Статья "Развитие учебно - познавательных компетенций при использовании проблемного обучения на уроках географии" — различия между версиями

Материал из ЗапоВики
Перейти к: навигация, поиск
м (Развитие учебно - познавательных компетенций при использовании проблемного обучения на уроках географии)
(список литературы)
 
Строка 82: Строка 82:
 
# Г. А. Понурова Проблемный подход в обучении географии; М; «Просвещение», 1995 г..
 
# Г. А. Понурова Проблемный подход в обучении географии; М; «Просвещение», 1995 г..
 
# О. Г. Стадник Проблемні та творчі завдання до курсу економічної географії; Х.; «Основа», 2005
 
# О. Г. Стадник Проблемні та творчі завдання до курсу економічної географії; Х.; «Основа», 2005
# https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html
+
# Анциферова Л, И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.
</big>
+
# Аргинская И. И., Дмитриева И.Я., Полякова А. В., Романовская 3. И. и др. Обучаем по системе Л. В. Занкова. — М., 1991.
 +
# Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
 +
# Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М., 1983.
 +
# Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В.В.Давыдова. — М., 1966.

Текущая версия на 12:08, 25 января 2016

Развитие учебно - познавательных компетенций при использовании проблемного обучения на уроках географии

Тарасцова Людмила Владимировна, учитель географии Запорожского лицея №34, учитель высшей категории, "старший учитель"


В условиях информационного общества ценность знаний как таковых изменяется. Современная жизнь требует воспитания такого поколения, которое смогло бы не только применять в жизни школьные знания, а умело их добывать самостоятельно.

Школа должна идти впереди событий, происходящих в стране, готовя ученика к адекватному восприятию изменений в обществе, на новое поколение огромное влияние оказывает информация. Эта информация побуждает желание получить конвертируемое рыночное образование. Одним из важнейших элементов такого образования являются географические знания и навыки географического мышления. Результатом школьного географического образования должна стать внутренняя познавательная установка личности на формирование целостных представлений, образов географических объектов и явлений. Которые основываются на комплексном подходе к изучению географических аспектов взаимодействия общества и природы в их единстве и взаимосвязи личности ученика ставится в настоящее время в центр учебного процесса, что требует от учителя переосмысления целей и задач урока с позиции ученика. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, побуждать у него интерес к ещё не решённым задачам, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать.

Компетентностный подход вносит изменения в позицию учителя в организации образовательного процесса, изменения в характер взаимоотношений между учителем и учеником. Роль учителя на уроке – это роль наставника, координатора, партнера, а его задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества. Необходимое условие компетентностного подхода в обучении - создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей:

  • Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
  • Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
  • Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • Организация продуктивной групповой работы;
  • Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
  • Усиление практической направленности школьного образования по географии.

Создание такой среды позволяет существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.

Основными элементами проблемного обучения являются: [1]

  • проблемная ситуация как ситуация интеллектуального затруднения,
  • сама проблема,
  • источник проблемы, т.е. противоречие между прежними знаниями и
  • новыми фактами, явлениями, вызвавшими рассматриваемую проблему,
  • проблемный вопрос или задание.

Условиями создания проблемной ситуации в обучении географии могут быть [1]:

  • презентация учащимся географических фактов и явлений, вызывающих удивление своей необычностью;
  • анализ фактов и явлений, необъяснимых с позиции имеющихся у учащихся географических знаний;
  • определение и объяснение противоречий и разрыва в цепочке известных учащимся причинно-следственных связях проявляющихся природных явлений и процессов;
  • постановка учебных проблемных заданий, выполнение которых осуществляется в результате управляемой познавательной деятельности учащихся с источниками географической информации;
  • изучение содержания темы урока в процессе поиска учащимися ответов на поставленные учителем проблемные вопросы с привлечением субъектного опыта учащихся в формате рассматриваемого проблемного вопроса или задания;
  • новые знания и умения, которые необходимо приобрести для разрешения проблемной ситуации, и которые дополняют характеристику изучаемого явления[2].

При подготовке к такому уроку я, как учитель должна:

  • сформулировать цели урока и определить задачи по их достижению;
  • спланировать деятельность по выявлению субъектного опыта учеников по изучаемой теме (что уже ученики знают по теме урока);
  • определить, какие единицы знаний в содержании темы ученики должны усвоить;
  • определить единицы знаний в содержании темы, которые ученики могут усвоить самостоятельно, определить источники географических знаний необходимые для самостоятельного поиска ответов на проблемные вопросы;
  • сформулировать проблемные вопросы и задания, на которые ученики могут ответить в результате управляемого самостоятельного поиска, используя для этого необходимую географическую информацию, особенно текст и нетекстовые компоненты учебника и географическую карту.

Для пробуждения интереса к предмету я, как учитель географии, использую дидактический подход проблемного обучения, который развивает самостоятельную мыслительную деятельность ученика. Вопросы и задания с помощью которых учитель может создавать на уроках проблемные ситуации могут быть использованы с разными дидактическими целями: при изучении нового материала, при повторении и закреплении знаний и умений. Многие из них следует рассматривать как познавательные задачи. Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. Планируя уроки заранее предусматриваю и разрабатываю возможности осуществления проблемного подхода к изучению отдельных вопросов темы. Например, при планировании темы «Погода» на первом уроке формируется понятие «погода» как ключевое понятие всей темы и сформулировать основную познавательную задачу темы: отчего зависит погода? Почему погода бывает разная? Для того чтобы ответить на эти вопросы учащиеся должны изучить характеристики и явления погоды, установить:

Какие эти характеристики и явления между собой связаны?
К каким изменениям погоды может привести изменение одной из них?

Прослушав небольшое описание погоды дня: «ранним летним утром перед восходом солнца прохладно, безветренно. Солнце поднимается над горизонтом., и поверхность начинает нагреваться. От нее нагревается воздух, появляется ветер, усиливается испарение. Теплый влажный воздух, поднимаясь, охлаждается, образуются кучевые облака. Иногда может выпасть дождь. После 14 – 15 часов температура воздуха постепенно понижается, уменьшается испарение. Исчезают облака.Ветер к вечеру стихает, выпадает росса. Если изо дня в день такая погода сохраняется: стоит устойчивая теплая летняя погода» (Г. А. Понурова) ученики самостоятельно находят связь с различными элементами погоды и делают выводы. [3]

В ходе решения главной познавательной задачи они отвечают на более частые вопросы. Эти вопросы носят проблемный характер, так как предполагают применение ранее полученных знаний в новой ситуации и получение новых для объяснения изучаемых факторов и явлений. Этот процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. «Мышление, — отмечает А. В. Брушлинский, — берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперед… Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу».

Приучаясь мыслить, решая поставленные проблемы, говорить, и писать самостоятельно, ученик постигает бесконечное множество понятий, возренний на предметы, множество мыслительных чувств. Это позволит ему легко адаптироваться в новой среде, во взрослой жизни.

На современном этапе над проблемой познавательной активности работают многие ученые, такие как: Н. Ф. Талызина, Г. А. Понурова, А. Г. Хрипаков, Г. И. Щукина.

Следуя словам Баранского Н.Н. на уроках географии применимы игровые технологии, вызывающие огромный интерес школьников, особенно слабоуспевающих (в классах коррекционно-развивающего обучения). Т.к. игры и игровые упражнения способствуют развитию и концентрации внимания и памяти, восприятия и мышления. Развивающие упражнения повышают активность учащихся, усиливают их потребности в знаниях. На своих уроках я даю учащимся такие игровые упражнения, как: [2]

  1. Найди лишнее слово,
  2. Что такое? Кто такой?;
  3. Отгадай загадку, расшифруй ребус;
  4. Географическая цепочка;
  5. Подбери пару;
  6. Географические кроссворды, шарады.
  7. Работа с "осколочной картинкой" и др.

Игровые технологии возможно использовать как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях.

Литература

  1. Г. А. Понурова Проблемный подход в обучении географии; М; «Просвещение», 1995 г..
  2. О. Г. Стадник Проблемні та творчі завдання до курсу економічної географії; Х.; «Основа», 2005
  3. Анциферова Л, И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.
  4. Аргинская И. И., Дмитриева И.Я., Полякова А. В., Романовская 3. И. и др. Обучаем по системе Л. В. Занкова. — М., 1991.
  5. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
  6. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М., 1983.
  7. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В.В.Давыдова. — М., 1966.