання, використовувати елементи розробки з обов'язковим посиланням на дану сторінку.

Левченко сертифікат 165.jpg

Автор: Участник: Левченко Юрий Николаевич, ООШ №103 г. Запорожье
Программа: ИНФОРМАТИКА. Учебная программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. Уровень академический. Авторы программы: И. О. Завадский, Ж. В. Потапова, Ю. О. Дорошенко.

Учебник: «Информатика. 11 класс» (авторы Й.Я.Ривкінд, Т.І.Лисенко, Л.А. Черникова, В.В.Шакотько) издательства “Генезис”; 2011

Тема:"Использование встроенных функций и операций в Excel при решении прикладной задачи"
Цели:
образовательные:

  • отработать навыки учащихся применять встроенные функции для решения прикладной задачи в среде электронных таблиц.
  • обобщить, систематизировать и расширить знания и умения по теме «Функции в электронных таблицах»;
  • формировать навыки использования компьютерных технологий на уроках информатики;
  • формировать навыки использования знаний по теме во время практического применения изученного материала;

развивающие:

  • развивать аналитические способности (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры);
  • развивать память, зрительные представления, образное мышление, самостоятельность;
  • развивать навыки самоконтроля, умение соотносить изучаемый материал с конкретной ситуацией.

воспитательные:

  • воспитание информационной культуры;
  • формирование умений взаимодействовать, толерантно отстаивать свою точку зрения и принимать во внимание взгляды других людей.
  • формирование интереса к изучению предмета;
  • формирование внимательности при работе с учебным материалом;

Тип урока: урок применения знаний и умений
Ход урока:

Содержание

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Знакомство с темой урока, объяснение хода урока. презентация-сопровождение [1]

Ylevchenko1.JPG Ylevchenko2.JPG Ylevchenko3.JPG

Мотивация учебной деятельности

На предыдущих уроках мы с вами изучали встроенные функции и операции в табличном процессоре Excel. Сегодня на уроке мы будем решать прикладную практическую задачу. Используя приобретенные ранее вами знания,навыки и новый материал создадим интерактивный кроссворд.
Перед нами стоит задача: используя приобретенные ранее вами знания о редактирование и форматирование таблиц, работе с формулами, навыки использования математических, логических и текстовых функций научиться создавать интерактивный кроссворд. При создании кроссворда нам будут полезны знания о таком понятии как макрос, которое нам известно из темы "Текстовый редактор". Сегодня мы будем его применить для решения практической задачи в табличном процессоре.
Сейчас уже мало кто помнит, что основным видом интеллектуального отдыха в докомпьютерную эру было решение кроссвордов, разнообразных логических задач, которые в изобилии встречались на страницах газет и журналов.

Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос:
Электронные таблицы – это специальные программы, предназначенные для работы с данными в табличной форме. Какую работу с данными можно осуществлять? (предполагаемые ответы учеников: проведение расчетов, анализа данных, построение диаграмм на основе табличных данных, печати таблиц и графических представлений, для сортировки, поиска на основе критериев)
Люди, каких профессий могут использовать и используют электронные таблицы?
(предполагаемый ответ учеников) экономисты, бухгалтеры, инженеры, научные работники
Вывод: все те, кому приходится сталкиваться с большими массивами числовой информации.
Название Excel произошло от английского словосочетания и в переводе обозначает исчисляемые ячейки , французы утверждают что произошло от их слова и означает – великолепно.
Можно ли сказать, что великолепно исчисляемые ячейки - основной элемент рабочего листа?
Аргументируйте свой ответ. (должны прозвучать понятия – активная ячейка, адрес ячейки, что вводится в ячейку, диапазон ячеек, высота, ширина, объединение, перенос по словам, влияющая, зависимая, формат)
1. Что такое ячейка?
2. Что мы знаем о ячейках? (адрес, активная, данные в ячейке, формат, влияющая, зависимая)
3. Какая ячейка называется активной?
4. Как определяется адрес ячейки?
6. Что можно ввести в ячейку?
7. Как (по умолчанию ) выравниваются числа в ячейках?
8. Что такое диапазон? Как записывают диапазоны?
9. Что в электронной таблице невозможно удалить ? (предложить варианты –строка, столбец, содержимое ячейки, имя ячейки)
Проверим ваши знания на понимание понятия ячеек и диапазона ячеек, выделение заливкой ячеек и диапазона. Прошу сесть за компьютеры, открыть программу Excel. На листе установить ширину ячейки=30, высоту ячейки =5.
Задание: заполнить цветом указанный мною диапазон ячеек. (учитель произносит диапазон и цвет 2 раза с небольшим интервалом.)

Задание Результат
* A3:I18 черный
  • D4 красный
  • E5:E6 зеленый
  • B10:E17 голубой
  • E8 розовый
  • F10:G10 красный
  • C9 розовый
  • F16:G16 красный
  • G11:H11 зеленый
  • C6 голубой
  • H12:H14 розовый
LevchenkoY5.png

Проверка задания : просмотр результатов через программу NetOp School
Повторим понятия, термины, вопросы, которые потребуются при выполнении практической работы на уроке.
В формулах Microsoft Excel можно использовать функции.

  • Какие категории функций вам известны?
  • Чем характеризуется функция (названием, назначением, количеством аргументов, типом аргументов, типом возвращающего значения)
  • С какими данными могут работать функции?
  • В каких режимах можно работать в программе (отображения формул, отображение значений)

Проверим как вы ориентируетесь в функциях. Прошу выйти 5 человек, определится с мышкой и выполнить задание.
Работа с презентацией [2] (используя USB-концентратор, ПК с проектором, презентацию с модулем подключения нескольких мышек одновременно, беспроводные мыши с радиусом действия 3 м, каждая мышка на экране отображается своим цветом и предметом)

Задание: Распределить названные функции по категориям: математические, статистические, дата и время, текстовые, финансовые, инженерные. Объяснить кратко что делает функция:

Задание Ответ
LevchenkoY3.png математические - Корень (число), АBS(число), ОКРУГЛ (число; число разрядов), СУММ;

статистические - СРЗНАЧ, СЧЕТ, МАКС, МИН
текстовые - ЗНАЧЕН, ДЛСТР, СЦЕПИТЬ, РУБЛЬ, ЛЕВСИМВ
дата и время - ТДАТА, СЕГОДНЯ, ВРЕМЯ, ГОД, НОМНЕДЕЛИ
финансовые - ДОХОД, НОМИНАЛ, ЦЕНА, СТАВКА, СКИДКА
инженерные - ДЕЛЬТА, ПОРОГ, ПРЕОБР, МНИМ.СУММ

Вывод: функции мы рассортивовали, определили их назначение, будем двигаться дальше и помним, что сегодня при выполнении практической части вам понадобятся функции СУММ, СЦЕПИТЬ, ЕСЛИ

  • Что можем сказать о функции ЕСЛИ?

В программе Microsoft Excel 2007 есть ряд отличий и совершенствований, которые отличают ее от ранних версий. В Excel 2007 используется ленточный интерфейс. В верхней части располагается лента с инструментами. Она имеет несколько вкладок, переход между которыми осуществляется щелчком мыши по их названиям. С помощью ленты можно быстро находить необходимые команды. Команды упорядочены в логические группы, собранные на вкладках. Проверим Ваше знание команд, инструментов Excel 2007 с помощью кроссворда. Необходимо записать понятие или команду представленную – пиктограммой
Задание в клетки кроссворда внести название понятий, команд, действий. Каждый разгадывает у себя на листе. Проверка проходит у доски, ученики по очереди должны вписать слово и и прокоментировать когда и для чего используется команда или действие
Ylevchenko4.JPGLevchenkoY1.pngLevchenkoY6.png
Вывод: У нас почти получилось КЛЮЧЕВОЕ слово – кроссворд, но для его полного открытия нам не хватает двух понятий, с помощью которых можно органиизовать интерактивность – это макрос и проверка.
Что такое макрос? Что является результатом макроса?(ожидаемый ответ макрос - это набор инструкций, которые сообщают программе какие действия следует выполнить, чтобы достичь определенной цели, результат работы макроса - нажатие горячей кнопки производит определённые действия над документом)
На какой вкладке в программе Microsoft Word 2007 находились инструменты для работы с макросом?
В какую группу инструментов отнесены команды создания макросов?

Применения знаний в новой ситуации (осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий)

Не потеряли кроссворды своей актуальности и в настоящее время.
Информацию о кроссвордах и актуальности их в 21 веке собрала ученица. Давайте посмотрим её отчет [3]
Сегодня на уроке перед нами стоит задача составить кроссворд и придать ему свойство – интерактивности.
"Толковый словарь компьютерных терминов" понятие "Интерактивность" объясняет так - взаимодействие с обратной связью.»
Какую обратную связь можно предусмотреть, отгадывая кроссворд?
Предполагаемые ответы учеников: правильно ли отгадан кроссворд, сообщение о нескольких буквах в ячейках, очистка поля
Зачем нам при создании кроссворда может понадобиться макрос?
Учитель: какие этапы можно выделить при составлении кроссворда:
1.Построение игрового поля, оформление
2.Создание сервиса интерактивности
1 этап - вызывает ли вопросы (сомнения, неуверенность в своих навыках) действия по построению игрового поля и его оформления (показывается образец и определяется порядок действия(создание сетки, выделение её, заливка).
Ylevchenko.13.JPG
2 этап добавление формул (обсуждение) Как (с помощью каких функций) мы можем это реализовать? (предполагаемый ответ учеников: логическая ЕСЛИ, математическая СУММ, текстовая СЦЕПИТЬ)
3 этап - проверка данных - проверка данных используется для управления тем, какой тип данных или какие значения пользователь может вводить в ячейку . Ее можно настроить таким образом, чтобы запретить пользователям вводить данные, которые являются недопустимыми, или при желании можно разрешить пользователям ввод недопустимых данных в ячейку, но при этом выводить предупреждение. В нашем случае – проверка данных – защита ячеек от ввода более 1 символа
Ylevchenko31.JPG
4 этап - очистка сетки кроссворда. Макросы нужны для того чтобы избежать выполнение одних и тех же действий. Макросы позволяют записать один раз все эти действия макрорекордером, а в дальнейшем только вызывать записанный макрос и он все сделает за Вас. В нашем случае – очистка сетки кроссворда
Ylevchehko32.JPG

Выполнение учащимися заданий под контролем учителя

Для составления интерактивного кроссворда воспользуется шаблоном [4], который был вам отправлен и видеофрагментом в котором показан алгоритм работы с командой Проверка данных и макрос. Создание макроса[[5]]
При выполнении работы Вы можете сами определять последовательность действий и помните, что всегда можно обратится к видеофрагменту.

Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий

Сегодня на уроке мы создали интерактивный кроссворд, тем самым решили прикладную задачу. Для создания интерактивности использовали встроенные функций Excel, макрос. Сохраните файл под своей фамилией и положите в папку Сегодня.

Подведение итогов урока

Мы сегодня составили интерактивный кроссворд, в докомпьютерное время они были очень популярны – печатались во многих газетах и журналах, были настольные игры – Эрудит, телевизионная игра «Поле чудес». Тема кроссвордов популярна и сегодня, их не только разгадывают, тематику кроссвордов используют модельеры, создаются гаджеты, выпускаются книги.
Говорят что кроссворды отгадывать очень полезно: тренирует память, расширяет кругозор, способствует развитию сообразительности, способствует полноценному сну – разгадывать за 30 минут до того как пойти спать, замедлить процессы старения, нейтрализатор стрессов; в учебных целях – способствует самопроверке, интенсифицирует процесс усвоения новых знаний, предупреждает перегрузку
Как вы считаете, соответствует ли истине такое утверждение «Решать кроссворды на иностранном языке - означает владеть иностранным языком». Выскажите ваше мнение.

Ylevchenko32.JPG Ylevchenko33.JPG

•Скажите то, о чем мы с вами говорили и что делали сегодня на уроке для Вас новая информация?
•Что вам больше всего запомнилось?
•Что показалось самым интересным? Что вызвало затруднение?
Свое мнение прошу высказать и поставить отметку
LevchenkoY реф.png

Домашнее задание

создать интерактивный кроссворд на учебную тему по любимому предмету

Литература

  • [[6]]
  • [7]
  • [8]
  • Веденеева Е.А. Функции и формулы Excel 2007
  • Роман С. Использование макросов в Excel