Контрольная работа по теме: История Тибета и его культура. — различия между версиями

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Статья в разработке»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
Статья в разработке
+
# Элемент нумерованного списка
 +
== I. Вступление: ==
 +
 
 +
=== 1.  Тибет — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье. ===<br />
 +
 
 +
Представляет собой культурную и религиозную общность, отличительными чертами которой являются тибетский язык и тибетский буддизм. Коренное население — тибетцы. Площадь (включая провинции У-Цанг, Кхам и Амдо) — 1,2 млн км². Как только Вы пересечете границу и окажетесь в Тибете, Вы сразу поймете, почему эту страну называют "Крышей Мира". Весь путь по Тибету пролегает на высоте 4500-5000 м. На такой высоте близость к небу становится реальной и ощутимой.
 +
В Тибете распространен горный климат с большими суточными колебаниями температуры, и большим количеством солнечного света. Разности температур между югом и севером Тибета являются очень значительными.<br />
 +
 
 +
=== 2. Границы и административное устройство ===<br />
 +
 
 +
Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кам и Амдо, при этом территория нынешнего Тибетского автономного района включает лишь У-Цанг и западную часть Кама, а остальная территория Кама и регион Амдо разбиты между провинциями Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу.<br />
 +
 
 +
=== 3. Население ===<br />
 +
 
 +
Тибетцы заняты в основном в сельском хозяйстве и животноводстве.
 +
Вопрос о количестве и национальном составе населения Тибета весьма сложен. Связано это, во-первых, с отсутствием точного определения территории Тибета, во-вторых с предвзятостью источников. Правительство Тибета в изгнании сообщает о шести миллионах этнических тибетцев и семи с половиной миллионах этнических китайцев. <br />
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== II. История ==<br />
 +
 
 +
Наиболее ранние свидетельства о проживании людей в Тибете относятся к 3000-2000 годам до н. э.. Предположительно современные тибетцы происходят из северо-западного региона Китая, где смешивались различные этнические группы как минимум до 7 века нашей эры, среди которых наибольшее влияние на тибетцев оказали ранние китайские и бирманские группы с одной стороны, и тюркские народы — с другой.
 +
Согласно бонским легендам, тибетцы произошли от союза обезьяны и демоницы.  Позднее с появлением в Тибете буддизма обезьяна стала рассматриваться как одно из проявлений Авалокитешвары.<br />
 +
 
 +
=== 1. До 9 века ===<br />
 +
 
 +
В древний период Тибет управлялся царями Ярлунгской династии, достоверная история которых начинается с 6-го века(о времени доярлунгских княжеств осталось слишком малое количество исторических свидетельств).
 +
Значимой силой Тибет стал во время правления Сонгцэна Гампо, 33-го царя Тибета (617—650), широко раздвинувшего границы своего царства. Сонгцэн Гампо оказал большое влияние на культуру Тибета, и считается, что он принёс буддизм народу Тибета и основал множество буддистских храмов, включая Джоканг. Почитается как первый «праведный (религиозный) царь».
 +
Наибольших военных успехов Тибет достиг при царе Тисонге Децэне (755—797), который также оказал большое влияние и на развитие тибетского буддизма.
 +
Во время правления Ралпачана (815—838) буддизм и культура продолжали процветать. Однако тибетская империя ослабевала и окончательно распалась после убийства Ландармы (838—841), правление которого было отмечено активным подавлением буддизма, что прервало его развитие более чем на столетие. К концу 9 века Тибет состоял из отдельных воюющих между собой княжеств.<br />
 +
 
 +
=== 2. 9—13 века ===<br />
 +
 
 +
Поклонение религии бон возобновилось в Центральном Тибете. В 1042 году миссионерская деятельность Атишы способствовала возрождению в Центральном Тибете буддизма.
 +
В 1073 году был основан монастырь Сакья и ряд других монастырей направления тибетского буддизма. Различные монастыри и школы стали получать поддержку местных властителей, разрабатывались системы иерархической преемственности, в том числе через перевоплощение. Активное развитие получала тибетская культура.
 +
В середине 13 века Тибет вынужденно установил политико-религиозные отношения с монгольской империей. В 1247 году глава школы Сакья получил от Годана символическую власть над Тибетом. С этого времени власть в стране сосредотачивалась в руках буддийских иерархов. С крушением династии Юань в 1368 году Тибет получил независимость, которая продолжалась более 100 лет под господством клана Пхагмодру.<br />
 +
 
 +
=== 3. 14—19 века ===<br />
 +
 
 +
В начале 15-го века важную роль в истории Тибета сыграл Цонкапа, стремившийся реформировать тибетский буддизм. В своей доктрине он делал акцент на философских и нравственных идеях Атиши и, основав свой собственный монастырь, установил в нём строгую монашескую дисциплину.
 +
Тибет находился в сильной зависимости от Пекина, армии которого вмешивались для восстановления порядка, например, во время гражданской войны в 1728 году или во время нападения гуркхов в 1792. В это же время (в конце 19 века) из Тибета были удалены все иностранцы.
 +
С постепенным ослаблением империи Тибет обретал всё большую независимость, которую провозгласил в 1913 году.<br />
 +
 
 +
=== 4. Первая половина 20 века ===<br />
 +
 
 +
В конце 19-го — начале 20-го века Тибет стал участником Большой игры, борьбы за власть в Центральной Азии между Россией и Великобританией. Британцы с середины 19 века пытались наладить торговые пути между Индией и Китаем через Тибет и установить для Великобритании преимущественные привилегии в регионе. Увидев для себя угрозу со стороны возможного союза России и Тибета, британцы стали предпринимать активные действия. В результате ряда событий и соглашений Россия и Великобритания признали суверенитет Китая над Тибетом и обязались не вмешиваться в его внутренние дела.
 +
После развала империи Цин и подписания тибето-монгольского договора Далай-лама XIII, взявший власть в свои руки в 1895 году, объявил о независимости Тибета от Китая и провозгласил независимое Тибетское государство. С 1913 по 1951 год Тибет функционировал как де-факто независимое государство. Однако ни Китай, ни одно из государств-членов Лиги наций официально не признало независимости Тибета.
 +
Далай-лама XIII попытался улучшить положение в Тибете, проводил реформы и модернизацию с использованием достижений современной цивилизации, уделял много внимания созданию новой армии, но вводимые новшества встречали сопротивление со стороны многих тибетцев, включая монахов и духовенство.
 +
После вынужденного заключения в мае 1951 года тибето-китайского соглашения Тибет стал «национальным автономным регионом», но под фактическим контролем со стороны китайских коммунистов.<br />
 +
 
 +
=== 5. С середины 20 века ===<br />
 +
 
 +
В 1949 г. Коммунистическая партия Китая, одержав победу в гражданской войне, окончательно лишила власти правительство Гоминдана. Однако вплоть до октября 1951 г., когда представители Далай-ламы и Панчен-ламы подписали «Соглашение о мирном освобождении Тибета», Китай воздерживался от направления туда своей армии. В телеграмме, направленной Мао Цзэ-дуну 24 октября 1951 г., Далай-лама выразил поддержку указанного соглашения в 17-ти пунктах. Тремя годами спустя оба прибыли в Пекин с целью участия в работе созванного тогда Всекитайского собрания народных представителей, где Далай-лама был избран вице-председателем его Постоянного комитета, а Панчен-лама – членом указанной структуры. Народно-освободительная армия Китая, войдя в Тибет, хотя и приняла меры по реализации прав крепостных, однако на первых порах не пыталась реорганизовать тибетское общество по социалистической модели. Впрочем, аристократия и правящее духовенство уже осознавали, что находящаяся в их собственности земля рано или поздно подвергнется национализации и перераспределению – подобно тому, как это случилось в остальной части Китая.
 +
Безусловно, наиболее разрушительным событием последних десятилетий следует считать «культурную революцию», продолжавшуюся с 1966 по 1976 г. Многое из художественного наследия Тибета пострадало во время Культурной революции. То, что не было разрушено, было вывезено за пределы Китая или на художественный рынок Гонконга. Множество тибетских ремесленников было подвергнуто гонениям.
 +
И только в последние годы, исправляя ошибки прошлого, китайское правительство делает всё возможное для возвращения вывезенных исторических ценностей. За последнее время более тринадцати с половиной тысяч предметов искусства были возвращены в Тибет, а оставшиеся немногочисленные художники и ремесленники смогли снова вернуться к своей работе и начать обучать молодых тибетцев.
 +
Представление, будто большинство тибетцев сожалеет о произошедшем и желает отделения от Китая, является продуктом, созданным на Западе и распространяемым бежавшими в Индию тибетскими аристократами. Действительно, чтобы поверить в это, необходимо вывести человеческое мышление за пределы всякой логики. Ну кто может поверить, что миллионы бывших крепостных и рабов – более 90% населения – вдруг стали несчастными от того, что сбросили оковы? Теперь они имеют возможность держать собственные стада, владеть земельными угодьями, вступать в браки с кем желают без предварительного разрешения хозяина, не подвергаются наказаниям за неуважение к тому же хозяину, имеют собственные дома, посещают школы, пользуются относительно современными медицинскими учреждениями, имеют дороги с твёрдым покрытием, аэропорты и современную промышленность.
 +
Однако наиболее объективным критерием достигнутого прогресса следует считать статистику роста населения: начиная с 1950 население Тибета удвоилось, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 36 до 65 лет.<br />
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== III. Культура==<br />
 +
 
 +
=== 1. Тибетский язык ===<br />
 +
 
 +
Тибетский язык относится к тибето-бирманской языковой группе сино-тибетской языковой семьи. С момента вхождения в состав Китая официальным языком на территории Тибета является китайский, однако делопроизводство разрешено вести на тибетском, также в начальной школе обучение зачастую ведётся на тибетском, с постепенным переходом на китайский язык к старшим классам.<br />
 +
 
 +
=== 2. Тибетский алфавит ===<br />
 +
 
 +
Тибетский язык относится к тибето-бирманской подсемье сино-тибетской семьи языков. Количество носителей тибетского языка около 6 млн человек. Основной ареал распространения — Тибетский автономный район и сопредельные с ним провинции КНР. На этом языке также говорят в Индии, Непале, Бутане и Пакистане.
 +
Для записи используется тибетское письмо, которое в свою очередь произошло от письменности брахми. Тибетский алфавит был введён в первой половине VII века по указу царя Сонгцэн Гампо и разработан Тхонми Самбхотой.<br />
 +
 
 +
=== 3. Грамотность ===<br />
 +
 
 +
Уровень грамотности среди тибетцев составляет менее 50 %. Уровень грамотности до вторжения КНР точно неизвестен. Образование было в основном монастырским, почти в каждой семье кто-нибудь был монахом, большинство монахов были грамотными. Светское образование стало распространяться в первой половине ХХ в. В 1951 году в стране было всего 100 казённых и частных школ.
 +
Тибетская «Грамматика» и «Завещание» царя Сонгцэн Гампо считаются первыми оригинальными произведениями, созданными тибетской письменностью. Значительную часть в тибетской литературе составляют переводы буддийских произведений с санскрита. Рукописи IX—X веков из Дуньхуана являются научно доказанными и уверенно датируемыми оригинальными произведениями на тибетском языке.
 +
Сохранилась обширная коллекция литературных произведений, написанная тибетскими учёными и религиозными деятелями по различным аспектам буддизма. Буддистская литературная школа Тибета подразделяется на несколько больших школ: Ньингма, Сарма, Кагью, Сакья и Гелуг. Существуют также и несколько малых школ.<br />
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== IV. Искусство ==<br />
 +
 
 +
Тибетская культура в добуддистскую эпоху была представлена культурой бон, когда древние жители Тибета исповедовали шаманизм и поклонялись духам природы и предков. Буддийское искусство Тибета сформировалось в конце 10-го начале 11-го веков. Практически все элементы тибетского искусства, за исключением некоторых народных ремёсел, черпали вдохновение в буддизме, пришедшем в Тибет из Индии.
 +
Первоначально тибетцы приглашали к себе кашмирских мастеров, а также неварцев из долины Катманду для создания произведений искусства. Копируя неварскую технику, обучаясь у мастеров в северной Индии, производя большое количество предметов живописи, бронзовых и глиняных скульптур, тибетцы постепенно вырабатывали свой собственный стиль, отличающийся «ощутимым чувством концептуальной „цельности“», в большей степени сформировавшийся к 15 веку.<br />
 +
 
 +
=== 1. Живопись и скульптура ===<br />
 +
 
 +
Живопись Тибета придерживается стереотипных форм: в центре произведения располагается большое изображение Тханкабуддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже на буддистских танка стали изображать лам и сцены из их жизни на заднем плане.
 +
Из Индии пришла школа религиозной живописи – танка.
 +
С ХV века в тибетской живописи проявляется китайское влияние, которое выражается в более свободном подходе китайской пейзажной живописи. Это позволило тибетским художникам больше использовать пейзаж в религиозных картинах.
 +
Особняком стоит искусство «песочной мандалы», рисунок сложной геометрической формы, составленный из разноцветного песка. Буддистские монахи кропотливо, на протяжении многих дней, создают эти картины. Затем, в определённый день, при большом стечении народа, изображение разрушается, а песок раздаётся верующим.
 +
Художники Тибета традиционно оставались неизвестными, работали анонимно и без славы. Использование цветов в искусстве определялось обычаями и жёстким символизмом. <br />
 +
 
 +
=== 2. Литьё из бронзы ===<br />
 +
 
 +
Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи. <br />
 +
 
 +
=== 3. Декоративно-прикладное искусство ===<br />
 +
 
 +
Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень.<br />
 +
 
 +
=== 4. Архитектура ===<br />
 +
 
 +
Самые ранние религиозные сооружения Тибета, например храм Джоканг в Лхасе, построены в индийском и неварском архитектурных стилях. Многие строения возводились из гранита, кирпича, а иногда из дерева. Особый тибетский стиль проявляется в великолепии храма Кумбум в Гьянгдзе, монастырей Самье и Ташилхунпо, а также во дворце Потала. Однако, возможно самым выдающимся проявлением тибетской архитектуры является чортен(тибетская ступа). Изначально они предназначались для сохранения кремированных останков Будды Шакьямуни. Позже их назначение изменилось: чортены стали использовать в качестве усыпальниц для лам и святых. Эта традиция жива и поныне. Великолепный золотой чортен был построен в 1989 г. в монастыре Ташилхунпо для тела Десятого Панчен Ламы.
 +
Характерными чертами городской нерелигиозной архитектуры являются накренённые во внутреннюю сторону стены зданий из прочно подогнанных камней или высушённых на солнце кирпичей. Крыши тибетских домов плоские. В больших сооружениях крыши поддерживаются изнутри деревянными подпорками. Многие дома белят и окаймляют тёмной краской. В сельской местности дома обычно окружены стеной, создающей уютный маленький дворик. В некоторых регионах вход в дом охраняют нарисованные на дверях или стенах скорпионы и свастика. Домом для кочевников служат палатки из ячьей шерсти, называемые бар. Такие палатки достаточно просторны и могут вмещать всю семью. Открытый верх палатки позволяет выходить дыму наружу.<br />
 +
 
 +
=== 5. Музыка и танцы ===<br />
 +
 
 +
Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетской жизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса. Главными ритуальными музыкальными инструментами являются: ролмо и силньен(плоские музыкальные тарелки), нга(подвешенные барабаны), дамару(ручные барабаны), дрилбу(колокольчики), дунчен(длинные трубы), канлин(конический гобой) и дункар(раковина).
 +
Любой, кому посчастливится присутствовать на тибетском празднике, сможет увидеть ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут значение и смысл, однако, даже непосвящённый зритель окажется под впечатлением от зрелищности и ярких масок танцоров.
 +
Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках, уходящий корнями к добуддистскому древнему верованию бон. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.
 +
Народные песни и танцы отличаются простотой, воспевают любовь, природную красоту и подвиги предков.<br />
 +
===
 +
6. Литература ===<br />
 +
 
 +
Созданная на тибетском языке литература включает труды по истории, религии, философии, медицине, астрономии, а также художественные и поэтические произведения. Тибетская литература является весьма обширной. Наиболее известны тексты, переведённые на тибетский язык с других языков, и собранные в двух больших канонических сборниках, называемых Ганджур и Данджур.
 +
Кроме религии, тибетская литература охватывает и светские темы: история, грамматика, поэзия, метрическая литература и словари, логика, астрология, математика, медицина, география, космология, закон, политика, музыка и танцы, театр и ремёсла.
 +
Современная светская литература Тибета представлена такими известными авторами, как поэт Йедам Церинг, прозаики Джампел Гьяцо, Таши Дава и Дондру Вангбум.<br />
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== V. Тибетская медицина ==<br />
 +
 
 +
В Тибете есть традиционная буддийская система врачевания, появившаяся и распространившаяся в V—VII веках. Она сложилась под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины, текстов тантры и абхидхармы.
 +
В основу терапии заложено использование природных средств растительного и животного происхождения. Оценки, даваемые современной медицинской наукой традиционной тибетской медицине, неоднозначны.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== VI. Тибетский календарь ==<br />
 +
 
 +
В Тибет лунный календарь впервые пришёл из Китая в ХII веке во время правления царя Сонгцэн Гампо, когда его жена, китайская принцесса Вэньчэнь, привезла с собой астрологические трактаты.
 +
Тибетский календарь является лунно-солнечным. Имеет 12-годичный цикл. Каждый год назван в честь того или иного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Таким образом, каждый 12-годичный цикл открывается годом Мыши. Дракон — единственное мифическое животное в этом календаре. Вместе с названием животных в тибетском календаре используется определение «четырёх стихий»: Дерево, Огонь, Земля и Вода. И название года может выглядеть так: Год огненной мыши или Год деревянной лошади.
 +
12-годичный цикл входит в больший, 60-годичный цикл. Новый год по тибетскому лунно-солнечному календарю наступает в период с конца января до начала марта. В тибетском буддизме есть специальные ламы, составляющие календари на каждый год и проводящие астрологические прогнозы.<br />
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== VII. Обычаи ==<br />
 +
 
 +
=== 1. Семейная жизнь ===<br />
 +
 
 +
Отличительной особенностью брачных отношений в Тибете является полиандрия. В древнем и средневековом Тибете присутствовали все виды брачных отношений, в том числе и полигамия. Позже полиандрия более широко распространилась по Тибету, за исключением провинции Амдо, где практикуется моногамия.
 +
Многомужество представляет собой женитьбу родных братьев на одной девушке. Жена выполняет свои супружеские обязанности с каждым из братьев по очереди. Очередь строго соблюдается: один из братьев выставляет свою обувь у дверей спальни, это считается знаком для других братьев, что он в сейчас находится с женой.
 +
Выбор будущей супруги делает только старший брат. Все дети рожденные в таком браке, считаются его детьми. Подавать на развод имеет право также старший брат, однако для этого уже нужно согласие остальных братьев.
 +
Имеется и такая разновидность полиандрии, когда к братьям может присоединиться посторонний мужчина. Это делается в том случае, если в семье долго не рождался ребенок. Таким способом тибетская семья надеется заиметь наследника.
 +
Полиандрия в Тибете прижилась по экономическим соображениям: бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав её женой сразу для всех сыновей и сохранив для них общий родительский кров. Это давало возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог бы разорить многих тибетцев.
 +
Браки среди тибетцев традиционно предполагали одобрение со стороны ламы - астролога, рассмотрение на предмет совместимости жениха и невесты. Непосредственно брачная церемония являлась светским мероприятием, и ламы участия в ней не принимали. Современные тибетские молодые люди обычно знакомятся на людных встречах, а затем обращаются к своим родителям за разрешением на брак.<br />
 +
 
 +
=== 2. Погребение ===<br />
 +
 
 +
У тибетцев есть несколько традиционных разновидностей погребальных практик, которые согласуются с описанными в «Тибетской книге мёртвых». Одна из них — так называемые «небесные» похороны, когда тело покойного скармливается хищным птицам. Вера в реинкарнацию является частью тибетского буддизма, поэтому в надежде на то, что ушедший обретёт более хорошую жизнь в новом перевоплощении, члены семьи покойного делают благотворительные пожертвования.
 +
Распространённой традицией в Тибете является подношение ката, или ритуального белого шарфа, символизирующего чистоту, в качестве приветствия, во время посещения святых мест, на брачных или похоронных церемониях. <br />
 +
 
 +
=== 3. Традиционные праздники ===<br />
 +
 
 +
В Тибете отмечаются как многочисленные местные, так и национальные праздники. Самыми важными днями тибетского календаря считаются дни, связанные с деяниями Будды.
 +
На первый день первого месяца приходится Лосар, тибетский праздник нового года (февраль-март по григорианскому календарю). Через три дня после него начинается двухнедельный праздник Монлам («молитва»), во время которого ежедневно читаются специальные молитвы.
 +
В середине четвёртого месяца тибетского календаря отмечается Сага дава — день рождения, просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни, в который тибетцы молятся, постятся и делают подношения. День ухода из жизни реформатора тибетского буддизма Цонкапы отмечается в 25 день 10 месяца возжиганием масляных лампад.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== VIII. Кухня ==<br />
 +
 
 +
Тибетская кухня имеет большие отличия от соседних стран. Тибетцы — скотоводческий народ, поэтому мясо и молоко составляет важную часть их национальной кухни.
 +
Одним из самых любимых блюд для тибетцев являются пельмени момо, которые готовятся из мясного фарша с добавлением лука, чеснока, кориандра, соли, перца и тмина, а затем все это оборачивается в тесто и варится на пару.
 +
Кроме этого, если в Индии и Китае главной аграрной культурой является рис, то в Тибете это ячмень. Из молотого ячменя делают национальное тибетское блюдо цампа. Цампа является основной пищей для тибетцев.
 +
Важным в повседневной жизни является чай. Употребление чая в Тибете является особой культурой, отличной от китайской традиции. В чай тибетцы добавляют масло и молоко.
 +
В кухне тибетцев много места занимает мясо и овощи. Меньше пряностей и специй. Очень мало рыбы и морепродуктов. Делают здесь и слабоалкогольное вино из риса.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== IX. Одежда ==<br />
 +
 
 +
Тибетцы носят халаты, рубашки, кожаные сапоги с заострёнными носками. Халат (чуба) у мужчин завязывается под правой рукой и подпоясывается двумя сотканными поясами. Рубашки также завязываются на правую сторону. Мужская и женская одежда не имеет карманов и пуговиц.
 +
Тибетские женщины также носят чубу, с рукавами и без. Одежда их более разнообразная и яркая, с различными элементами, головными уборами и украшениями. Замужние женщины отличаются от девушек яркими полосатыми передниками.
 +
На севере Тибета, где климат холоднее, местные пастухи носят меховые пальто. На юге, где климат тёплее, одежда более лёгкая и сшита из шерстяной ткани. Головными уборами являются фетровые или меховые шапки.
 +
Особую одежду, отличную от мирян, носят тибетские монахи. Их одежда отличается крайним аскетизмом. Состоит из антаравасака («внутренняя одежда»), представляющая собой кусок ткани, которым оборачивают живот и ноги. Верхнюю часть тела оборачивают в кусок ткани большего размера, эта часть называется уттара санга — «верхняя одежда». Для защиты от холода поверх внутренней одежды монахи одевают сангати («внешняя одежда»).
 +
По традиции махаяны монахи должны носить одежду только жёлто-оранжевого или бордового цвета. В комплект одежды монаха также входят головные уборы, обувь, штаны и рубашки.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== X. Религия ==<br />
 +
 
 +
Этнические тибетцы исповедуют тибетский буддизм и религию бон.<br />
 +
 
 +
=== 1. Тибетский буддизм ===<br />
 +
 
 +
Религия очень важна для тибетцев и оказывает большое влияние на все стороны их жизни. Бон — это древняя религия Тибета. Буддизм на Тибет принес Падмасамбхава и способствовал его распространению. Тибетский буддизм — это точная тибетоязычная версия позднеиндийского буддизма Махаяны. <br />
 +
 
 +
=== 2. Ислам ===<br />
 +
 
 +
Мусульмане живут в Тибете с 8—9 веков. В больших тибетских городах есть небольшие сообщества мусульман, которые ведут свои корни от иммигрантов из трех основных регионов: Кашмир, Ладакх и исламские страны центральной Азии. Исламское влияние на Тибет было также со стороны Персии. После прецедента в 1959 году, когда группа тибетских мусульман получила индийское гражданство на основании их исторических кашмирских корней, правительство Индии объявило всех тибетских мусульман индийскими гражданами в том же году. Другие мусульманские этнические группы, которые давно поселились на Тибете, это хуэйцзу, салары, дунсян и баоань.<br />
 +
 
 +
=== 3. Христианство ===<br />
 +
 
 +
Первыми христианами, которые достигли Тибета, были несториане, следы и надписи которых были найдены в Тибете. Позже христианство было представлено в Ладакх и У-Цанг и было радушно принято правителем Цанга.
 +
 
 +
----
 +
 +
== XI. Тибет в популярной культуре. ==<br />
 +
 
 +
В последнее время появилось некоторое количество фильмов о Тибете, наиболее известные из которых — это голливудские Семь лет в Тибете с Брэдом Питтом в главной роли и Кундун режиссёра Мартина Скорсезе. Другие фильмы: Самсара, Миларепа, Кубок и Гималаи, фильм французско-американского производства с тибетскими актёрами, съёмки которого велись в Непале и Тибете. В 2005 году тибетский кинорежиссёр Тензин Сонам и его партнер Риту Сарин сняли фильм Мечты о Лхасе русск., первый международно признанный художественный фильм родом из тибетской диаспоры, исследующий действительность в современном Тибете. Кукушили: Горный патруль — это фильм о тибетцах, защищающих оронго от браконьеров. Фильм выиграл многочисленные награды.
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== XII. Интересные факты: ==<br />
 +
 
 +
* Элемент маркированного списка
 +
• В 1920-х годах в Тибете существовали налоги на уши и нос.
 +
• В 2001—2006 годах был построен высокогорный участок железной дороги Голмуд — Лхаса. Из 1142 км участка — 969 км пролегают на высоте более 4 км над уровнем моря, есть и ж/д перевал находящийся выше 5 км над уровнем моря. В пассажирские вагоны на высокогорных участках принудительно подаётся кислород, как через систему кондиционирования, так и индивидуально к каждому месту.<br />
 +
 
 +
----
 +
 
 +
== XIII. Выводы и мое мнение(отношение): ==<br />
 +
 
 +
Долгое время Тибет был закрытой страной, и попасть туда было почти невозможно. Лишь несколько лет назад эта территория открылась для посещения иностранцами. Вы увидите здесь больше сокровищ, чем в любой другой стране мира! В Тибете находится более 2000 храмов и монастырей - уникальная сокровищница культуры и традиций Востока.
 +
И хотя страна кажется пустой с очень редкой растительностью, но Вы встретите непрерывный поток тибетцев, посещающих храмы. Вы никогда не забудете тибетские песни, глаза тибетцев полные любви и доброжелательности, поскольку это – единственное место в мире, где Вы встретите неподдельную улыбку.
 +
Мне очень нравится Тибет и я когда-то хотела бы его посетить. Мне очень нравится их религия. Я хотела бы получить от них кусочек знаний, для пополнения своей картины мира. Прекрасная Архитектура, величественная природа, свежий воздух и чудесная атмосфера не дадут вам заскучать.

Текущая версия на 15:55, 19 апреля 2016

  1. Элемент нумерованного списка

I. Вступление:

=== 1. Тибет — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье. ===

Представляет собой культурную и религиозную общность, отличительными чертами которой являются тибетский язык и тибетский буддизм. Коренное население — тибетцы. Площадь (включая провинции У-Цанг, Кхам и Амдо) — 1,2 млн км². Как только Вы пересечете границу и окажетесь в Тибете, Вы сразу поймете, почему эту страну называют "Крышей Мира". Весь путь по Тибету пролегает на высоте 4500-5000 м. На такой высоте близость к небу становится реальной и ощутимой. В Тибете распространен горный климат с большими суточными колебаниями температуры, и большим количеством солнечного света. Разности температур между югом и севером Тибета являются очень значительными.

=== 2. Границы и административное устройство ===

Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кам и Амдо, при этом территория нынешнего Тибетского автономного района включает лишь У-Цанг и западную часть Кама, а остальная территория Кама и регион Амдо разбиты между провинциями Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу.

=== 3. Население ===

Тибетцы заняты в основном в сельском хозяйстве и животноводстве. Вопрос о количестве и национальном составе населения Тибета весьма сложен. Связано это, во-первых, с отсутствием точного определения территории Тибета, во-вторых с предвзятостью источников. Правительство Тибета в изгнании сообщает о шести миллионах этнических тибетцев и семи с половиной миллионах этнических китайцев.


== II. История ==

Наиболее ранние свидетельства о проживании людей в Тибете относятся к 3000-2000 годам до н. э.. Предположительно современные тибетцы происходят из северо-западного региона Китая, где смешивались различные этнические группы как минимум до 7 века нашей эры, среди которых наибольшее влияние на тибетцев оказали ранние китайские и бирманские группы с одной стороны, и тюркские народы — с другой. Согласно бонским легендам, тибетцы произошли от союза обезьяны и демоницы. Позднее с появлением в Тибете буддизма обезьяна стала рассматриваться как одно из проявлений Авалокитешвары.

=== 1. До 9 века ===

В древний период Тибет управлялся царями Ярлунгской династии, достоверная история которых начинается с 6-го века(о времени доярлунгских княжеств осталось слишком малое количество исторических свидетельств). Значимой силой Тибет стал во время правления Сонгцэна Гампо, 33-го царя Тибета (617—650), широко раздвинувшего границы своего царства. Сонгцэн Гампо оказал большое влияние на культуру Тибета, и считается, что он принёс буддизм народу Тибета и основал множество буддистских храмов, включая Джоканг. Почитается как первый «праведный (религиозный) царь». Наибольших военных успехов Тибет достиг при царе Тисонге Децэне (755—797), который также оказал большое влияние и на развитие тибетского буддизма. Во время правления Ралпачана (815—838) буддизм и культура продолжали процветать. Однако тибетская империя ослабевала и окончательно распалась после убийства Ландармы (838—841), правление которого было отмечено активным подавлением буддизма, что прервало его развитие более чем на столетие. К концу 9 века Тибет состоял из отдельных воюющих между собой княжеств.

=== 2. 9—13 века ===

Поклонение религии бон возобновилось в Центральном Тибете. В 1042 году миссионерская деятельность Атишы способствовала возрождению в Центральном Тибете буддизма. В 1073 году был основан монастырь Сакья и ряд других монастырей направления тибетского буддизма. Различные монастыри и школы стали получать поддержку местных властителей, разрабатывались системы иерархической преемственности, в том числе через перевоплощение. Активное развитие получала тибетская культура. В середине 13 века Тибет вынужденно установил политико-религиозные отношения с монгольской империей. В 1247 году глава школы Сакья получил от Годана символическую власть над Тибетом. С этого времени власть в стране сосредотачивалась в руках буддийских иерархов. С крушением династии Юань в 1368 году Тибет получил независимость, которая продолжалась более 100 лет под господством клана Пхагмодру.

=== 3. 14—19 века ===

В начале 15-го века важную роль в истории Тибета сыграл Цонкапа, стремившийся реформировать тибетский буддизм. В своей доктрине он делал акцент на философских и нравственных идеях Атиши и, основав свой собственный монастырь, установил в нём строгую монашескую дисциплину. Тибет находился в сильной зависимости от Пекина, армии которого вмешивались для восстановления порядка, например, во время гражданской войны в 1728 году или во время нападения гуркхов в 1792. В это же время (в конце 19 века) из Тибета были удалены все иностранцы. С постепенным ослаблением империи Тибет обретал всё большую независимость, которую провозгласил в 1913 году.

=== 4. Первая половина 20 века ===

В конце 19-го — начале 20-го века Тибет стал участником Большой игры, борьбы за власть в Центральной Азии между Россией и Великобританией. Британцы с середины 19 века пытались наладить торговые пути между Индией и Китаем через Тибет и установить для Великобритании преимущественные привилегии в регионе. Увидев для себя угрозу со стороны возможного союза России и Тибета, британцы стали предпринимать активные действия. В результате ряда событий и соглашений Россия и Великобритания признали суверенитет Китая над Тибетом и обязались не вмешиваться в его внутренние дела. После развала империи Цин и подписания тибето-монгольского договора Далай-лама XIII, взявший власть в свои руки в 1895 году, объявил о независимости Тибета от Китая и провозгласил независимое Тибетское государство. С 1913 по 1951 год Тибет функционировал как де-факто независимое государство. Однако ни Китай, ни одно из государств-членов Лиги наций официально не признало независимости Тибета. Далай-лама XIII попытался улучшить положение в Тибете, проводил реформы и модернизацию с использованием достижений современной цивилизации, уделял много внимания созданию новой армии, но вводимые новшества встречали сопротивление со стороны многих тибетцев, включая монахов и духовенство. После вынужденного заключения в мае 1951 года тибето-китайского соглашения Тибет стал «национальным автономным регионом», но под фактическим контролем со стороны китайских коммунистов.

=== 5. С середины 20 века ===

В 1949 г. Коммунистическая партия Китая, одержав победу в гражданской войне, окончательно лишила власти правительство Гоминдана. Однако вплоть до октября 1951 г., когда представители Далай-ламы и Панчен-ламы подписали «Соглашение о мирном освобождении Тибета», Китай воздерживался от направления туда своей армии. В телеграмме, направленной Мао Цзэ-дуну 24 октября 1951 г., Далай-лама выразил поддержку указанного соглашения в 17-ти пунктах. Тремя годами спустя оба прибыли в Пекин с целью участия в работе созванного тогда Всекитайского собрания народных представителей, где Далай-лама был избран вице-председателем его Постоянного комитета, а Панчен-лама – членом указанной структуры. Народно-освободительная армия Китая, войдя в Тибет, хотя и приняла меры по реализации прав крепостных, однако на первых порах не пыталась реорганизовать тибетское общество по социалистической модели. Впрочем, аристократия и правящее духовенство уже осознавали, что находящаяся в их собственности земля рано или поздно подвергнется национализации и перераспределению – подобно тому, как это случилось в остальной части Китая. Безусловно, наиболее разрушительным событием последних десятилетий следует считать «культурную революцию», продолжавшуюся с 1966 по 1976 г. Многое из художественного наследия Тибета пострадало во время Культурной революции. То, что не было разрушено, было вывезено за пределы Китая или на художественный рынок Гонконга. Множество тибетских ремесленников было подвергнуто гонениям. И только в последние годы, исправляя ошибки прошлого, китайское правительство делает всё возможное для возвращения вывезенных исторических ценностей. За последнее время более тринадцати с половиной тысяч предметов искусства были возвращены в Тибет, а оставшиеся немногочисленные художники и ремесленники смогли снова вернуться к своей работе и начать обучать молодых тибетцев. Представление, будто большинство тибетцев сожалеет о произошедшем и желает отделения от Китая, является продуктом, созданным на Западе и распространяемым бежавшими в Индию тибетскими аристократами. Действительно, чтобы поверить в это, необходимо вывести человеческое мышление за пределы всякой логики. Ну кто может поверить, что миллионы бывших крепостных и рабов – более 90% населения – вдруг стали несчастными от того, что сбросили оковы? Теперь они имеют возможность держать собственные стада, владеть земельными угодьями, вступать в браки с кем желают без предварительного разрешения хозяина, не подвергаются наказаниям за неуважение к тому же хозяину, имеют собственные дома, посещают школы, пользуются относительно современными медицинскими учреждениями, имеют дороги с твёрдым покрытием, аэропорты и современную промышленность. Однако наиболее объективным критерием достигнутого прогресса следует считать статистику роста населения: начиная с 1950 население Тибета удвоилось, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 36 до 65 лет.


== III. Культура==

=== 1. Тибетский язык ===

Тибетский язык относится к тибето-бирманской языковой группе сино-тибетской языковой семьи. С момента вхождения в состав Китая официальным языком на территории Тибета является китайский, однако делопроизводство разрешено вести на тибетском, также в начальной школе обучение зачастую ведётся на тибетском, с постепенным переходом на китайский язык к старшим классам.

=== 2. Тибетский алфавит ===

Тибетский язык относится к тибето-бирманской подсемье сино-тибетской семьи языков. Количество носителей тибетского языка около 6 млн человек. Основной ареал распространения — Тибетский автономный район и сопредельные с ним провинции КНР. На этом языке также говорят в Индии, Непале, Бутане и Пакистане. Для записи используется тибетское письмо, которое в свою очередь произошло от письменности брахми. Тибетский алфавит был введён в первой половине VII века по указу царя Сонгцэн Гампо и разработан Тхонми Самбхотой.

=== 3. Грамотность ===

Уровень грамотности среди тибетцев составляет менее 50 %. Уровень грамотности до вторжения КНР точно неизвестен. Образование было в основном монастырским, почти в каждой семье кто-нибудь был монахом, большинство монахов были грамотными. Светское образование стало распространяться в первой половине ХХ в. В 1951 году в стране было всего 100 казённых и частных школ. Тибетская «Грамматика» и «Завещание» царя Сонгцэн Гампо считаются первыми оригинальными произведениями, созданными тибетской письменностью. Значительную часть в тибетской литературе составляют переводы буддийских произведений с санскрита. Рукописи IX—X веков из Дуньхуана являются научно доказанными и уверенно датируемыми оригинальными произведениями на тибетском языке. Сохранилась обширная коллекция литературных произведений, написанная тибетскими учёными и религиозными деятелями по различным аспектам буддизма. Буддистская литературная школа Тибета подразделяется на несколько больших школ: Ньингма, Сарма, Кагью, Сакья и Гелуг. Существуют также и несколько малых школ.


== IV. Искусство ==

Тибетская культура в добуддистскую эпоху была представлена культурой бон, когда древние жители Тибета исповедовали шаманизм и поклонялись духам природы и предков. Буддийское искусство Тибета сформировалось в конце 10-го начале 11-го веков. Практически все элементы тибетского искусства, за исключением некоторых народных ремёсел, черпали вдохновение в буддизме, пришедшем в Тибет из Индии. Первоначально тибетцы приглашали к себе кашмирских мастеров, а также неварцев из долины Катманду для создания произведений искусства. Копируя неварскую технику, обучаясь у мастеров в северной Индии, производя большое количество предметов живописи, бронзовых и глиняных скульптур, тибетцы постепенно вырабатывали свой собственный стиль, отличающийся «ощутимым чувством концептуальной „цельности“», в большей степени сформировавшийся к 15 веку.

=== 1. Живопись и скульптура ===

Живопись Тибета придерживается стереотипных форм: в центре произведения располагается большое изображение Тханкабуддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже на буддистских танка стали изображать лам и сцены из их жизни на заднем плане. Из Индии пришла школа религиозной живописи – танка. С ХV века в тибетской живописи проявляется китайское влияние, которое выражается в более свободном подходе китайской пейзажной живописи. Это позволило тибетским художникам больше использовать пейзаж в религиозных картинах. Особняком стоит искусство «песочной мандалы», рисунок сложной геометрической формы, составленный из разноцветного песка. Буддистские монахи кропотливо, на протяжении многих дней, создают эти картины. Затем, в определённый день, при большом стечении народа, изображение разрушается, а песок раздаётся верующим. Художники Тибета традиционно оставались неизвестными, работали анонимно и без славы. Использование цветов в искусстве определялось обычаями и жёстким символизмом.

=== 2. Литьё из бронзы ===

Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.

=== 3. Декоративно-прикладное искусство ===

Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень.

=== 4. Архитектура ===

Самые ранние религиозные сооружения Тибета, например храм Джоканг в Лхасе, построены в индийском и неварском архитектурных стилях. Многие строения возводились из гранита, кирпича, а иногда из дерева. Особый тибетский стиль проявляется в великолепии храма Кумбум в Гьянгдзе, монастырей Самье и Ташилхунпо, а также во дворце Потала. Однако, возможно самым выдающимся проявлением тибетской архитектуры является чортен(тибетская ступа). Изначально они предназначались для сохранения кремированных останков Будды Шакьямуни. Позже их назначение изменилось: чортены стали использовать в качестве усыпальниц для лам и святых. Эта традиция жива и поныне. Великолепный золотой чортен был построен в 1989 г. в монастыре Ташилхунпо для тела Десятого Панчен Ламы. Характерными чертами городской нерелигиозной архитектуры являются накренённые во внутреннюю сторону стены зданий из прочно подогнанных камней или высушённых на солнце кирпичей. Крыши тибетских домов плоские. В больших сооружениях крыши поддерживаются изнутри деревянными подпорками. Многие дома белят и окаймляют тёмной краской. В сельской местности дома обычно окружены стеной, создающей уютный маленький дворик. В некоторых регионах вход в дом охраняют нарисованные на дверях или стенах скорпионы и свастика. Домом для кочевников служат палатки из ячьей шерсти, называемые бар. Такие палатки достаточно просторны и могут вмещать всю семью. Открытый верх палатки позволяет выходить дыму наружу.

=== 5. Музыка и танцы ===

Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетской жизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса. Главными ритуальными музыкальными инструментами являются: ролмо и силньен(плоские музыкальные тарелки), нга(подвешенные барабаны), дамару(ручные барабаны), дрилбу(колокольчики), дунчен(длинные трубы), канлин(конический гобой) и дункар(раковина). Любой, кому посчастливится присутствовать на тибетском празднике, сможет увидеть ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут значение и смысл, однако, даже непосвящённый зритель окажется под впечатлением от зрелищности и ярких масок танцоров. Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках, уходящий корнями к добуддистскому древнему верованию бон. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете. Народные песни и танцы отличаются простотой, воспевают любовь, природную красоту и подвиги предков.

=

6. Литература ===

Созданная на тибетском языке литература включает труды по истории, религии, философии, медицине, астрономии, а также художественные и поэтические произведения. Тибетская литература является весьма обширной. Наиболее известны тексты, переведённые на тибетский язык с других языков, и собранные в двух больших канонических сборниках, называемых Ганджур и Данджур. Кроме религии, тибетская литература охватывает и светские темы: история, грамматика, поэзия, метрическая литература и словари, логика, астрология, математика, медицина, география, космология, закон, политика, музыка и танцы, театр и ремёсла. Современная светская литература Тибета представлена такими известными авторами, как поэт Йедам Церинг, прозаики Джампел Гьяцо, Таши Дава и Дондру Вангбум.


== V. Тибетская медицина ==

В Тибете есть традиционная буддийская система врачевания, появившаяся и распространившаяся в V—VII веках. Она сложилась под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины, текстов тантры и абхидхармы. В основу терапии заложено использование природных средств растительного и животного происхождения. Оценки, даваемые современной медицинской наукой традиционной тибетской медицине, неоднозначны.


== VI. Тибетский календарь ==

В Тибет лунный календарь впервые пришёл из Китая в ХII веке во время правления царя Сонгцэн Гампо, когда его жена, китайская принцесса Вэньчэнь, привезла с собой астрологические трактаты. Тибетский календарь является лунно-солнечным. Имеет 12-годичный цикл. Каждый год назван в честь того или иного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Таким образом, каждый 12-годичный цикл открывается годом Мыши. Дракон — единственное мифическое животное в этом календаре. Вместе с названием животных в тибетском календаре используется определение «четырёх стихий»: Дерево, Огонь, Земля и Вода. И название года может выглядеть так: Год огненной мыши или Год деревянной лошади. 12-годичный цикл входит в больший, 60-годичный цикл. Новый год по тибетскому лунно-солнечному календарю наступает в период с конца января до начала марта. В тибетском буддизме есть специальные ламы, составляющие календари на каждый год и проводящие астрологические прогнозы.


== VII. Обычаи ==

=== 1. Семейная жизнь ===

Отличительной особенностью брачных отношений в Тибете является полиандрия. В древнем и средневековом Тибете присутствовали все виды брачных отношений, в том числе и полигамия. Позже полиандрия более широко распространилась по Тибету, за исключением провинции Амдо, где практикуется моногамия. Многомужество представляет собой женитьбу родных братьев на одной девушке. Жена выполняет свои супружеские обязанности с каждым из братьев по очереди. Очередь строго соблюдается: один из братьев выставляет свою обувь у дверей спальни, это считается знаком для других братьев, что он в сейчас находится с женой. Выбор будущей супруги делает только старший брат. Все дети рожденные в таком браке, считаются его детьми. Подавать на развод имеет право также старший брат, однако для этого уже нужно согласие остальных братьев. Имеется и такая разновидность полиандрии, когда к братьям может присоединиться посторонний мужчина. Это делается в том случае, если в семье долго не рождался ребенок. Таким способом тибетская семья надеется заиметь наследника. Полиандрия в Тибете прижилась по экономическим соображениям: бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав её женой сразу для всех сыновей и сохранив для них общий родительский кров. Это давало возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог бы разорить многих тибетцев. Браки среди тибетцев традиционно предполагали одобрение со стороны ламы - астролога, рассмотрение на предмет совместимости жениха и невесты. Непосредственно брачная церемония являлась светским мероприятием, и ламы участия в ней не принимали. Современные тибетские молодые люди обычно знакомятся на людных встречах, а затем обращаются к своим родителям за разрешением на брак.

=== 2. Погребение ===

У тибетцев есть несколько традиционных разновидностей погребальных практик, которые согласуются с описанными в «Тибетской книге мёртвых». Одна из них — так называемые «небесные» похороны, когда тело покойного скармливается хищным птицам. Вера в реинкарнацию является частью тибетского буддизма, поэтому в надежде на то, что ушедший обретёт более хорошую жизнь в новом перевоплощении, члены семьи покойного делают благотворительные пожертвования. Распространённой традицией в Тибете является подношение ката, или ритуального белого шарфа, символизирующего чистоту, в качестве приветствия, во время посещения святых мест, на брачных или похоронных церемониях.

=== 3. Традиционные праздники ===

В Тибете отмечаются как многочисленные местные, так и национальные праздники. Самыми важными днями тибетского календаря считаются дни, связанные с деяниями Будды. На первый день первого месяца приходится Лосар, тибетский праздник нового года (февраль-март по григорианскому календарю). Через три дня после него начинается двухнедельный праздник Монлам («молитва»), во время которого ежедневно читаются специальные молитвы. В середине четвёртого месяца тибетского календаря отмечается Сага дава — день рождения, просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни, в который тибетцы молятся, постятся и делают подношения. День ухода из жизни реформатора тибетского буддизма Цонкапы отмечается в 25 день 10 месяца возжиганием масляных лампад.


== VIII. Кухня ==

Тибетская кухня имеет большие отличия от соседних стран. Тибетцы — скотоводческий народ, поэтому мясо и молоко составляет важную часть их национальной кухни. Одним из самых любимых блюд для тибетцев являются пельмени момо, которые готовятся из мясного фарша с добавлением лука, чеснока, кориандра, соли, перца и тмина, а затем все это оборачивается в тесто и варится на пару. Кроме этого, если в Индии и Китае главной аграрной культурой является рис, то в Тибете это ячмень. Из молотого ячменя делают национальное тибетское блюдо цампа. Цампа является основной пищей для тибетцев. Важным в повседневной жизни является чай. Употребление чая в Тибете является особой культурой, отличной от китайской традиции. В чай тибетцы добавляют масло и молоко. В кухне тибетцев много места занимает мясо и овощи. Меньше пряностей и специй. Очень мало рыбы и морепродуктов. Делают здесь и слабоалкогольное вино из риса.


== IX. Одежда ==

Тибетцы носят халаты, рубашки, кожаные сапоги с заострёнными носками. Халат (чуба) у мужчин завязывается под правой рукой и подпоясывается двумя сотканными поясами. Рубашки также завязываются на правую сторону. Мужская и женская одежда не имеет карманов и пуговиц. Тибетские женщины также носят чубу, с рукавами и без. Одежда их более разнообразная и яркая, с различными элементами, головными уборами и украшениями. Замужние женщины отличаются от девушек яркими полосатыми передниками. На севере Тибета, где климат холоднее, местные пастухи носят меховые пальто. На юге, где климат тёплее, одежда более лёгкая и сшита из шерстяной ткани. Головными уборами являются фетровые или меховые шапки. Особую одежду, отличную от мирян, носят тибетские монахи. Их одежда отличается крайним аскетизмом. Состоит из антаравасака («внутренняя одежда»), представляющая собой кусок ткани, которым оборачивают живот и ноги. Верхнюю часть тела оборачивают в кусок ткани большего размера, эта часть называется уттара санга — «верхняя одежда». Для защиты от холода поверх внутренней одежды монахи одевают сангати («внешняя одежда»). По традиции махаяны монахи должны носить одежду только жёлто-оранжевого или бордового цвета. В комплект одежды монаха также входят головные уборы, обувь, штаны и рубашки.


== X. Религия ==

Этнические тибетцы исповедуют тибетский буддизм и религию бон.

=== 1. Тибетский буддизм ===

Религия очень важна для тибетцев и оказывает большое влияние на все стороны их жизни. Бон — это древняя религия Тибета. Буддизм на Тибет принес Падмасамбхава и способствовал его распространению. Тибетский буддизм — это точная тибетоязычная версия позднеиндийского буддизма Махаяны.

=== 2. Ислам ===

Мусульмане живут в Тибете с 8—9 веков. В больших тибетских городах есть небольшие сообщества мусульман, которые ведут свои корни от иммигрантов из трех основных регионов: Кашмир, Ладакх и исламские страны центральной Азии. Исламское влияние на Тибет было также со стороны Персии. После прецедента в 1959 году, когда группа тибетских мусульман получила индийское гражданство на основании их исторических кашмирских корней, правительство Индии объявило всех тибетских мусульман индийскими гражданами в том же году. Другие мусульманские этнические группы, которые давно поселились на Тибете, это хуэйцзу, салары, дунсян и баоань.

=== 3. Христианство ===

Первыми христианами, которые достигли Тибета, были несториане, следы и надписи которых были найдены в Тибете. Позже христианство было представлено в Ладакх и У-Цанг и было радушно принято правителем Цанга.


== XI. Тибет в популярной культуре. ==

В последнее время появилось некоторое количество фильмов о Тибете, наиболее известные из которых — это голливудские Семь лет в Тибете с Брэдом Питтом в главной роли и Кундун режиссёра Мартина Скорсезе. Другие фильмы: Самсара, Миларепа, Кубок и Гималаи, фильм французско-американского производства с тибетскими актёрами, съёмки которого велись в Непале и Тибете. В 2005 году тибетский кинорежиссёр Тензин Сонам и его партнер Риту Сарин сняли фильм Мечты о Лхасе русск., первый международно признанный художественный фильм родом из тибетской диаспоры, исследующий действительность в современном Тибете. Кукушили: Горный патруль — это фильм о тибетцах, защищающих оронго от браконьеров. Фильм выиграл многочисленные награды.


== XII. Интересные факты: ==

  • Элемент маркированного списка

• В 1920-х годах в Тибете существовали налоги на уши и нос. • В 2001—2006 годах был построен высокогорный участок железной дороги Голмуд — Лхаса. Из 1142 км участка — 969 км пролегают на высоте более 4 км над уровнем моря, есть и ж/д перевал находящийся выше 5 км над уровнем моря. В пассажирские вагоны на высокогорных участках принудительно подаётся кислород, как через систему кондиционирования, так и индивидуально к каждому месту.


== XIII. Выводы и мое мнение(отношение): ==

Долгое время Тибет был закрытой страной, и попасть туда было почти невозможно. Лишь несколько лет назад эта территория открылась для посещения иностранцами. Вы увидите здесь больше сокровищ, чем в любой другой стране мира! В Тибете находится более 2000 храмов и монастырей - уникальная сокровищница культуры и традиций Востока. И хотя страна кажется пустой с очень редкой растительностью, но Вы встретите непрерывный поток тибетцев, посещающих храмы. Вы никогда не забудете тибетские песни, глаза тибетцев полные любви и доброжелательности, поскольку это – единственное место в мире, где Вы встретите неподдельную улыбку. Мне очень нравится Тибет и я когда-то хотела бы его посетить. Мне очень нравится их религия. Я хотела бы получить от них кусочек знаний, для пополнения своей картины мира. Прекрасная Архитектура, величественная природа, свежий воздух и чудесная атмосфера не дадут вам заскучать.