Статья "Развитие учебно - познавательных компетенций при использовании проблемного обучения на уроках географии" — различия между версиями

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «<big>Учитель высшей категории, старший учитель Запорожского лицея №34 Тарасцова Л. В.</big><big…»)
 
(Развитие учебно - познавательных компетенций при использовании проблемного обучения на уроках географии.)
Строка 5: Строка 5:
 
В условиях информационного общества ценность знаний как таковых изменяется. Современная жизнь требует воспитания такого поколения, которое смогло бы не только применять в жизни школьные знания, а умело их добывать самостоятельно.
 
В условиях информационного общества ценность знаний как таковых изменяется. Современная жизнь требует воспитания такого поколения, которое смогло бы не только применять в жизни школьные знания, а умело их добывать самостоятельно.
 
Школа должна идти впереди событий, происходящих в стране, готовя ученика к адекватному восприятию изменений в обществе,  на новое поколение огромное влияние оказывает информация. Эта информация побуждает желание получить конвертируемое рыночное образование. Одним из важнейших элементов такого образования являются географические знания и навыки географического мышления. Результатом школьного географического образования должна стать  внутренняя познавательная установка личности на формирование целостных представлений, образов географических объектов и явлений. Которые основываются на комплексном подходе к изучению географических аспектов взаимодействия общества и природы в их единстве и взаимосвязи личности ученика ставится в настоящее время в центр учебного процесса, что требует от учителя переосмысления целей и задач урока с позиции ученика. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, побуждать у него интерес к ещё не решённым задачам, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать.  
 
Школа должна идти впереди событий, происходящих в стране, готовя ученика к адекватному восприятию изменений в обществе,  на новое поколение огромное влияние оказывает информация. Эта информация побуждает желание получить конвертируемое рыночное образование. Одним из важнейших элементов такого образования являются географические знания и навыки географического мышления. Результатом школьного географического образования должна стать  внутренняя познавательная установка личности на формирование целостных представлений, образов географических объектов и явлений. Которые основываются на комплексном подходе к изучению географических аспектов взаимодействия общества и природы в их единстве и взаимосвязи личности ученика ставится в настоящее время в центр учебного процесса, что требует от учителя переосмысления целей и задач урока с позиции ученика. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, побуждать у него интерес к ещё не решённым задачам, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать.  
 +
 
Для пробуждения интереса к предмету я, как учитель географии, использую дидактический подход проблемного обучения, который развивает самостоятельную мыслительную деятельность ученика. Вопросы  и задания с помощью которых учитель может создавать на уроках проблемные ситуации могут быть использованы с разными дидактическими целями: при изучении нового материала, при повторении и закреплении знаний и умений. Многие из них следует рассматривать как познавательные задачи. Эффективность проблемного обучения опредиляется его систематичностью. Планируя уроки заранее предусматриваю и разрабатываю возможности осуществления проблемного подхода к изучению отдельных вопросов темы. Например, при планировании темы «Погода» на первом уроке формируется понятие «погода» как ключевое понятие всей темы и сформулировать основную познавательную задачу темы: отчего зависит погода? Почему погода бывает разная? Для того чтобы ответить на эти вопросы учащиеся должны изучить характеристики и явления погоды, установить:  
 
Для пробуждения интереса к предмету я, как учитель географии, использую дидактический подход проблемного обучения, который развивает самостоятельную мыслительную деятельность ученика. Вопросы  и задания с помощью которых учитель может создавать на уроках проблемные ситуации могут быть использованы с разными дидактическими целями: при изучении нового материала, при повторении и закреплении знаний и умений. Многие из них следует рассматривать как познавательные задачи. Эффективность проблемного обучения опредиляется его систематичностью. Планируя уроки заранее предусматриваю и разрабатываю возможности осуществления проблемного подхода к изучению отдельных вопросов темы. Например, при планировании темы «Погода» на первом уроке формируется понятие «погода» как ключевое понятие всей темы и сформулировать основную познавательную задачу темы: отчего зависит погода? Почему погода бывает разная? Для того чтобы ответить на эти вопросы учащиеся должны изучить характеристики и явления погоды, установить:  
 +
 
Какие эти характеристики и явления между собой связаны?
 
Какие эти характеристики и явления между собой связаны?
 
К каким изменениям погоды может привести изменение одной из них?
 
К каким изменениям погоды может привести изменение одной из них?
прослушав небольшое описание погоды  дня: «ранним летним  утром перед восходом солнца прохладно, безветренно. Солнце поднимается  над горизонтом., и поверхность начинает нагреваться. От нее нагревается воздух, появляется ветер, усиливается испарение. Теплый влажный воздух, поднимаясь, охлаждается,  образуются кучевые облака. Иногда может выпасть дождь. После 14 – 15 часов температура воздуха постепенно понижается, уменьшается испарение. Исчезают облака.Ветер к вечеру стихает, выпадает росса. Если изо дня в день  такая погода сохраняется: стоит устойчивая теплая летняя погода» (Г. А. Понурова) ученики самостоятельно находят связь с различными элементами погоды и делаю выводы.
+
Прослушав небольшое описание погоды  дня: ''«ранним летним  утром перед восходом солнца прохладно, безветренно. Солнце поднимается  над горизонтом., и поверхность начинает нагреваться. От нее нагревается воздух, появляется ветер, усиливается испарение. Теплый влажный воздух, поднимаясь, охлаждается,  образуются кучевые облака. Иногда может выпасть дождь. После 14 – 15 часов температура воздуха постепенно понижается, уменьшается испарение. Исчезают облака.Ветер к вечеру стихает, выпадает росса. Если изо дня в день  такая погода сохраняется: стоит устойчивая теплая летняя погода» (Г. А. Понурова)'' ученики самостоятельно находят связь с различными элементами погоды и делаю выводы.
 
По ходу  решения главной познавательной задачи они отвечают на более частые вопросы. Эти вопросы носят проблемный характер, так как предполагают применение ранее полученных знаний в новой ситуации и получение новых для объяснения изучаемых факторов и явлений.  
 
По ходу  решения главной познавательной задачи они отвечают на более частые вопросы. Эти вопросы носят проблемный характер, так как предполагают применение ранее полученных знаний в новой ситуации и получение новых для объяснения изучаемых факторов и явлений.  
 
Этот процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. «Мышление, — отмечает А. В. Брушлинский, — берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперед… Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу».  
 
Этот процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. «Мышление, — отмечает А. В. Брушлинский, — берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперед… Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу».  
 
Приучаясь мыслить, решая поставленные проблемы,  говорить,  и писать самостоятельно, ученик постигает бесконечное множество понятий, возренний на предметы, множество  мыслительных чувств. Это позволит ему легко  адаптироваться в новой  среде, во взрослой жизни.   
 
Приучаясь мыслить, решая поставленные проблемы,  говорить,  и писать самостоятельно, ученик постигает бесконечное множество понятий, возренний на предметы, множество  мыслительных чувств. Это позволит ему легко  адаптироваться в новой  среде, во взрослой жизни.   
 
На современном этапе над проблемой познавательной активности работают многие ученые, такие как: Н. Ф. Талызина, Г. А. Понурова, А. Г. Хрипаков,  Г. И. Щукина.  
 
На современном этапе над проблемой познавательной активности работают многие ученые, такие как: Н. Ф. Талызина, Г. А. Понурова, А. Г. Хрипаков,  Г. И. Щукина.  
Литература:
+
 
 +
 
 +
=== Литература: ==='''Полужирное начертание'''
 
1. Г. А. Понурова Проблемный подход в обучении географии; М; «Просвещение», 1995 г..
 
1. Г. А. Понурова Проблемный подход в обучении географии; М; «Просвещение», 1995 г..
 
2. О. Г. Стадник Проблемні та творчі завдання до курсу економічної географії; Х.; «Основа», 2005
 
2. О. Г. Стадник Проблемні та творчі завдання до курсу економічної географії; Х.; «Основа», 2005
 
3.  https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html
 
3.  https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html

Версия 14:52, 1 октября 2015

Учитель высшей категории, старший учитель Запорожского лицея №34 Тарасцова Л. В.Крупный текст

Развитие учебно - познавательных компетенций при использовании проблемного обучения на уроках географии.

В условиях информационного общества ценность знаний как таковых изменяется. Современная жизнь требует воспитания такого поколения, которое смогло бы не только применять в жизни школьные знания, а умело их добывать самостоятельно. Школа должна идти впереди событий, происходящих в стране, готовя ученика к адекватному восприятию изменений в обществе, на новое поколение огромное влияние оказывает информация. Эта информация побуждает желание получить конвертируемое рыночное образование. Одним из важнейших элементов такого образования являются географические знания и навыки географического мышления. Результатом школьного географического образования должна стать внутренняя познавательная установка личности на формирование целостных представлений, образов географических объектов и явлений. Которые основываются на комплексном подходе к изучению географических аспектов взаимодействия общества и природы в их единстве и взаимосвязи личности ученика ставится в настоящее время в центр учебного процесса, что требует от учителя переосмысления целей и задач урока с позиции ученика. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, побуждать у него интерес к ещё не решённым задачам, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать.

Для пробуждения интереса к предмету я, как учитель географии, использую дидактический подход проблемного обучения, который развивает самостоятельную мыслительную деятельность ученика. Вопросы и задания с помощью которых учитель может создавать на уроках проблемные ситуации могут быть использованы с разными дидактическими целями: при изучении нового материала, при повторении и закреплении знаний и умений. Многие из них следует рассматривать как познавательные задачи. Эффективность проблемного обучения опредиляется его систематичностью. Планируя уроки заранее предусматриваю и разрабатываю возможности осуществления проблемного подхода к изучению отдельных вопросов темы. Например, при планировании темы «Погода» на первом уроке формируется понятие «погода» как ключевое понятие всей темы и сформулировать основную познавательную задачу темы: отчего зависит погода? Почему погода бывает разная? Для того чтобы ответить на эти вопросы учащиеся должны изучить характеристики и явления погоды, установить:

Какие эти характеристики и явления между собой связаны? К каким изменениям погоды может привести изменение одной из них? Прослушав небольшое описание погоды дня: «ранним летним утром перед восходом солнца прохладно, безветренно. Солнце поднимается над горизонтом., и поверхность начинает нагреваться. От нее нагревается воздух, появляется ветер, усиливается испарение. Теплый влажный воздух, поднимаясь, охлаждается, образуются кучевые облака. Иногда может выпасть дождь. После 14 – 15 часов температура воздуха постепенно понижается, уменьшается испарение. Исчезают облака.Ветер к вечеру стихает, выпадает росса. Если изо дня в день такая погода сохраняется: стоит устойчивая теплая летняя погода» (Г. А. Понурова) ученики самостоятельно находят связь с различными элементами погоды и делаю выводы. По ходу решения главной познавательной задачи они отвечают на более частые вопросы. Эти вопросы носят проблемный характер, так как предполагают применение ранее полученных знаний в новой ситуации и получение новых для объяснения изучаемых факторов и явлений. Этот процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. «Мышление, — отмечает А. В. Брушлинский, — берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперед… Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу». Приучаясь мыслить, решая поставленные проблемы, говорить, и писать самостоятельно, ученик постигает бесконечное множество понятий, возренний на предметы, множество мыслительных чувств. Это позволит ему легко адаптироваться в новой среде, во взрослой жизни. На современном этапе над проблемой познавательной активности работают многие ученые, такие как: Н. Ф. Талызина, Г. А. Понурова, А. Г. Хрипаков, Г. И. Щукина.


=== Литература: ===Полужирное начертание 1. Г. А. Понурова Проблемный подход в обучении географии; М; «Просвещение», 1995 г.. 2. О. Г. Стадник Проблемні та творчі завдання до курсу економічної географії; Х.; «Основа», 2005 3. https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html