Статья "Развитие учебно - познавательных компетенций при использовании проблемного обучения на уроках географии"
Развитие учебно - познавательных компетенций при использовании проблемного обучения на уроках географии
Тарасцова Людмила Владимировна, учитель географии Запорожского лицея №34, учитель высшей категории, "старший учитель"
В условиях информационного общества ценность знаний как таковых изменяется. Современная жизнь требует воспитания такого поколения, которое смогло бы не только применять в жизни школьные знания, а умело их добывать самостоятельно.
Школа должна идти впереди событий, происходящих в стране, готовя ученика к адекватному восприятию изменений в обществе, на новое поколение огромное влияние оказывает информация. Эта информация побуждает желание получить конвертируемое рыночное образование. Одним из важнейших элементов такого образования являются географические знания и навыки географического мышления. Результатом школьного географического образования должна стать внутренняя познавательная установка личности на формирование целостных представлений, образов географических объектов и явлений. Которые основываются на комплексном подходе к изучению географических аспектов взаимодействия общества и природы в их единстве и взаимосвязи личности ученика ставится в настоящее время в центр учебного процесса, что требует от учителя переосмысления целей и задач урока с позиции ученика. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, побуждать у него интерес к ещё не решённым задачам, но с которыми он столкнётся в будущем и которые ему предстоит решать.
Компетентностный подход вносит изменения в позицию учителя в организации образовательного процесса, изменения в характер взаимоотношений между учителем и учеником. Роль учителя на уроке – это роль наставника, координатора, партнера, а его задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества.
Необходимое условие компетентностного подхода в обучении - создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей:
- Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
- Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
- Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- Организация продуктивной групповой работы;
- Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
- Усиление практической направленности школьного образования по географии.
Создание такой среды позволяет существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.
Основными элементами проблемного обучения являются: [1]
- проблемная ситуация как ситуация интеллектуального затруднения,
- сама проблема,
- источник проблемы, т.е. противоречие между прежними знаниями и
- новыми фактами, явлениями, вызвавшими рассматриваемую проблему,
- проблемный вопрос или задание.
Условиями создания проблемной ситуации в обучении географии могут быть [1]:
- презентация учащимся географических фактов и явлений, вызывающих удивление своей необычностью;
- анализ фактов и явлений, необъяснимых с позиции имеющихся у учащихся географических знаний;
- определение и объяснение противоречий и разрыва в цепочке известных учащимся причинно-следственных связях проявляющихся природных явлений и процессов;
- постановка учебных проблемных заданий, выполнение которых осуществляется в результате управляемой познавательной деятельности учащихся с источниками географической информации;
- изучение содержания темы урока в процессе поиска учащимися ответов на поставленные учителем проблемные вопросы с привлечением субъектного опыта учащихся в формате рассматриваемого проблемного вопроса или задания;
- новые знания и умения, которые необходимо приобрести для разрешения проблемной ситуации, и которые дополняют характеристику изучаемого явления[2].
При подготовке к такому уроку я, как учитель должна:
- сформулировать цели урока и определить задачи по их достижению;
- спланировать деятельность по выявлению субъектного опыта учеников по изучаемой теме (что уже ученики знают по теме урока);
- определить, какие единицы знаний в содержании темы ученики должны усвоить;
- определить единицы знаний в содержании темы, которые ученики могут усвоить самостоятельно, определить источники географических знаний необходимые для самостоятельного поиска ответов на проблемные вопросы;
- сформулировать проблемные вопросы и задания, на которые ученики могут ответить в результате управляемого самостоятельного поиска, используя для этого необходимую географическую информацию, особенно текст и нетекстовые компоненты учебника и географическую карту.
Для пробуждения интереса к предмету я, как учитель географии, использую дидактический подход проблемного обучения, который развивает самостоятельную мыслительную деятельность ученика. Вопросы и задания с помощью которых учитель может создавать на уроках проблемные ситуации могут быть использованы с разными дидактическими целями: при изучении нового материала, при повторении и закреплении знаний и умений. Многие из них следует рассматривать как познавательные задачи. Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. Планируя уроки заранее предусматриваю и разрабатываю возможности осуществления проблемного подхода к изучению отдельных вопросов темы. Например, при планировании темы «Погода» на первом уроке формируется понятие «погода» как ключевое понятие всей темы и сформулировать основную познавательную задачу темы: отчего зависит погода? Почему погода бывает разная? Для того чтобы ответить на эти вопросы учащиеся должны изучить характеристики и явления погоды, установить:
- Какие эти характеристики и явления между собой связаны?
- К каким изменениям погоды может привести изменение одной из них?
Прослушав небольшое описание погоды дня: «ранним летним утром перед восходом солнца прохладно, безветренно. Солнце поднимается над горизонтом., и поверхность начинает нагреваться. От нее нагревается воздух, появляется ветер, усиливается испарение. Теплый влажный воздух, поднимаясь, охлаждается, образуются кучевые облака. Иногда может выпасть дождь. После 14 – 15 часов температура воздуха постепенно понижается, уменьшается испарение. Исчезают облака.Ветер к вечеру стихает, выпадает росса. Если изо дня в день такая погода сохраняется: стоит устойчивая теплая летняя погода» (Г. А. Понурова) ученики самостоятельно находят связь с различными элементами погоды и делают выводы. [3]
В ходе решения главной познавательной задачи они отвечают на более частые вопросы. Эти вопросы носят проблемный характер, так как предполагают применение ранее полученных знаний в новой ситуации и получение новых для объяснения изучаемых факторов и явлений. Этот процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. «Мышление, — отмечает А. В. Брушлинский, — берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперед… Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу».
Приучаясь мыслить, решая поставленные проблемы, говорить, и писать самостоятельно, ученик постигает бесконечное множество понятий, возренний на предметы, множество мыслительных чувств. Это позволит ему легко адаптироваться в новой среде, во взрослой жизни.
На современном этапе над проблемой познавательной активности работают многие ученые, такие как: Н. Ф. Талызина, Г. А. Понурова, А. Г. Хрипаков, Г. И. Щукина.
Следуя словам Баранского Н.Н. на уроках географии применимы игровые технологии, вызывающие огромный интерес школьников, особенно слабоуспевающих (в классах коррекционно-развивающего обучения). Т.к. игры и игровые упражнения способствуют развитию и концентрации внимания и памяти, восприятия и мышления. Развивающие упражнения повышают активность учащихся, усиливают их потребности в знаниях. На своих уроках я даю учащимся такие игровые упражнения, как: [2]
- Найди лишнее слово,
- Что такое? Кто такой?;
- Отгадай загадку, расшифруй ребус;
- Географическая цепочка;
- Подбери пару;
- Географические кроссворды, шарады.
- Работа с "осколочной картинкой" и др.
Игровые технологии возможно использовать как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях.
Литература
- Г. А. Понурова Проблемный подход в обучении географии; М; «Просвещение», 1995 г..
- О. Г. Стадник Проблемні та творчі завдання до курсу економічної географії; Х.; «Основа», 2005
- https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html